Шпаргалка по "История и философия науки"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:33, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы вступительного экзамена в аспирантуру по предмету "История и философия науки".

Работа содержит 1 файл

ф.doc

— 626.00 Кб (Скачать)

26. Ряд авторитетных авторов высказывается о синергетике как о новой научной парадигме. Если искать предельно краткую характеристику синергетики как новой научной парадигмы, то такая характеристика включила бы в себя четыре основные идеи: нелинейность, открытость, диссипативность, самоорганизация. Открытость - это наличие внешних источников как необходимое условие существования неравновесных состояний, в противоположность замкнутой системе, неизбежно стремящейся, в соответствии со вторым началом термодинамики, к однородному равновесному состоянию. Диссипативность является фактором "естественного отбора", разрушающим все, что не отвечает тенденциям развития; это "молоток скульптора", которым тот отсекает все лишнее от глыбы камня, создавая скульптуру. Нелинейность это необычная реакция на внешние воздействия, когда "правильное" воздействие оказывает влияние на эволюцию системы большее, чем воздействие более сильное, но не адекватно организованное ее собственным тенденциям. Представляется вероятным, что именно нелинейные открытые диссипативные системы лежат в основе большинства физических, биологических, социальных явлений. Не случайно многие общие принципы эволюции можно отнести к самым различным объектам живой и неживой природы. Научная картина мира включает в себя принцип единства, проявляющийся в существовании законов, справедливых для самых разнообразных уровней существования, от микромира до Метагалактики, от неживой природы до человека и общества. В настоящее время общество, человечество является одной из наиболее сложных самоорганизующихся систем. Необходимость рассмотрения человечества как единой системы признается сегодня большинством демографов и социологов. Однако системное поведение было свойственно человечеству практически с момента возникновения. Это подтверждается тем фактом, что закон роста населения Земли оставался неизменным в течение миллионов лет, а отклонения от него были кратковременны и невелики. Более общей является следующая трактовка: «Синергетика является теорией эволюции и самоорганизации сложных систем мира, выступая в качестве современной (постдарвиновской) парадигмы эволюции». Заслуживающим внимания представляется следующее определение: «Синергетика, научное направление, изучающее связи между элементами структуры (подсистемами), которые образуются в открытых системах (биологических, физико–химических и других) благодаря интенсивному (потоковому) обмену веществом и энергией с окружающей средой в неравновесных условиях. В таких системах наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень ее упорядоченности, т. е. уменьшается энтропия (самоорганизация). Основа синергетики — термодинамика неравновесных процессов, теория случайных процессов, теория нелинейных колебаний и волн». Через многие разночтения просматривается фундаментальная проблема -проблема связи и соотношения понятий синергетики, самоорганизации, системы, развития и эволюции. То, что синергетика понимается многими исследователями, включая и ее основоположника Г. Хакена, как учение о самоорганизации, является непреложным фактом. В отношении самоорганизации Г. Хакен пишет: «Полезно иметь какое–нибудь подходящее определение самоорганизации. Мы называем систему самоорганизующейся, если она без специфического воздействия извне обретает какую–то пространственную, временную и функциональную структуру. Синергетика вводит принципиально новое видение мира и новое понимание процессов развития. Оно ново в сравнении с тем преобладающим способом видения мира, который господствовал на протяжении предшествующих столетий в классической науке - науке Ньютона и Лапласа. Синергетика основана на идеях системности или, можно сказать, целостности мира и научного знания о нем, общности закономерностей развития объектов всех уровней материальной и духовной организации, нелинейности (многовариантности и необратимости) развития, глубинной взаимосвязи хаоса и порядка (случайности и необходимости). Синергетика дает новый образ мира. Этот мир сложно организован. Он от- крыт, т.е. является не ставшим, а становящимся, не просто существующим, а непрерывно возникающим миром. Он эволюционирует по нелинейным законам. Последнее означает, что этот мир полон неожиданных поворотов, связанных с выбором путей дальнейшего развития.

27. Методы научного объяснения. Правильное научное объяснение - это объяснение свойств целого из свойств частей. Было время, когда наука носила чисто описательный ха­рактер. Она констатировала факты, но не объясняла их, не интересовалась или мало интересовалась вопросом, почему эти факты имеют место. Для научного  объяснения  явлений мира, для целесообраз­ной деятельности человека одного описания недостаточно. Во всех рассматриваемых ниже методах , кроме так назы­ваемого метода  остатков, по существу, выпадающего из чис­ла методов  опытного познания, в качестве исходных для по­лучения нужных выводов используются некоторые эмпири­ческие данные. МЕТОД  СХОДСТВА. Умозаключения по методу  сходства довольно широко применяются в науке и в повседневной жизни. К сожалению, заключение этого, как и других рассматри­ваемых методов , не является достоверным. Оно лишь в той или иной степени правдоподобно. Причинами ошибочности здесь, как и в других методах , может служить неполнота уче­та предшествующих обстоятельств, упущение из вида како­го-либо другого сходного — наряду с выделенными — обстоятельства. Но для этого метода  есть еще особое объектив­ное обстоятельство, которое делает его менее надежным, чем другие. Это — множественность причин. Метод  сходства чаще всего применяется лить на первых ступенях исследования, для получения предположительных выводов о причинах исследуемых явлений. Метод  сходства является по преимуществу методом  на­блюдения, а не эксперимента. МЕТОД   РАЗЛИЧИЯ. Из всех методов  установления причинной зависимости явлений метод  различия является наиболее эффективным. Метод  различия связан главным образом с экспериментом.  Метод  различия позво­ляет в ряде случаев обнаружить наличие еще неизвестных обстоятельств, находившихся в причинной зависимости с исследуемым явлением. Во-первых, метод  различения связан главным образом с экспериментом, в то время, как метод  сходства базируется, в основном, на наблюдении. Вторым важным преимуществом метода  различия являет­ся большая, чем при методе  сходства возможность получе­ния Достоверных выводов. Если в методе  сходства мы всегда связаны с предположением о единственности причины, то в методе  различия достоверность вывода зависит только от точности анализа сравниваемых случаев наступления исследуемого явления.  МЕТОД  СОПУТСТВУЮЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ. Специальное правило вывода по этому методу .   Если два или более случаев наступления некоторого явления сходны во всех предшествующих обстоятельствах, кроме од­ного, которое изменяется каким-то образом от случая к слу­чаю и при этом изменяется и исследуемое явление, то это об­стоятельство находится в причинной связи с исследуемым яв­лением, то есть является либо его причиной, либо необходи­мым условием действия причины, либо релевантно сопутству­ющим обстоятельством. Метод  сопутствующих изменений дает более слабые заключения, чем метод  различия. Тем не менее он имеет самостоятельную значимость в  научном  познании, поскольку может применяться в тех случаях, когда устране­ние обстоятельства В, как и явления а, просто невозмож­но, — возможны именно лишь какие-то их изменения. Существенно и то, что по этому методу  мы выявляем не только причины и необходимые условия, но и релевантно сопутствующие обстоятельства. СОЕДИНЕННЫЙ МЕТОД СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ. Прежде всего надо заметить, что характеристику этого метода , как соединенного, не следует понимать так, что он в действительности представляет собой сочетание или после­довательное применение двух упомянутых в его названии методов . Дело в том, что последовательное применение мето­дов  сходства и различия увеличивало бы степень правдопо­добия получаемого заключения по сравнению с отдельными их применениями. МЕТОД  ОСТАТКОВ. Если причина какого-то явления не находится среди не­которой совокупности предшествующих обстоятельств, то она должна находиться среди других предшествующих об­стоятельств, или, возможно, среди обстоятельств, которые оказались в данном случае даже неучтенными. Пример вывода по этому методу , ставший уже классическим, — это открытие планеты Нептун. Объяснительные гипотезы обычно являются результата­ми мыслительной творческой деятельности человека, кото­рая не сводится к каким-либо известным логическим при­емам, не регламентируется теми или иными правилами: ос­новную роль в них играет интуиция, изобретательность. Такой процесс дедукции и проверки ее результатов рас­ширяет круг известных нам явлений. При этом зачастую от­крываются явления, не объясняемые данными гипотезами и даже противоречащие им. В таких случаях происходит кор­ректировка гипотез, их уточнение, обобщение и т. д., а иног­да, конечно, и просто отбрасывание их как ложных. Таким образом, гипотетико-дедуктивный метод  — это форма посто­янного взаимодействия теоретического и эмпирического ис­следования. Заметим прежде всего, что в литературе по логике науч­ного  познания существует так называемая логическая мо­дель научного  объяснения  (теория Гемпеля-Оппенгейма). Согласно этому представлению, научное  объяснение  ка­кого-то явления Н (зафиксированного в истинном единич­ном высказывании «Н») представляет собой логический вы­вод, посылками которого являются некоторая непустая ко­нечная совокупность законов той области действи­тельности, к которой относится объясняемое явление , и некоторое такое истинное единичное высказывание Е (выра­жающее, например, условие, при котором происходит Я), которое указывает на определенное явление (факт, признак) из той же области; заключением же вывода является Н. При этом объяснение  может быть дедуктивным и вероятностным в зависимости от того, каков характер логического следова­ния, лежащего в основе этого вывода. Скажем, что это понимание объяснения  не выражает, по-видимому, сути того, что в науке обычно имеют в виду под этим термином: « объяснение », по­строенное по этой схеме может вообще не содержать никако­го объяснения  интересующего нас явления! Здесь мы подошли, во-первых, к различению объясне­ния  явлений и объяснения  законов науки.  Объяснение  явления. Объяснение  явления должно отве­чать на вопросы: что оно представляет собой, почему и как происходит? При объяснении  тех или иных природных явле­ний того или иного вида должна быть указана их сущность. Так или иначе — явно или неявно — в объяснениях  этого вида имеется указание на причину, вызывающую данное яв­ление. Поэтому обычно их называют каузальными и говорят даже, что объяснить какое-то явление — это зна­чит, указать его причину. Однако наиболее важной частью объяснения  явления вы­ступает не указание причины самой по себе, а раскры­тие механизма ее действия. Некоторую особенность имеют объяснения  явлений об­щественной жизни, поступков, поведения людей. Здесь глав­ную роль играет выяснение мотивов, целей по­ведения людей (или определенных групп людей) в их соотношении с моральными принципами и установками. Объяснения  этого рода принято называть телеологи­ческими объяснениями .  Объяснение  законов науки. Строго говоря, имеется в виду объяснение  повторяемости явлений, фиксируемая в формулировках законов науки.

28. Основной функцией любой научной теории является предсказание, которое описывает ожидаемое будущее. При этом описание должно быть истинным. Чтобы успешно пользоваться всеми описаниями, надо соотнести их друг с другом, привести их в  стройную систему. Эту задачу в  научной теории выполняет объяснение.  Работе Т. Куна "Структура научных революций". Интерес Т. Куна к развитию научных теорий и революций в  науке  вырос из размышлений над некоторыми фундаментальными различиями общественных и естественных наук . Он был потрясен количеством и степенью разногласий среди специалистов по общественным наукам  относительно базисной природы вошедших в  круг рассмотрения проблем и подходов к ним. В  общественных же науках  существуют серьезные споры относительно истинности предсказаний и даже объяснений  социально-экономических  процессов и явлений. Более того, логически доказывается, что рациональные или научные способы не позволяют нам предсказать развитие научного знания. Это означает, что теоретическая история невозможна; иначе говоря, невозможна историческая социальная наука , похожая на теоретическую физику. Невозможна теория исторического развития, основываясь на которой можно было бы заниматься историческим предсказанием.

По этой причине в  общественных науках , в  отличие от естественных, никогда не было общепризнанной научной парадигмы как совокупности теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование. Экономические  науки  являются составной частью общественных наук  и, следовательно, так же не имеют парадигмы, как модели, образцы для решения на практике экономических  задач. Поэтому экономические  теории до тех пор не будут считаться научными в  строгом смысле слова, пока не будет принята какая-либо парадигма и не будет разработана методология, опирающаяся на строго научные принципы.  Некоторую особенность имеют объяснения  явлений об­щественной жизни, поступков, поведения людей. Здесь глав­ную роль играет выяснение мотивов, целей по­ведения людей (или определенных групп людей) в их соотношении с моральными принципами и установками. Объяснения  этого рода принято называть телеологи­ческими объяснениями . Распространенно мнение, что цель, мотив, под влиянием которо­го человек осуществляет какое-то действие, не является причиной этого действия. Однако такое абсолютное противопоставление цели и причины едва ли можно признать правильным. По крайней мере, цель в сочетании с волей человека, направленной на осуществление намеченного действия, является его причиной. Однако мы подчер­кивали раньше, что причина вызывает действие при наличии опре­деленных условий. И если в природе часто можно достаточно точно выявить круг таких условий, то в обществе это возможно, по-види­мому, лишь в очень простых случаях. Но если действительно какая-то цель осуществляется, то это указывает, конечно, на то, что была соответствующая совокупность условий и цель — в сочетании с во­лей — проявила себя именно как причина.

Учитывая введенное ранее различение ближайшей причины некоторого явления и более отдаленной (см. § 40), в каких-то слу­чаях при объяснении  общественных явлений полезно и даже необ­ходимо — особенно при объяснении  массовых общественных яв­лений — ставить вопрос и об объяснении  причины появления са­мих целей и воли людей к их осуществлению. Это вопрос уже не о непосредственных, а о более глубоких причинах явления и, соот­ветственно, о более глубоком их объяснении . Естественно выделить и особый вид объяснения , играю­щий важную роль в педагогической практике. Это — объяс­нение , представляющее собой ответ на вопрос «каким обра­зом?», разъясняющее процедуры решения тех или иных мас­совых задач ( объяснение  алгоритмов), например, каким об­разом найти наибольший общий делитель двух чисел, на­именьшее кратное для них, как найти знаменатель геометри­ческой прогрессии, сумму ее членов и т. п. Ясно, что объяснение  неразрывно связано с понима­нием, именно с пониманием того, что представляют собой те или иные явления, как и почему они происходят. Правда, термин «понимание» можно употреблять и часто употребля­ют в некотором психологическом смысле. В этом смысле че­ловек может не понимать самого объяснения , что в педаго­гической практике, кстати, нередко и случается. Непонима­ние этого рода опять-таки, по-видимому, связано с механиз­мом употребления языка. Чаще всего оно, как кажется, явля­ется следствием неумения связать употребляемые словесные знаки с теми предметами и явлениями, свойствами и отно­шениями, которые составляют предметное значение этих знаков, то есть следствием непонимания смысла и незнания предметных значений или неточности этих знаний.

29. Обозначив понимание  сверхзадачей наук  о духе, Вильгельм Дильтей легитимизировал герменевтику как возможный метод  гуманитарного  исследования. Шлейермахер различал несколько способов понимания , между которыми существует тесное взаимодействие, они не могут мыслиться в  отрыве друг от друга. Понимание  имеет как бы две стороны: объективную и  субъективную.В  рамках западной философии линию развития герменевтической проблематики в  направлении превращения ее из конкретно-научной методологической концепции в  общенаучную философскую дисциплину продолжил В . Дильтей (1833—1911). Он предпринял попытку обоснования гуманитарных наук . Эта попытка была осуществлена им с психологических позиций и  на базе герменевтической методологии. Дильтей считал метод  понимания методом  непосредственного постижения духовной целостности. Предметом понимания  могут выступать внутренний мир человека, внешний мир и  культура прошлого. Понимание  внутреннего мира осуществляется при помощи интроспекции. Внешний мир доступен пониманию  так же, как постигаем для человека объективно существующий мир. Для понимания  культуры прошлого Дильтей использует герменевтику. Видимо, не лишним будет отметить еще один момент в  методологических исканиях Дильтея, связанный с поиском форм интерпретационной деятельности в  гуманитарных  науках . Решая этот вопрос, Дильтей был вынужден обратиться к логической проблематике, потому что формы  понимания , классификацию которых пытался дать Дильтей, по его замыслу, должны иметь особые логические формы выражения, т. е. особые представления форм понимающей деятельности в  логических процессах рассуждения. Но если бы процесс понимания  этим ограничился, то познавательный процесс в  гуманитарных  науках  был бы не адекватен своему предмету, отражал бы его односторонне. Дело в  том, что в  гуманитарных  явлениях объективно заложены факторы, которые можно постичь с помощью рационального понимания , и , в  то же время, имеются элементы, связанные с бессознательной деятельностью авторов гуманитарных  реалий. Естественно, что рациональное понимание , соотнесенное с особыми логическими приемами, здесь уже не может служить методом  познания. Итак, Дильтей ставит две проблемы: проблему герменевтической логики и  проблему бессознательного в  гуманитарном  познании. Причем, если первая является принципиально новой, то вторая явным образом уже была поставлена Ф. Шлейермахером в  его учении о лучшем понимании. Принцип диалектического взаимодействия методов  объяснения и понимания  является необходимым моментом в системе приемов гуманитарного  познания. Введение его позволяет включить в область гуманитарного  познания важнейшую теоретико-познавательную категорию «закон» и исключить как-несостоятельные различные идеалистические трактовки исключительности» гуманитарного  знания. Ввиду того что в основание методологических программ гуманитарного  познания «заложены» определенные теоретико-познавательные принципы и философские установки, методологические устремления могут быть весьма разнообразными. Среди них можно отметить: номотетическую и идеографическую (эта пара терминов впервые была введена в методологию В. Виндельбандом), феноменологическую, позитивистскую, семиотическую, экзистенциалистскую, диалектико-материалистическую концепции и построение в духе философии жизни (в прагматическом, психологическом и рационалистическом вариантах). Рассмотрим некоторые из них. Так, для номотетической концепции в методологии гуманитарных  наук  было характерно приуменьшение роли индивидуализирующих методов  исследования, требование использования при объяснении законоподоб-ных методик. Для представителей этой концепции был специфичен методологический редукционизм, т. е. использование методов  «более развитых» наук  в проблемных полях наук , «менее развитых». Полной противоположностью номотетической концепции является идеографическая методологическая установка. Она абсолютизирует значение описательных, индивидуализирующих методов . Среди сторонников этой концепции следует особо выделить В. Виндельбанда, Г. Риккерта, X. Зигвардта, В. Гумбольдта, П. Л. Лаврова, У. Дрея. Принимая идеографический метод  в истории, Лаппо-Данилевский считает, что в историческом познании необходимо использовать и законы, помологические обобщения, типологические обобщения и прочие методы  из арсенала номотетической концепции. Но вся эта методологическая техника используется лишь как средство для достижения цели, поставленной идеографической методологией. Эта концепция, безусловно, более гибкая, избегающая крайностей чисто номотетической и чисто идеографической точек зрения.  Все остальные методологические концепции в гуманитарных  науках  так или иначе связаны с конкретными герменевтическими проблемами. Так, например, для феноменологической концепции камнем преткновения в гуманитарных  науках  стала проблема смысла и метода  его постижения, поэтому обращение к герменевтике для ее представителей выглядит вполне естественным. Поэтому перейдем к обсуждению собственно герменевтической методологии гуманитарных  наук . Для нее характерны выделение знаково-символическои стороны познавательной деятельности и перенесение лингвистических и литературоведческих методов  исследования в общ. методологию гуманитарных  наук .Герменевтический методологический стандарт характеризуется особенностями, среди которых прежде всего следует назвать принятие дихотомии естественных наук  и наук  о духе ( гуманитарных  наук ). Предметной основой герменевтической методологии является текст, понимаемый как знаково-симво-лическая система в ее социокультурном и историческом контексте. Очевидно, что мощным средством анализа гуманитарных  явлений выступает язык. Поэтому во многих герменевтических концепциях язык объявляется средоточием всех герменевтических проблем. «Центральной проблемой герменевтики, — пишет финский логик и философ Г. фон Вригт, — является идея языка и ориентированные на язык понятия: «значение», «интенциональность», «интерпретация» и « понимание ». Эта черта отражена в самом названии «герменевтика», что означает искусство интерпретации» [22, с. 66—67]. И более того, слово, как мы уже выяснили, выполняет культурологическую функцию , представая в качестве системообразующего элемента культуры. «Слово есть не только явление природы,— писал Г. Г. Шпет, — но также принцип культуры» [92, с. 7]. Именно здесь находится центральный пункт, главное звено герменевтической методологии гуманитарных  наук .Соотношение между пониманием  и объяснением в герменевтическом методологическом стандарте тяготеет к предпочтению понимающих методик, обусловленному особенностями предмета исследования. В современных герменевтических концепциях не наблюдается абсолютизации понимания . Следует заметить, что на уровне обыденного сознания термины « понимание » и «объяснение» не различаются. Всякое объяснение способствует пониманию , и, наоборот, в случае понимания  чего-либо обычно всегда имеется ответ на вопрос о причине, приведшей к ситуации понимания . «Однако в слове « понимание » содержится психологический оттенок, которого нет в слове «объяснение». Эта психологическая черта подчеркивалась разными методо-логами-антипозитивистами XIX века, с наибольшей силой,, может быть, Зиммелем, который полагал, что понимание  как специфический метод  гуманитарных  наук  есть форма вчувство-вания (empathy: нем. Einfühlung) или воссоздания в мышлении ученого духовной атмосферы, мыслей, чувств и мотивов объектов его изучения. Но не только этот психологический оттенок позволяет отличить понимание  от объяснения. Понимание  особым образом связано с интенциональностью. Можно понять цели и намерения другого человека, значение знака или символа, смысл социального института или религиозного ритуала. Этот интенционалистский, или семантический, аспект понимания  стал играть важную роль в более современных: методологических дискуссиях».Категория « понимание » была психологически нагруженной только в ранних герменевтических концепциях (Августин, Фла-ций, Шлейермахер). В них понимание  автора (коллектива, народа) было пониманием  не в обычном смысле, так как мы объект понимания  не интерпретируем (а всякое понимание  связано с интерпретацией), а «проникаем» в него, «эмпатиру-ем», «симпатически» (неинтеллектуально) сопереживаем, не постигаем смысл, а вживаемся во внутренний мир; личность автора дана нам не как знаксво-символический текст, а как явление, однопорядковое с родовой сущностью человека.рассматривает понимание  с точки зрения функций , которые оно может выполнять. Этот автор выделяет три функции  понимания : когнитивную, регуляторную и идеологическую. Когнитивная функция  заключается в организации разрозненных знаний в систему. Регуляторная — в прогнозировании последствий собственных действий, на основе опыта общения с людьми, знания норм и правил поведения. Идеологическая — в порождении убеждений, связанных с политической жизнью общества.

30.Наиболее распространенным методам  прогнозирования  относятся: экспертное, технологическое, нормативное, метод сценариев.Технологическое прогнозирование  подразделяется на изыскательское (иногда его еще называют поисковым) и нормативное.В основе изыскательского прогнозирования  положена ориентация на представляющиеся возможности, установление тенденций развития ситуаций на основании при разработке прогноза информации. Примером изыскательского прогнозирования  может служить прогнозирование  в области электроники, когда прогнозируемый процесс представляется в виде последовательного перемещения технологий, начиная от квантовой электродинамики и кончая мгновенно осуществляемой всемирной связью. Нормативное прогнозирование  ориентировано на миссию организации, на те потребности и цели, к достижению которых она стремится. В рамках технологического прогнозирования  решаются такие задачи, как разработка прогнозов в области экономической, коммерческой деятельности, социальной и политической.. Так для изыскательского прогнозирования , характерно использование таких методов ,как:экстраполяция;моделирование; метод  исторической аналогии;написание сценариев;другие методы , базирующихся на анализе точных эмпирических данных. При использовании методов  изыскательского прогнозирования  предпочтение отдается количественной информации. Основными же методами , использующимися при нормативном прогнозировании  являются, в первую очередь, методы  Паттерн, Делфи, Глушкова, Поспелова и др. К новым видам прогнозирования  относят прогнозирование  с использованием обратной связи, интуитивные методы , «обходные» и др. Но основные идеи, используемые при разработке прогнозов, достаточно полно представлены именно в изыскательском и нормативном прогнозировании . Метод  экспертного прогнозирования. Метод изыскательского прогнозирования.Одним из основных методов , используемых в изыскательском прогнозировании, является экстраполяция временных рядов - статистических данных об интересующем нас объекте. Метод нормативногопрогнозирования.Нормативное прогнозирование представляет собой подход, к разработке прогноза исходя из целей и задач, которые ставит перед собой организация в прогнозируемом периоде. Методсценариев.При разработке управленческих решений широкое распространение нашел метод  сценариев, также дающий возможность оценить наиболее вероятный ход развития событий и возможные последствия принимаемых решений. Считается, что первым сценарии для прогнозирования  развития сложных систем использовал Герман Кан. Первые из разработанных сценариев носили преимущественно описательный характер. Впоследствии метод  сценариев был в значительной степени развит за счет использования более точных качественно-количественных моделей.//Определение - способ теоретического и практического действия, направленного на разработку прогнозов. Будем различать простые методы  прогнозирования  и комплексные. При этом под простым методом  прогнозирования  будем понимать метод , неразложимый на еще более простые, и соответственно под комплексным - метод , состоящий из взаимосвязанной совокупности нескольких простых. На первом уровне все методы  делятся на три класса по признаку «информационное основание метода ». Фактографические методы  базируются на фактически имеющемся информационном материале об объекте прогнозирования  и его прошлом развитии. Экспертные методы  базируются на информации, которую поставляют специалисты-эксперты в процессе систематизированных процедур выявления и обобщения этого мнения. Комбинированные методы  выделены в отдельный класс, чтобы можно было относить к нему методы  со смешанной информационной основой, в которых в качестве первичной информации используются фактографическая и экспертная. Подклассы по принципам обработки информации. Статистические методы  объединяют совокупность методов  обработки количественной информации об объекте прогнозирования  по принципу выявления содержащихся в ней математических закономерностей развития и математических взаимосвязей характеристик с целью получения прогнозных моделей. Методы  аналогий направлены на то, чтобы выявлять сходство в закономерностях развития различных процессов и на этом основании производить прогнозы. Опережающие методы  прогнозирования строятся на определенных принципах специальной обработки научно-технической информации, реализующих в прогнозе ее свойство опережать развитие научно-технического прогресса. Экспертные методы  разделяются на два подкласса. Прямые экспертные оценки строятся по принципу получения и обработки независимого обобщенного мнения коллектива экспертов (или одного из них) при отсутствии воздействий на мнение каждого эксперта мнения другого эксперта и мнения коллектива. Эксперт-ные оценки с обратной связью в том или ином виде воплощают принцип обратной связи путем воздействия на оценку экспертной группы (одного эксперта) мнением, полученным ранее от этой группы или от одного из ее экспертов.Третий уровень классификации разделяет методы  прогнозирования на виды по классификационному признаку «аппарат методов». Каждый вид объединяет в своем составе методы , имеющие в качестве основы одинаковый аппарат их реализации. Класс методов  аналогий подразделяется на методы  математических и исторических аналогий. Первые в качестве аналога для объекта прогнозирования  используют объекты другой физической природы, другой области науки , отрасли техники, однако имеющие математическое описание процесса развития, совпадающее с объектом прогнозирования . Вторые в качестве аналога используют процессы одинаковой физической природы, опережающие во времени развитие объекта прогнозирования .Опережающие методы  прогнозирования  можно разделить на методы  исследования динамики научно-технической информации; методы  исследования и оценки уровня техники. В первом случае в основном используется построение количественно-качественных динамических рядов на базе различных видов НТИ и анализа и прогнозирования  на их основе соответствующего объекта. Второй вид методов  использует специальный аппарат анализа количественной и качественной информации, содержащейся в НТИ, для определения характеристик уровня, качества существующей и проектируемой техники. Прямые экспертные оценки по признаку аппарата реализации делятся на виды экспертного опроса и экспертного анализа. Наконец, последний, четвертый, уровень классификации подразделяет виды методов  третьего уровня на отдельные методы  и группы методов  по некоторым локальным для каждого вида совокупностям классификационных признаков, из которых указать один общий для всего уровня в целом невозможно. Экстраполяционные методы  прогнозирования . Методы  экстраполяции тенденций являются, пожалуй, самыми распространенными и наиболее разработанными среди всей совокупности методов  прогнозирования . Использование экстраполяции в прогнозировании  имеет в своей основе предположение о том, что рассматриваемый процесс изменения переменной представляет собой сочетание двух составляющих:регулярной и случайной. Экстраполяционные методы  прогнозирования  основной упор делают на выделение наилучшего в некотором смысле описания тренда и на определение прогнозных значений путем его экстраполяции. Методы  экстраполяции во многом пересекаются с мето-дами прогнозирования  по регрессионным моделям. Иногда их различия сводятся лишь к различиям в терминологии, обозначе-ниях или написании формул. Тем не менее сама по себе прогнозная экстраполяция имеет ряд специфических черт и приемов, позво-ляющих причислять ее к некоторому самостоятельному виду методов прогнозирования .Статистические методы  используются в основ-ном для подготовки данных, приведения их к виду, пригодному для производства прогноза. Как правило, после их применения используется один из методов  экстраполяции или интерполяции для получения непосредственно прогнозного результата.Экспертные методы.  Методы  экспертных оценок в прогнозировании  и перспективном планировании научно-технического прогресса применяются в сле-дующих случаях:а) в условиях отсутствия достаточно представительной и досто-верной статистики;б) в условиях большой неопределенности среды функционирования объекта;в) при средне и долгосрочном прогнозировании;г) в условиях дефицита времени или экстремальных ситуациях.Экспертная оценка необходима, когда нет надлежащей теоретической основы развития объекта. Методом  эвристического прогнозирования  называется метод  получения и специализированной обработки прогнозных оценок объекта путем систематизированного опроса высококвалифицированных специалистов (экспертов) в узкой области науки , техники или производства. Прогнозные экспертные оценки отражают индивидуальное суждение специалиста относительно перспектив развития его области и основаны на мобилизации профессионального опыта и интуиции. Метод  эвристического прогнозирования  сходен с дельфийской техникой, коллективной генерацией идей и методом  коллективной экспертной оценки в том смысле, что одним из элементов его является сбор и обработка суждений экспертов, высказанных на основе профессионального опыта и интуиции. Однако он отличается от указанных методов  большей четкостью теоретических основ, способами формирования анкет и таблиц, порядком работы с экспертами и алгоритмом обработки полученной информации.

Информация о работе Шпаргалка по "История и философия науки"