Шпора по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:52, шпаргалка

Описание работы

Ответы на экзаменационные вопросы по "Философии"

Работа содержит 1 файл

шпора по философии.docx

— 257.25 Кб (Скачать)

Сознание — это уяснение субъектом природы некоторых явлений и процессов, оно является результатом познания, а способом его существования является знание.

В истории философии  первым был термин душа. Через некоторое время философский анализ привел к необходимости наряду с понятием «души» как особой части человека выделить понятие«ум» как составляющую внеиндивидуальной, надындивидуальной, но духовной составляющей мира.

Понятие «ум» также  применялось и для характеристики части индивидуального сознания, определяющейся как часть мыслящая, в отличие от части чувствующей, а также в противоположность  эмоциям и воле.

Господство в  прошлом религиозной идеологии  имело печальные последствия  для развития философии. Отразилось оно и на исследованиях души, духовной деятельности человека. Сознание в  развитом виде выступает как уникальное свойство человека, и религия (любая  мировая религия) не могла не обратить на это внимание и представила  сознание, душу человека как дар  божий, благодаря которому человек  оказался сопричастен Богу. И именно традиционное использование слова  «душа» в религиозном смысле заставило  отказаться от этого слова в науке  и употреблять слово «сознание».

Сознание — это одна из черт человека, определяющая его специфическое положение в мире, его особый онтологический статус.

Философия выделяет основные типы отношения сознания к  миру:

— познание (одной из форм существования сознания является знание);

— практика, которая представляет собой целенаправленную деятельность одаренного сознанием человека;

— ценностное отношение к миру, к обществу, к человеку, которое определяется системой моральных, эстетических и других действующих в обществе норм. Сознание многофункционально:

— оно обеспечивает жизнедеятельность человека и общества в такой же степени, как и материальное производство;

— оно порождает мир идеальных образов, мир особых идеальных объектов и дает возможность отрываться от материального мира, уходить за его пределы, возвышаться над ним;

— оно идеально дает проигрывать действия и предвидеть результаты материальных действий, позволяет выбирать наилучшие, как ему представляется, способы действий для достижения заранее поставленных целей;

— оно способно возвыситься над реальным миром и реальными отношениями настолько, что может увести человека в вымышленный мир, принимая эти вымыслы за высшую реальность, за истинно сущий мир;

— оно может переключить мысли, чувства человека на этот мир и подчинить ему многие формы жизнедеятельности человека.

В жизни возникли и развились по меньшей мере две  сферы духовной жизни, где элементы вымысла оказались преобладающими:

— религия;

— искусство.

Сознание, с одной  стороны, может создать возможности  для активной преобразующей деятельности в материальном производстве, в науке  и технике, в общественной деятельности, с другой стороны, оно может допустить  уход в мир искусства, в мир  религии, в мир фантазии.

36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ

Сознание — это определенное состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам, сознание мгновенно соотносит, связывает увиденное, услышанное человеком с тем, что он почувствовал, подумал, пережил.

Бытие — общее понятие о существовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы (химические, физические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения.

Бытие сознания — это важная часть бытия человека, поэтому в сознании следует выделять и изучать не только ту его сторону, которая выступает при осознании самого сознания, не только его рефлексию, но и ту, которая, составляя живую компоненту живого действия реального человека, не подвергается им рефлексивному анализу.

Вопрос о соотношении  сознания и бытия носит иной характер, чем обычные философские вопросы. Есть мнение, что это не столько  вопрос, сколько смысловая направленность философской мысли.

Важно понять, что  отличие между материальным и  духовным, объективным и субъективным составляет некий «нерв» любого конкретного  философского вопроса или размышления  независимо от того, отдает ли себе в  этом отчет тот, кто философствует.

При этом это отличие  далеко не всегда выливается в вопрос, а после перевода в такую форму  разрастается в множество взаимосвязанных  между собой вопросов.

Сложнейшее взаимодействие и противостояние бытия и сознания, материального и духовного вырастает  из всей человеческой практики, культуры, пронизывает их. Именно поэтому эти  понятия, которые имеют значение лишь в паре, в их полярной соотнесенности, охватывают все поле мировоззрения, составляют его предельно общую (универсальную) основу.

Наиболее общими, самыми главными предпосылками человеческого  существования служат:

— наличие мира (прежде всего природы), с одной стороны;

— людей, с другой стороны.

А все остальное  является производным, осмысливается  как результат практического  и духовного освоения людьми первичных(природных) и вторичных(общественных) форм бытия  и взаимодействия людей между  собой на этой основе.

Основные качества сознания:

— когнитивная и коммуникативная оснащенность сознания — позволяет отличать бытие человека от бытия других живых существ;

— целостная связанность и согласованность взаимодействия отдельных структур сознания — позволяет работать сложнейшей системе весьма разнородных процессов: мыслительных, эмоциональных, чувственных, волевых, мнемических (процессы памяти), интуитивных и др.;

— интенциональная способность сознания, которая выражает направленность сознания на кого-либо, на что-либо или сознания о ком-либо, о чем-либо, отличает направленность сознания «вовне» и «вовнутрь», т. е. сознание должно быть ориентировано либо на внешний мир бытия человека, либо на его внутренний мир;

— эпистемические, которые выражают состояния внутреннего мира человека, — эти качества предполагают состояния сомнения, убеждения, веры, уверенности и др.

Основные функции  познания:

— познавательная (отражает действительность);

— оценочно-ориентационная (оценивает явления действительности и свое бытие в них);

— целеполагающая (ставит перед собой цели);

— управленческая (управляет своим поведением).

37. СОЗНАНИЕ, САМОСОЗНАНИЕ И РЕФЛЕКСИЯ

Сознание  — это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Сознание мгновенно связывает между собой то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.

Ядро сознания:

— ощущения;

— восприятия;

— представления;

— понятия;

— мышление.

Компоненты структуры  сознания — чувства и эмоции.

Сознание выступает  как результат познания, а способом его существования является знание. Знание — это проверенный практикой результат познания действительности, ее правильное отражение в мышлении человека.

Сознательность — нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на оценке и сознании себя, своих возможностей, намерений и целей.

Самосознание  — это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе.

Согласно Канту, самосознание согласуется с осознанием внешнего мира: «сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия  других вещей, находящихся вне меня».

Человек осознает себя:

— через созданную им материальную и духовную культуру;

— ощущения своего собственного тела, движений, действий;

— общение и взаимодействие с другими людьми. Формирование самосознания заключается:

— в непосредственном общении людей друг с другом;

— в их оценочных отношениях;

— в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку;

— в осознании самих правил взаимоотношений. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им духовную и материальную культуру.

Познавая себя, человек  никогда не остается таким же, каким  он был прежде. Самосознание появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои слова, поступки и мысли с позиции определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять саморегулирование и самоконтроль. Регулируя свои действия и предусматривая их результаты, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

Самосознание тесно  связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое  поле.

Рефлексия — размышление человека о самом себе, когда он вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.

Во время  рефлексии человек осознает:

— что происходит в его душе;

— что происходит в его внутреннем духовном мире. Рефлексия принадлежит природе человека, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

Уровни рефлексии  могут быть весьма разнообразными —  от обычного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своей жизни, ее нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек  нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира.

38. СОЗНАНИЕ, ЯЗЫК, ОБЩЕНИЕ

Сознание  — это функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, эта функция заключается в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов.

Язык — наиболее дифференцированное и объемлющее средство выражения, которым обладает человек, и одновременно высшая форма проявления как субъективного, так и объективного духа.

Язык и сознание происходят из глубокой древности.

Две основных функции  языка:

— служить средством общения;

— служить орудием мышления.

Речь — это процесс общения (обмена мыслями, чувствами, пожеланиями и т. п.), осуществляющийся с помощью языка.

Язык — это система значимых и содержательных форм, он работает как механизм социальной наследственности.

Процесс общения  складывается из двух связанных между  собой процессов: выражения мыслей (и всего богатства духовного  мира человека) говорящим или пишущим; восприятия, понимания этих мыслей, чувств слушающим или читающим.

Мышление и язык тесно связаны, это приводит к  тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к такому) выражение  мысль получает именно в языке.

Обращаясь к другим людям, говорящий: сообщает им свои мысли  и чувства; побуждает их к тем  или иным поступкам; убеждает их в  чем-либо; приказывает; советует; отговаривает их от каких-нибудьдействий и т. д.

Сознание  и язык являются единым целым: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму.

Язык — это  непосредственная деятельность сознания. С помощью языка сознание выявляется, формируется.

С помощью языка  происходит переход от восприятия и  представлений к понятиям; протекает  процесс оперирования понятиями.

Сознание является отражением действительности, а язык — ее обозначением и выражением в мысли.

Но не все выразимо с помощью языка, человеческая душа настолько загадочна, что для  ее выражения порой нужна поэзия, музыка или весь арсенал символических  средств.

Человек принимает  информацию не только с помощью обычного языка, но и посредством разнообразных  знаковых форм.

Знак — это материальный предмет, процесс, действие, которые выполняют в процессе общения роль представителя чего-то другого и используются для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации.

Знаковые системы  — это материальная форма, в которой  осуществляются сознание, мышление; реализуются  информационные процессы в обществе; реализуются информационные процессы в технике.

В них входит вся  сфера психики и сознания: понятийные компоненты; чувственные компоненты; эмоциональные компоненты; волевые  побуждения.

Информация о работе Шпора по "Философии"