Шпаргалка по "Философия средневековья"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 13:27, шпаргалка

Описание работы

основные понятия философии средневековья

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 54.00 Кб (Скачать)

Однако наибольшее влияние оказал всё же Аристотель. Новая рецепция философии Аристотеля и составляет характерную черту  высокой (зрелой) схоластики XIII в. Ни один крупный мыслитель отныне не проходит мимо основательного изучения текстов  Аристотеля. Возникли две противоборствующие традиции – францисканская, ориентированная  на Августина и неоплатонизм, и  доминиканская, аристотелевская; обе  традиции были связаны с соответствующими монашескими орденами. К представителям зрелой схоластики относят Роберта  Гроссетеста, Роджера Бэкона, Раймонда Луллия, Альберта Великого (Больштедтского) и др., однако самым выдающимся систематиком средневековой философии стал Фома Аквинский (XIII в.). Ему удалось наиболее полное и глубокое соединение аристотелизма с традицией христианского богословия. В конце XIX в. его учение было принято католической церковью в качестве непоколебимой основы всей христианской философии (неотомизм). Среди его многочисленных и обширных произведений следует назвать прежде всего “Сумму против язычников” и “Сумму теологии”. В сочинениях Фомы достигает совершенства схоластическая форма (метод), следующая форме схоластического диспута: тезисы; вопросы для их выяснения; различные решения и аргументы “за” и “против” каждого из них (pro et contra); собственное решение (истинное) и опровержение остальных (ложных); наконец, построение всего рассуждения в виде силлогизма. Философия Аквината – самая фундаментальная попытка поставить религию и богословие выше философии, веру – выше разума.  

XIV в. – время поздней схоластики, кризиса схоластики, связанного с отказом от её основной идеи – союза веры и разума, богословия и философии, рационального обоснования веры. Начинается критика метафизических систем старых школ (via antiqua – античного, “старого” пути), связанная с развитием естественно-научных интересов и исследований (Вильям Оккам, Жан Буридан и др.). Последние великие схоластики средневековья, в особенности Оккам, переходят на позиции теории двойственной истины. Вера и богословие необходимы для спасения, имеют практическое значение. С одной стороны, философия не нужна богословию, не способна ничего решить в богословских вопросах. Например, доказательство бытия Бога невозможно (регресс уходит в бесконечность и ряд условий не может быть завершён), да и не нужно. С другой стороны, теоретические вопросы решаются философией – здесь необходим разум, а не вера или авторитет. Поэтому вера и богословие ничего не дают философии. Тем самым философия и богословие отделяются друг от друга. Богословие ограждается от критики учёных и философов, а философии предоставляется полная свобода и независимость от богословия. Тем самым поздняя схоластика подготовила почву для перехода к новой культуре светского типа, к эпохе Возрождения, когда научно-философская мысль снова становится самостоятельной и творческой, освобождается от опеки церкви, от навязанных ей догм.  

Учение Майстера Экхарта – высшая точка в развитии традиции средневековой христианской мистики. В ней речь идет о духовном пути, ведущем к индивидуальному внутреннему созерцанию божественного и личному, внецерковному соединению с ним. 

Апологетика, патристика и схоластика как основные направления средневековой философии. 

Основными направлениями средневековой философии  являются апологетика, патристика и  схоластика. 

Апологетика ("апология" в переводе означает "защита") - это философское  направление, которое ставило своей  задачей обоснование истинности и защиту христианства от критики  античных философов. Апологетика подразделяется на западную, которая закладывает основы католической церковной традиции, и восточную, лежащую в основе православной церковной традиции. Крупнейшим представителем западной апологетики был Квинт Септимий Тертуллиан (http://antology.rchgi.spb.ru/Tertullianus/_bio_rus.htm), который сформулировал смысл этого философского направления в формуле: "Верую, ибо абсурдно". Тертуллиан имел в виду, что видимая абсурдность и противоречия, которые присутствуют в христианском вероучении, являются не недостатками, а, наоборот, достоинствами христианства, ибо в этих парадоксальных положениях сосредоточено высшее знание, которое многократно превосходит возможности человеческого разума. Лишь в акте веры человек может приобщиться к этому знанию, и, тем самым, спастись. "Что общего между философом и христианином, между учеником греческой премудрости и учеником Неба?" - патетически восклицает Тертуллиан, отстаивая онтологические приоритеты раннего христианства. 

Восточная апологетика, в отличие от западной, ориентируется на созерцание внутреннего человека, неисповедимых глубин человеческого духа. Особое внимание восточные апологеты уделяют экзегезе - аллегорическому прочтению и толкованию священных текстов. В рамках этой ветви апологетики закладываются основы апофатической теологии, главный принцип которой состоит в том, что, определяя Бога, мы можем сказать только то, чем он не есть. Крупнейшими представителями восточной апологетики были Ориген (Ириней Лионский и Юстин  

Формулировка  основ христианского вероучения - догматики - которая происходит на Вселенских церковных соборах, первым из которых был состоявшийся в 325 году Никейский собор, приводит к возникновению второго направления средневековой философии - патристики. Название этого направления пошло от имени Отцов церкви (по латыни "патер") - наиболее авторитетных христианских мыслителей, которым церковь доверяла объяснение фундаментальных догматических положений. В рамках патристики закладываются основные принципы средневековой христианской мысли. Патристика также подразделяется на западную и восточную.

Крупнейшим  представителем западной патристики был  Аврелий Августин Августин является одним из крупнейших европейских мыслителей, который первым в своей книге "О Граде Божьем" сформулировал христианское понимание истории. В соответствии с ним, история имеет своё начало (момент творения), кульминацию (жизнь, смерть и воскресение Христа) и завершение (второе пришествие и Страшный суд). Каждое историческое событие, согласно Августину, является неповторимым, значимым и уникальным в контексте грядущего спасения или проклятия. Но Августин осмыслил не только историю человечества, в своей знаменитой "Исповедион дал блестящее описание духовных исканий человека и доказал важность обращения души к Богу. Августин является основоположником жанра исповеди в мировой литературе. 

Представителями восточной патристики были члены  так называемого "каппадокийского кружка": Василий Великий Григорий Назианзин и Григорий Нисский). Для стиля мышления этих философов характерна медитативная созерцательность и поиск божественной мудрости, которая не сводится к разумному началу. Сильное влияние на восточную патристику оказало учение неоплатонизма. 

Третьим, последним  направлением средневековой философии  была схоластика Её возникновение связано  с появлением в 9 веке монастырских школ и началом преподавания философии  как самостоятельной учебной  дисциплины. Напомним, что философия  или диалектика входила в число "семи свободных искусств", которые  составляли системы средневекового образования (кроме диалектики к  этим искусствам относили грамматику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку). Термин "схоластика", таким образом, означает "школьная философия". 

В рамках схоластики разрабатывается сложная и логически  чёткая система объяснения христианского  вероучения и соответствующего ему  мировоззрения (о развитии схоластики смотрите: Постольку поскольку схоластика оперировала абстрактными понятиями, в ней часто вспыхивали горячие дискуссии. Одной из таких полемических схваток был спор о природе общих понятий или универсалий, которые играют ключевую роль в мыслительной деятельности человека. В результате этого спора философы-схоласты разделились на два лагеря. Сторонники первого доказывали, что универсалии реально существуют, создавая самостоятельный мир сущностей, первичный по отношению к человеческому мышлению и единичным вещам. Поэтому они получили название реалистов. Крупнейшим представителем реализма в схоластике был Ансельм Кентерберийский Идейные оппоненты реалистов же настаивали на том, что реально существуют лишь вещи, которые воспринимаются чувственно, а универсалии являются именами этих вещей. Сторонники этого направления схоластики получили название номиналистов (от латинского "номен" - имя). Крупнейшим представителем номинализма был Росцеллин и Петр Абеляр Кстати, автобиографическая книга Абеляра "История моих бедствий" стала одним из наиболее популярных произведений философской беллетристики. 

Золотым веком  схоластики считается тринадцатое  столетие, а её крупнейшим представителем Фома Аквинский Фому Аквинского часто  называют "Средневековым Аристотелем", так как он упорядочил существовавшее в то время знание и привёл его  в состояние логически безупречной, строгой системы, в основе которой  лежит христианское вероучение. Главным  трудом философа стала книга "Сумма  теологии" Фома Аквинский также  формулирует пять доказательств  бытия Бога

Бог как  источник движения;

Бог как  порождающая причина;

Бог как  необходимость, царящая над миром  случайностей;

Бог как  носитель наивысшей степени совершенства;

Бог как  конечная цель развития мира.  

Кроме того, Фома Аквинский разрабатывает учение о "двойной истине", в соответствии с которым противоречие между  истиной теологии (религиозные догматы) и истиной философии (рациональное познание) является допустимым, так  как оба эти направления познания ведут к Богу, но разными путями. Философское учение Фомы Аквинского или томизм в настоящее время  является официальной философской  доктриной католической церкви. 

В целом, Средневековье  представляет интересную для развития философия эпоху, смыслом которой  стало создание исключительно религиозной, духовной философии. Эта присущая Средневековью  высокая духовность привлекает внимание современных исследователей. Но, с  другой стороны, то, что Средневековье  игнорирует "земного", плотского  человека, говорит о его односторонности, которая, вероятно, и стала главной  причиной кризиса этой мировоззренческой  системы.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия средневековья"