В.И.Вернадский

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 12:39, доклад

Описание работы

Творчество Вернадского обширно и на сегодняшний день раскрыто далеко не полностью. Оно ждет своего исследователя, а вернее исследователей, потому что в наше время узкой специализации вряд ли кто отважится охватить во всей широте наследие ученого. Хотя с другой стороны, только взятое в целом оно может раскрыть особенности этого человека как ученого, логику его творчества, его идеи.

Содержание

Введение.
1. Биография.
2. Творчество В.И. Вернадского и философия.
3.1 Проблема пространства и времени.
3.2 Проблема пространства и времени в живом веществе.
4.1 Основные положения учения о ноосфере
4.2 Единство биосферы и человека
4.3 Наука как основной фактор ноосферы
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Вернадский.doc

— 113.50 Кб (Скачать)


                           АНО ВПО «Омский экономический институт»

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по философии

В.И.Вернадский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Карачев Владимир

студент группы Ист3-6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Омск-2012

Содержание

 

Введение.

1.      Биография.

2.      Творчество В.И. Вернадского и философия.

3.1 Проблема пространства и времени.

3.2 Проблема пространства и времени в живом веществе.

4.1 Основные положения учения о ноосфере

4.2 Единство биосферы и человека

4.3 Наука как основной фактор ноосферы

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Творчество Вернадского обширно и на сегодняшний день раскрыто далеко не полностью. Оно ждет своего исследователя, а вернее исследователей, потому что в наше время узкой специализации вряд ли кто отважится охватить во всей широте наследие ученого. Хотя с другой стороны, только взятое в целом оно может раскрыть особенности этого человека как ученого, логику его творчества, его идеи.

Значительное количество работ В.И. Вернадского посвящено вопросам философии, изучению истории и развития науки, как особой сферы деятельности человека. В 1902 он писал: “Я смотрю на развитие философии в развитии знания совсем иначе, чем большинство натуралистов, и придаю ей огромное плодотворное значение. Мне кажется, что это стороны одного и того же процесса - стороны совершенно неизбежные и неотделимые. Они отделяются только в нашем уме. Если бы одна из них заглохла, то прекратился бы живой рост другой... Философия заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области развития науки... В истории науки можно ясно и точно проследить такое значение философии, как корней и жизненной атмосферы научного изыскания”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биография

 

Владимир Иванович Вернадский (1863 - 1945). Родился 12 марта 1863 г. В Петербурге в семье профессора И.В. Вернадского и А.П. Вернадской. Обладал исключительно широким диапазоном интересов, глубокой интуицией и поистине пророческим даром новых путей развития научной мысли. Вернадский заложил основы комплекса, новых в настоящее время, бурно прогрессирующих научных направлений и концепций. Прежде всего, это генетическая минералогия, геохимия, биогеохимия, радиоэкология, учение о живом веществе, биосфере и ноосфере, подразделение географических и биологических наук, метеоритика, история науки и научного мировоззрения, науковедение, история философии.

Ученый и общественный деятель – академик Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) был равно признан и в царской России, и в Советском Союзе, и в постсоветской России. Он один из немногих русских ученых, влияние идей и самой личности которого вышло далеко за рамки научного сообщества и остается неизменно ощутимым на протяжении всей истории России ХХ века, – несмотря на глобальные политические изменения в стране. Сегодня политики – вплоть до президентов страны – считают хорошим тоном процитировать "из Вернадского" и тем самым подкрепить его научным и гражданским авторитетом свои, особенно футуристические построения. Ссылками на причастность или близость к Вернадскому историки науки сообщают дополнительную научную или нравственную прочность своим героям; примечательно, что ощущение весомости таких ссылок в сознании читателя столь довлеет историкам, что они делаются наперекор элементарным фактам.

Налицо и другие несущие конструкции культового сооружения: многочисленные конгрессы, конференции, симпозиумы, посвященные Вернадскому, станция метро в Москве, проспекты, университеты, комиссии, фонды, стипендии его имени, памятники – словом, то, что на западе приземлено именуют – "industry".

Последняя академическая “Биобиблиография” Вернадского, отнюдь не исчерпывающая, только к 1991 г. насчитывает 914 позиций исследовательской литературы, а научные труды и эпистолярия ученого за период с 1945 по 1991 гг. издавались или переиздавались более 200-т раз. Когда-то импульс серьезной исследовательской и публикаторской работе над наследием Вернадского дал собиравшийся в начале 1950-х годов в Минералогическом музее им. А.Е.Ферсмана небольшой кружок почитателей ученого. Им и еще нескольким энтузиастам из оттепельных 1960-х мы обязаны открытием Вернадского – философа.         Сегодня "вернадистов" тысячи. Но поток публикации новых работ или эпистолярии самого Вернадского из его колоссального архива заметно иссякает; ему на смену пришли канонические переиздания, вроде монументальной "Библиотеки трудов академика В.И.Вернадского" – преимущественно перепечатки уже многократно публиковавшегося, подготовленная в модном ныне жанре "без комментариев" или с минимумом их.

Фактически Вернадский сегодня “канонизирован”. Между тем само общество за прошедшие годы существенно изменилось и историка не может не настораживать та легкость, с какой Вернадский вписывается как в созданный советским тоталитаризмом образ “советской науки”, так и в творимые на наших глазах мифы о русском “научном андеграунде” и “репрессированной науке”.         Прелюбопытнейшую картину демонстрирует именной указатель новейшего справочника опубликованных документов по истории России ХХ века из государственных   и семейных архивов (по отечественной периодике 1985-1995 гг.): наиболее "публикуемым" перестроечным героем был Сталин – 96 позиций, за ним следует Ленин – 77, на третьем же месте – Вернадский – 37; от этой лидирующей тройки все остальные авторы отстают с колоссальным разрывом. Оказывается, что в общественном сознании перестроечной России именно ученый, интеллигент выдвигался на роль альтернативы гениям зла как пример подлинного патриота и гражданина.

Как, когда и почему общество и\или правящая элита востребуют тех или иных “национальных героев” – вопрос исследовательской программы на будущее. Несмотря на огромное число публикаций, Вернадский до сих пор остается неизвестным. Одна из главных перспектив ее освоения – введение в научный оборот полноценных текстов самого ученого.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творчество В.И. Вернадского и философия

 

В творческом наследии Вернадского огромная часть принадлежит философии. Его философские интересы приняли устойчивый характер еще в гимназические годы.

В начале XX века в основном складывается принципиальный взгляд Вернадского на проблему соотношения философии и науки. «… Развитие научной мысли никогда долго не идет дедукцией или индукцией – оно должно иметь свои корни в другой, более полной поэзии и фантазии, области: это – область философии. Философия всегда заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области будущего развития науки, и только благодаря одновременной работе человеческого ума в этой области получается правильная критика неизбежно схематических построений науки».

С начала 20-х годов философские интересы Вернадского поднимаются на качественно новую ступень. Не прерывая знакомства с западноевропейской философией, ученый все чаще обращается к мыслителям Востока, главным образом Индии и Китая.

Наряду с этим с начала 20-х годов резко возрастает философская насыщенность специальных естественнонаучных трудов Вернадского, что было связано в первую очередь с созданием учения о биосфере и разработкой проблем биогеохимии, тесно переплетавшихся с мировоззренческими, социально – гуманитарными и экологическими вопросами.

Сложно складывались, в 20-30 годы, отношения Вернадского с советскими философами, выступавшими с позиций диалектического материализма. В эти годы труды натуралисты, посвященные живому веществу, биогеохимии, учению о биосфере, не раз подвергались резкой критике. «Оппоненты упорно выискивали проявления «идеализма» и прочей «идеологической контрреволюции», произвольно выхватывая из общего контекста отдельные мысли и цитаты».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема пространства и времени

 

Одно из самых основных различий в мышлении натуралистов, с одной стороны, и математиков с другой, это характер пространства. Для математика, если это оговорено им пространство является бесструктурным. Оно характеризуется только измерениями. Для естествоиспытателя пустое, незаполненное пространство, даже если он этого не оговаривает, не существует. Он всегда мыслит реальное пространство и только с ним имеет дело. Реальное пространство натуралиста совпадает с той физической средой, в которой идут наблюдаемые им явления, если он выражает эту среду геометрически. Говоря о природном, реально существующем, пространстве, натуралист говорит о геометрическом строении физической среды, чего в действительности нет – физическая среда разнородна. Натуралист, однако, все время пытается выразить наблюдаемые им явления так, чтобы найти в них место идеальному пространству геометрии. Такое реальное, обладающие определенным геометрическим строением, пространство имеет место во всех физических явлениях.

По мнению Вернадского реальное пространство натуралиста чрезвычайно мало отразилось в философской мысли. «Философская обработка реального пространства определенного строения и замена им вошедшего в философскую мысль пространства геометра является основной задачей нашего времени» .

Одной из самых важных и самых плодотворных идей новой физики XIX – XX в., основанной на теории относительности, является признание, что время и пространство неразрывно связаны между собой и неразделимы в природных явлениях. Если обратится к анализу понятия о времени, бросается в глаза чрезвычайно характерная черта, связанная с тем, может или не может явление идти во времени одинаково легко вперед и назад, т.е. является ли процесс обратимым или необратимым.

Процесс, связанный с характером энергии, приводит к необратимому процессу – к энтропии, но почти все остальные явления обратимы. Все ньютоновское представление о структуре мира всецело основано на обратимости всех физико-химических процессов. Энтропия мира обычно ставится как бы отдельно от остальных физических явлений, и из необратимости отвечающего ей процесса не делается неизбежных логических выводов.

Но другое выражение энтропии мира, ее неизменное увеличение с ходом времени, указывает, что в никаком природном явлении (известным науке) никогда не будет идти процесс от низшей температуры в высшую температуру без затраты для этого посторонней энергии, связанной неизбежно при этом с превращением части этой энергии в тепловое состояние с низшей, чем данная температура. В результате в «замкнутом» мировом пространстве постоянно и неуклонно с ходом времени уменьшается количество энергии, способной производить работу, и увеличивается количество отработанной энергии, которая не может быть направлена на работу ни одним из известных методов.

Проблема пространства и времени в живом веществе

 

Время геометрически выражается в виде вектора, причем существует два случая, резко отличающихся друг от друга:

        Вектор времени полярный, в случае необратимого процесса, когда (если взять вектор между двумя точками А и В) направление АВ не равно ВА, т.е. физический процесс идет только в направлении АВ, а назад нет.

        Вектор времени обычный, в случае обратимого процесса, когда процесс одинаково может идти как в направлении АВ, так и в направлении ВА.

Если говорить о живом веществе, то здесь вообще пространство и время неразделимы. В связи с этим, изучая явления жизни, идущие в пространстве определенного строения, необходимо допустить, что время в жизненных процессах не может иметь строения, противоречащего пространству, с которым оно неразрывно связано.

Пространство, в котором идут жизненные явления, т.е. существуют живые организмы является энантиоморфным пространством, т.е. его векторы полярные и энантиоморфны.

Без этого не может быть дисимметрии, следовательно, в геометрическом выражении времени, в котором происходят жизненные явления, все его векторы должны быть, во-первых, полярные и, во-вторых, энантиоморфными. Полярность в биологических процессах проявляется в том, что они не обратимые. Видеть энантиаморфность векторов времени мы не умеем.  Энантиаморфность времени выражается в том, что в процессе, идущем во времени, закономерным образом проявляется, через определенные промежутки времени дисимметрия. «Дисиметрией Вернадский называл такое свойство пространства или другого связанного с жизнью явления, для которого из элементов симметрии существуют только оси простой симметрии, но эти оси необычны, ибо отсутствует основное их свойство – равенство правых и левых явлений … В такой среде устойчиво или преобладает только одно из антиподных явлений – правое или левое. В дисимметрической среде, характерной для жизни, образуется одна из этих сред – правая или левая – или одна из них резко преобладает над другой. В такой дисимметрической среде нет никогда элементов сложной симметрии – ни центра, ни плоскостей симметрии».

Информация о работе В.И.Вернадский