В чем различие между целью и смыслом жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:15, реферат

Описание работы

Философская антропология не может обойти вопрос о смысле и цели жизни. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей, представители идеалистических направлений устремляют свой взгляд к Богу, обращаются к разуму, духу, идеям и т.д. Но, несмотря на постоянное внимание и обилие точек зрения, на сегодняшний день этот вопрос остается открытым и нет никаких оснований считать, что он может быть решен абсолютно.

Содержание

Введение 2

1.Смысл и цель жизни как этические категории 3

2. В чем отличие смысла и целей жизни? 12

Заключение 16

Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

контрл_этика_В чем различие между целью и смыслом жизни.docx

— 40.92 Кб (Скачать)

Содержание

     Введение 2

     1.Смысл и цель жизни как этические категории 3

     2. В чем  отличие смысла и целей  жизни? 12

     Заключение 16

     Список литературы 17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Философская антропология не может обойти вопрос о смысле и цели жизни. Разные философские  учения отвечают на него по-разному. Представители  материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и  реальной жизнедеятельности людей, представители идеалистических  направлений устремляют свой взгляд к Богу, обращаются к разуму, духу, идеям и т.д. Но, несмотря на постоянное внимание и обилие точек зрения, на сегодняшний день этот вопрос остается открытым и нет никаких оснований считать, что он может быть решен абсолютно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Смысл и цель жизни как этические категории

     Смысл жизни, в качестве этической категории, обозначает высшую, стратегическую нравственную ценность (или их целостную совокупность), которая личностью выбирается, представляется как социально значимая.

     Одной из центральных проблем этики  является определение места человека в жизни, смысла его бытия. Существовали различные исторические концепции  – от Древней Греции до наших  дней, – которые предлагали различные  модели смысла жизни исходя из содержания общечеловеческих ценностей:

     Гедонистический и аскетический смысл  жизни

     Смысл жизни, выводимый из опыта чувств, ассоциируется обычно с теми удовольствиями, которые они, т.е. чувства, нам доставляют или поставляют. Он поэтому называется гедонистическим (гр. hedone - наслаждение).1 Как концепция гедонистический смысл жизни уходит своими корнями в древнегреческую культуру.

     Впервые он был развернуто представлен философской школой киренаиков, основанной Аристиппом из города Кирены. Киренаики видели в чувственном наслаждении цель и смысл своей жизни. Оговорки насчет разумности наслаждений, благоразумности в удовольствиях мало что меняли в их общей жизненной установке. Непосредственное физическое наслаждение, учили киренаики, - единственное и подлинное благо в жизни человека. Жизнь есть совокупность моментов настоящего, каждый из которых должен быть наполнен как можно более сильным и острым удовольствием. Будущего в этом смысле нет.

     Для умножения и интенсификации удовольствий хороши все средства и пути. Именно удовольствие является критерием добра  и зла. Можно манипулировать всем и вся, лишь бы это приносило наслаждение. Богатство, власть, слава и т.п. - все подчинено наслаждению, его достижению и продлению. Наслаждение, удовольствие - главный мотив всех человеческих поступков и деяний.

     Смиренно-стоический смысл жизни

     Смирение - еще одна форма смысла жизни  как долга, долженствования. Смирение является не чем иным, как покорностью, подчинением себя какому-то открытому  разумом закону или другой необходимости. Это упование на характер, внутренние силы и резервы, известная стойкость  перед лицом неизбежности, неотвратимости, неизбывности.

     Своеобразным  выражением смысложизненной установки на смирение была греко-римская философская школа стоицизма. Ее представители исходили из убеждения, что жизнь подчинена судьбе, что все происходящее не может не происходить так, как оно происходит. Логос - всеобщая и разумная закономерность, лежит в основе всего существующего. В сознательном подчинении этой мировой закономерности или необходимости и состоит, по учению стоиков, свобода человека. Судьба согласного с ней ведет, противящегося тащит, полагали они.

     Свободное подчинение объективной необходимости  мира было у стоиков, однако, весьма специфическим. Активность человека им вообще-то не перечеркивалась, как могло  бы показаться на первый взгляд. А достигалось  это за счет выработки особой бытийной индифферентности к текущим событиям, внешним влияниям. Понятие неизбежного  носило у стоиков «безразличный» характер. Подчинение через безразличие, индифферентность.  

     Категорически - императивный смысл  жизни

     Идея  смысла жизни как долга нашла  свое наиболее полное выражение в  философии Канта. Цель или смысл  жизни, по Канту, - жить нравственно, т.е. поступать всегда в соответствии с нравственным законом. Закон же этот, называемый по-другому категорическим императивом, формулируется следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства».2 Любой индивидуальный и конкретный поступок, если только он претендует на нравственное качество, должен мыслиться под углом зрения этого универсального законодательства, быть в сущности своей моральным прецедентом или образцом для всех поступков подобного рода. Иными словами, каждый индивид должен поступать так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех.

     Нравственно - это когда то, что делаю лично  я, могли бы делать, повторить за мной миллионы других, вообще все люди, и жизнь при этом не только не расстроилась бы, а, наоборот, сделалась  бы более человечной. Почему, например, следуя кантовскому категорическому  императиву, нельзя лгать? Да потому, что  если я стану врать, если вы будете врать, если все вдруг сделаются  лгунами, то человеческая коммуникация окажется невозможной, совместная общественная жизнь просто развалится.

     Категорический  императив всеобщ и необходим. Он не только предшествует нравственному  опыту, нравственному поведению, но впервые только и делает его возможным. Нравственный закон в форме категорического  императива дается человеку его разумом. Он уходит своими корнями в свободно-творческое волеизъявление человека. У человека есть фундаментальный долг - быть человеком.

     Кантовский  категорический императив имеет также другую формулировку:

     «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». 3

     Религиозный смысл жизни

     К ряду форм смысла жизни, выводимого из опыта разума, примыкает также  и соответствующая религиозная  проблематика. Она достаточно широкая - ее следы легко обнаруживаются в самых различных смысложизненных перспективах. Не нужно доказывать, что аскетизм может быть религиозным. А многие его только таким и признают. Еще ближе к такой возможности смысл жизни в форме смирения. Да и у категорического императива религиозная координата просматривается достаточно четко. Как известно, постулат свободы, на который опирается данный императив в кантовской моральной системе, с необходимостью дополнен постулатами бессмертия души и существования Бога.

     И все же религиозное понимание  смысла жизни стоит особняком - оно  весьма специфично. Доминирует в нем  не разум в человеческой его ипостаси, а вера, т.е. то, что разуму этому  как раз противостоит. Религия, как  принято считать, удовлетворяет  бытийные потребности души, сердца человека, а потом уже, возможно, и разума. В этом смысле религия  коренится в каких-то очень фундаментальных эмоциях и чувствах человека.

     В этой связи можно понять Л. Н. Толстого, утверждавшего, что человек без религии «так же невозможен, как человек без сердца. Он может не знать, что у него есть религия, как может человек не знать того, что у него есть сердце; но как без религии, так и без сердца человек не может существовать».4 Смысл жизни в религиозной его интерпретации связывается так или иначе с Богом. Уже упоминавшийся нами П. Тиллих совершенно справедливо заметил: «Если теология спрашивает о смысле жизни, то она спрашивает о Боге». Разум в религии тем не менее не отрицается - он ведь «искра Божия» в человеке.

     Что же, однако, это такое - религиозный  смысл жизни? Если кратко, он заключается  в самоотверженном служении Богу, в выполнении религиозных заповедей и предписаний, прежде всего заповедей любви и непротивления злу насилием, в приготовлении к достойному переходу в вечность, т.е. к жизни иной, на том свете.

     Как нетрудно понять, сама по себе земная жизнь  человека в религиозной ее интерпретации  лишена всякого смысла, всякой ценности и цели. Она бессмысленна так же, как бессвязны выдранные из книги  клочки страниц. Собственное, внутреннее содержание всего человеческого  не может не отдавать ничтожностью и пустотой.

     «Прах ты и в прах превратишься» - так очерчивается в Библии круг земного существования человека. «...Все - суета и томление духа! - это о тщете и бесполезности всех земных человеческих дел, забот и стремлений. И еще: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей».5

     Смысл в человеческую жизнь вносит лишь перспектива потустороннего мира, личного  бессмертия и загробного воздаяния. Доминирует здесь убеждение в  том, что если за пределами земного  бытия для человека нет ничего, жизнь его - суета и тщета, т. е. бессмысленна. Земная жизнь дана человеку в качестве испытания, для страданий, которые, по христианскому вероучению, очищают и закаляют душу, укрепляют  веру в Бога. Христос страдал и  нам завещал. И от того, как человек  выдерживает это испытание, испытание  жизнью и ее страданиями, будет зависеть дальнейшая, загробная судьба его  бессмертной души.

     Цель  жизни, можно сказать, - в спасении души. Смерть - «врата вечной жизни», единение верующего с Христом. Из земной «юдоли скорби и печали» в эту вечную жизнь переходит лишь душа. Все остальное исчезает вместе со смертью. Как сказано в Библии: «И возвратится прах в землю, чем он был; а дух возвратится к Богу, который дал его».6

     Религиозный смысл жизни привлекателен для  очень многих людей. Он достаточно прост  и лаконичен, а потому доступен человеку любого уровня развития. Эмоционально-образный строй его оставляет впечатление конкретности и убедительности. Религиозный смысл жизни по-своему примиряет человека с грозным роком - смертью. Последняя, как известно, является ахиллесовой пятой всех других вариантов смысла жизни. Согласно религии, истинная жизнь со смертью только и начинается. Лев Толстой, пожалуй, прав: «Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью». В религии человек обретает то, чего нет ни в каком человеческом знании, - надежду на бессмертие.

     Религиозный смысл жизни дает человеку утешение в его жизненных страданиях, лишениях и невзгодах. Более того, он обещает  вознаграждение за все это в будущей  жизни. Осуждая погоню за земными, материальными  благами и наслаждениями, религиозный  смысл жизни ориентирует человека на первенство духовного, нравственного  начала в нем. Нравственность, духовность действительно являются самым светлым  и благородным измерением нашей  жизни.

     Действенно-гуманистический смысл жизни

     Действенно-гуманистический  смысл жизни выигрышно отличается от других его вариантов или форм своей целостностью, своим динамизмом и оптимизмом. Вместе с тем у  него немало и ахиллесовых пят.7

     Во-первых, никто пока не открыл эффективных путей и средств для его массовой реализации. Он все еще удел немногих. Для остальных же он оказывается довольно смутным идеалом.

     Во-вторых, даже эта очень, казалось бы, оптимистическая концепция не снимает трагизма, связанного с конечностью или смертностью каждого отдельного человека, а, возможно, и человечества в целом.

     Действенно-гуманистический  смысл жизни позволяет понять, что никакого такого смысла в жизни самой по себе нет. Вообще говоря, его можно было бы искать только в одном случае - если бы прежде он кем-то или чем-то был туда, в эту жизнь, вложен. Данному условию, отметим, удовлетворяет только религиозный смысл жизни, но о его спорности мы уже говорили. На самом деле смысл вносится в жизнь самим человеком. Это - его основной, или бытийный, выбор, главная цель, которую он определяет для себя, своей жизни. Она как нравственный закон определяет его линию поведения, его образ жизни.

     Смысл — это объективная наполненность, содержательный критерий жизни; осмысленность  — это субъективное отношение  к жизни, осознание ее смысла. Жизнь  индивида может иметь смысл, независимо от осмысления.

     Объективно  смысл жизни человека реализуется  в процессе его жизнедеятельности, протекающей в разных сферах. Поэтому  он может выступать как спектр смыслов и целей. Но в любом  случае человек должен состояться, иметь возможность представить  себя миру, выразить свою сущность. Жизнь  наполняется смыслом, когда она  полезна другим, когда человек  с удовлетворением и полной самоотдачей  занимается своим делом, когда существование  его проникнуто нравственным добром и справедливостью. Тогда объективная  значимость, смысл его жизни совпадают  с его личными, субъективными  стремлениями и целями. Наилучший  вариант — ситуация, когда смысл  и осмысленность образуют гармоничное  единство. Ведь осознать смысл своей  жизни — значит, найти свое «место под солнцем».

Информация о работе В чем различие между целью и смыслом жизни