Історичні етапи розвитку філософії права

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 22:01, реферат

Описание работы

Категорический императив Канта гласит: "Поступай так, чтобы правила, которыми руководится твоя воля, могли во всякое время послужить принципом всеобщего законодательства".

Работа содержит 1 файл

срс фп.docx

— 38.37 Кб (Скачать)

Міністерство освіти та науки,молоді та спорту України

Донецький національний університет

Кафедра державно-правових дисциплін

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СРС

З дисципліни: Філософія права

На тему: «Історичні етапи розвитку філософії права»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виконала: студентка 2 курсу, групи Ж                                                                                Кіщенко Анастасія

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецьк, 2012

1.

 Категорический  императив Канта гласит: "Поступай  так, чтобы правила, которыми  руководится твоя воля, могли  во всякое время послужить  принципом всеобщего законодательства".

Кант  считал, что в «К. и.» он открыл такой универсальный принцип, из которого можно вывести все конкретные содержательные моральные требования (если избранной тобой линии поведения  не могут последовать др., то она  не является правильной).На самом же деле данный принцип только формален, с  его помощью можно лишь определить, относится ли избранная человеком линия поведения к морали, но под него подпадает всякая, в т. ч. и консервативная, система нравственности. «К. и.» имеет также тот смысл, что служит своеобразным обоснованием идеи равенства в морали: каково бы ни было содержание моральных требований, они всегда должны иметь всеобщий характер, распространяться на всех людей. «К. и.» (безусловное поведение) Кант отличает от «условного императива» (если хочешь достичь к.-л. цели, ты должен совершать определенные поступки в качестве средства), считая последний непригодным для того, чтобы служить критерием нравственности.

Кант  указывает, что «условный императив» не может дать правило, общее для  всех людей, т. к. их цели всегда различны. Он исходит из противоположности  частных интересов, присущей буржуазному обществу. Его т.зрения «вполне соответствует... убожеству немецких бюргеров, мелочные интересы которых никогда не были способны развиться до общих, национальных интересов класса...» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 3, с. 182).

 Отвергая принципы «условного императива» в качестве критерия нравственности, Кант выступил против узкоутилитарного понимания нравственности, против расчетливого практицизма и торгашеского духа буржуазного общества, против истолкования морали по характерному для буржуазной политики принципу «Цели оправдывают средства» (Цели и средства, Мораль и политика, Макиавеллизм, Иезуитизм), против использования человека в качестве средства для достижения чуждых ему целей, которое является законом буржуазной экономики.

 Но  вместе с тем Кант, в сущности, отверг и целенаправленный характер  морального действия, через которое  осуществляются социально-этические  потребности человека. Буржуазному  принципу «взаимного использования», оправдывающему эксплуатацию человека  человеком, Кант противопоставил  следующий принцип: поступай так,  чтобы человечество как в твоем лице, так и в лице всякого др. рассматривалось как цель и никогда как одно только средство. На этом основании неокантианцы Г. Коген, П. Наторп, К.Форлендер видели в Канте основоположника социализма (Этический социализм).

 Однако  сам Кант считал свои принцип практически неосуществимым и перенес его реализацию в бесконечно удаленное «царство целей», к которому человечество может только приближаться. Ревизионист Э. Бернштейн, пытаясь обосновать в рабочем движении тактику оппортунизма и отказ от революционной борьбы, трансформировал кантовскую мысль в вывод о том, что «конечная цель — ничто, движение — все!».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Подходы к  определению естественного права в учениях И. Канта и Ф. Гегеля.

Критерии сравнения

И. Кант

Ф. Гегель

Понятие права

Право – это совокупность условий, при которых произвол одного (лица) совместим с произволом другого  с точки зрения всеобщего закона свободы.

 Право – осуществление свободы, «наличное бытие ».

Соотношение позитивного  и природного (естественного) права 

Кант выделял право   природное и позитивное. При этом позитивное право должно постепенно становиться природным, которое  строится на принципе разума. Позитивное право – это только исторически  существующее право.

Для Гегеля понятие права  имеет единую структуру. Гегель говорил  о том, что право и основанные на нем законы «всегда по форме  позитивны, установлены и даны верховной  государственной властью». «Естественное  право» употреблял как синоним идеи права.

Характерные особенности  естественного права

  1. Естественные права человека декларируются исходя из факта самого человеческого существования. 2. Как физическое существо человек подчинен законам природы, но как волевое существо он подчинен законам морального мира.                   
  1. Естественное (природное) состояние человека связано с полной его зависимостью от сил природы. 2. Право в гражданском обществе призвано пресекать поступки человека, направленные на ограничение свободы других людей, и тем самым содействовать осуществлению потребностей, целей и побуждений, связанных со стремлением к сохранению жизни, здоровья, собственности, чести, достоинства, что обычно связывают с правами личности.

Составляющие  естественного права

Справедливость Кант связывает  со свободой «Свобода (независимость  от принуждающего произвола другого), поскольку она совместима со свободой каждого другого, сообразной со всеобщим законом, – утверждает Кант, – и есть это единственное первоначальное право, присущее каждому человеку в силу его принадлежности к человеческому роду ».

Понятие права у Гегеля проходит три этапа развития: абстрактное  право (права и обязанности, которые  присущи любому человеку от природы), мораль (заключается в том, чтобы  соответствовать общему, всем известному), моральность (это синтез абстрактного права и морали)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Философия права Нового времени  и эпохи Просвещения

Новый класс, пришедший к власти в эпоху  буржуазных революций, требовал новой  системы права и его нового философского обоснования.

     Правовые учения этого периода  своим главным предметом сделали  разработку естественного права.  Такое новое направление в  правоведении оформилось в школу  естественного права, которая  доминировала в юриспруденции  на протяжении XVII—XVIII вв. Родоначальником  ее был голландский юрист Гуго Гроций (1583—1645 гг.). Наиболее известный труд Гроция — «О праве войны и мира» (1625 г.). Гроций делит право на естественное и волеустановленное. Естественное право определяется им как «предписание здравого разума» и выступает в качестве критерия для различия дозволенного и недозволенного. Волеустановленное право делится на божественное (данное свыше и имеющее источником волю Бога) и человеческое. Развивая концепцию естественного права, Гроций создал основы международного права, которым руководствуются в отношениях между собой отдельные государства. Его наработки в этом направлении в дальнейшем оказали влияние на идею международного права, которые были воплощены в наше время (ООН, Лига Наций и т. п.).

Дальнейшее  развитие философия права получила в творчестве английского мыслителя  Томаса Гоббса (1588—1679 гг.). В противоположность  Аристотелю, утверждавшему, что одни люди по природе — рабы, а другие — господа, и догмату христианской религии, возведенному в краеугольный принцип феодально-сословной идеологии, о том, что люди равны лишь перед  Богом, Гоббс утверждал, что все  люди равны от рождения, поскольку  «природа создала людей равными  в отношении физических и умственных способностей». Свою теорию Гоббс изложил  в знаменитой книге «Левиафан, или  материя, форма и власть государства  церковного и гражданского» (1651 г.), ставшей впоследствии основой английской политической и правовой мысли.

Гоббс определяет естественное право как свободу  всякого человека использовать свои собственные силы по своему усмотрению для сохранения своей собственной  природы, собственной жизни, то есть, как свободу делать все, что для  этой цели необходимо.

«Отсюда видно, — утверждал Гоббс, — что  пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся  в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны  всех против всех».

Стало быть, человек от природы имеет право  на все, но это не дает гарантий безопасности. В обществе господствует принцип  homo homini lupus est — «человек человеку волк», — что не способствует ни трудолюбию, ни усердию, ни стремлению к знаниям, а значит, препятствует развитию экономики и торговли, порождая лишь вечный страх и опасность насильственной смерти.

В таком  обществе отсутствуют понятия правильного  и неправильного, справедливого  и несправедливого. «Там, где нет  общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет несправедливости», — констатирует Т. Гоббс.

Страх смерти, стремление к хорошей, безопасной жизни  заставляют людей искать альтернативу естественному состоянию. И такая  альтернатива есть — это состояние  мира. Главным условием его формирования Гоббс считал естественные законы. Главным естественным законом является поиск мира, и надо следовать ему. Из этого основного естественного закона Гоббс выводит целый ряд других естественных законов, конкретизирующих правило поиска гражданского мира:в случае готовности других к миру человек обязан в интересах мира довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим, какую он допустил у других по отношению к себе; кратко эта мысль выражена в Евангелии:

  • «...и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»;
  • люди должны выполнять заключенные ими соглашения;получивший благодеяние должен сделать так, чтобы благодетель не раскаялся в своей доброте;
  • каждый должен приспосабливаться ко всем остальным;
  • отмщение должно ориентироваться на благо, которое последует за ним;
  • никто не должен ничем выказывать неприязнь к другому;
  • каждый должен признавать других равными себе от природы;
  • посредникам мира должны быть даны гарантии неприкосновенности;
  • никто не может быть судьей самого себя и т.д.

Всего Т. Гоббс сформулировал 19 естественных законов. Науку об этих законах он назвал «истинной моральной философией», исследующей добро и зло в поступках индивида и общества в целом.

Согласно  Гоббсу, наличие одних лишь естественных законов еще не ведет к миру и безопасности. Гарантировать соблюдение этих законов может лишь общая  власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу. Такая власть имеет не божественное, а земное происхождение. Она возникает  в результате общественного договора людей с целью их защиты. Множество  людей, объединяемое таким образом  в одном лице (суверене), и есть государство.

Концепцию общественного договора и естественного  права разрабатывал и голландский мыслитель эпохи Нового времени Бенедикт Спиноза (1632—1677 гг.). В отличие от Гоббса в центр своего философско-правового учения он ставил не справедливость, а свободу.

Спиноза утверждал, что человек — природное  существо, часть природы. Поэтому, с  одной стороны, он подчиняется законам  природы, совершающимся по необходимости, а с другой — обладает естественным правом, в соответствии с которым  он свободен в своих поступках  и не может делать только того, чего никто не желает. Но естественное право  реализуется лишь через закон, который  согласует его с природной  необходимостью. Для того, чтобы достичь этого согласования, люди договариваются об учреждении государства. Гражданин ставит перед собой цель сохранить свои естественные права, т.е. свободу, а государство — обеспечить безопасность гражданина, т.е. защитить его свободу. Государственное право не должно ограничивать естественные права человека, оно обязано учитывать мнения большинства и строго выполнять свои же законы.

Значительный  вклад в развитие философско-правовых взглядов внес Джон Локк (1632—1704 гг.), который  по праву считается творцом политической доктрины либерализма. Основные его  произведения «Опыт о человеческом разумении» (1686 г.) и «Два трактата о  государственном правлении» (1689 г.), в которых проявляются идеи ограничения  прав суверена, правителя, государства  в целом, обосновывается необходимость  либерализации права и расширения рамок прав и свобод.

Основные философско-правовые идеи в учении Дж. Локка сводятся к следующему.

Общественный  договор возникает не из-за страха перед самоуничтожением, а в связи  с отсутствием органов для  разрешения конфликтов и отправления  наказаний.

Утверждается  идея совершенствования как самого общественного договора, так и власти, его реализующей, на основе принципа консенсуса.

Обосновываются  неотъемлемые и непередаваемые государству  права личности: на жизнь, свободу, равенство, собственность.

Закон —  это предписание не только для  граждан, но и для власти, т.е. для  всех субъектов общества. Закон должен гарантировать свободу и распространяться на всех. Свободу Локк понимал как независимость от воли другого человека и одновременно наличие для всех общих и постоянных правил поведения.

Доказывается  целесообразность разделения верховной  власти на законодательную и исполнительную, т.к. только в условиях их независимости  можно не допустить узурпации  власти.

Наиболее  широкое распространение просветительская идеология получила во Франции в XVIII в. Идеи просветительства четко  выразил первый мыслитель эпохи  Просвещения Вольтер (настоящее  имя —Франсуа Мари Аруэ) (1694—1778 гг.). Будучи воинствующим атеистом, он объявил религию главным источником невежества, порождающего все беды народа, но выгодного церкви, феодалам и аристократам.

Информация о работе Історичні етапи розвитку філософії права