Восточная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 11:23, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей философии древнего Востока. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-Рассмотреть особенности культур древнего Востока и их отражение в мировоззрении; -Изучить особенности древнеиндийской философии; -Охарактеризовать основные школы древнекитайской философии.

Рассмотрим два главных направления – индийскую и китайскую философии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3


1. Основные направления и школы древнеиндийской философии…………...4


2. Основные школы и направления древнекитайской философии……………9


3. Объясните, в противоречиях, между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия…………………………………………….14


Заключение………………………………………………………………………15


Список литературы……………………………………………………………...16

Работа содержит 1 файл

к.р. по философии.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

         Министерство образования и науки  Российской Федерации

                      Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

         Всероссийский заочный финансово-экономический институт

                                          Филиал г. Барнаула 

         Факультет                                                                                     Кафедра

Учётно-статистический                                                   Философии, истории и права 
 
 
 
 
 
 
 

                                Контрольная работа №1 
 

                           На тему: «Восточная философия» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студентка                                       Красноухова Елена Владимировна

Специальность                                Бухгалтерский учёт и аудит

№ личного  дела                              8990900-0КК 

Образование                                    первое высшее

Группа                                             2БП-3

Дисциплина                                    Философия

Преподаватель                               

                                               
 
 
 
 
 

Введение………………………………………………………………………….3 

1. Основные  направления и школы древнеиндийской  философии…………...4 

2. Основные  школы и направления древнекитайской философии……………9 

3. Объясните, в противоречиях, между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия…………………………………………….14 

Заключение………………………………………………………………………15 

Список  литературы……………………………………………………………...16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Введение. 

Впервые философские учения возникли на Востоке. В самых крупных странах Индия  и Китай в 6-5 вв. до н.э. возникли древнейшие философские системы. Восточная философия очень сильно отличалась в то время от западной, которая зародилась в Древней Греции. В гносеологии в качестве главного метода познания действительности Восточная философия использовала не столько разум,  сколько интуицию, т.е. соединение сознательного и бессознательного, чувственного и рационального. Этот подход представляет собой применение к сфере познания так называемого холизма – философское учение о всеохватывающей целостности мира. Интуитивное видение мира признавалось более эффективным средством познания, чем чистый рационализм. Оно реализуется в таких состояниях психики, как вдохновение, озарение, откровение, просветление, медитация и т.д[ 2, с.18]

       Именно в эти времена происходил переход от мифологическому мировоззрению к понятийно-философскому мышлению.  В мифе человек не выделял себя из мира, более того он очеловечивает сам мир и природу, объясняет его происхождение и существование по аналогии с самим собой. Переход от мифа к философии был подготовлен целым рядом фактов социального, экономического и духовного характера: переходом от бронзы к железу; развитием аграрного и ремесленного производства; разложением первобытно-общинного строя и возникновением государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни; появлением разделения труда и товарно-денежных отношений; постепенным накоплением элементов научного знания, которое всё больше использовалось в практической жизни людей и способствовало развитию их мировоззрения. Названные общие для всего Древнего мира предпосылки способствовали развитию различных направлений восточной философии.

 Целью данной работы является рассмотрение особенностей философии древнего Востока. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-Рассмотреть особенности культур древнего Востока и их отражение в мировоззрении; -Изучить особенности древнеиндийской философии; -Охарактеризовать основные школы древнекитайской философии.

Рассмотрим  два главных направления –  индийскую и китайскую философии. [3, с.38] 

2. Основные направления и школы древнеиндийской философии.

Одной из ранних философских систем является философия Древней Индии. Философская  мысль в Древней Индии зарождалась  в начале 1 тысячелетия до н.э. К  этому времени на территории Индии  сформировались государства. Сложилась  жёсткая кастовая структура: люди разделялись на брахманов (жрецы, мудрецы), кшатриев (правители, военная аристократия), вайшьев (люди, занятые в торговле), шудр (работники). Основная масса населения – земледельцы – были объединены в общины.

  Первый, дошедший до нас литературный памятник – веды. Они были принесены в Индию индоевропейскими племенами кочевников-ариев. Веды состоят из 4-х частей: Самхиты (4 сборника гимнов в честь богов), Брахманы  (мифологические и ритуальные объяснения), Араньяки («лесные книги», предназначенные для отшельников; в них объясняется мистический смысл ведийских обрядов и их символики), Упанишады (в которых содержатся наставления относительно истины и мира). Веды считались священными текстами, плодом откровения, полученного мудрецами. Они были записаны на священном языке – санскрите.

  Первая  часть самхит – Ригведа содержит 1028 гимнов. К ригведе примыкаются другие самхиты: Самаведа (веда напевов, где преимущественно повторяются ригведийские тексты, но с подробными указаниями как они должны исполняться), Яджурведа (Веда жертвоприношений – описание ведийского ритуала), Артхарваведа (Веда заклинаний – сборник заклинаний и магических формул).[1,с.26]

Изначально  упанишады означали сидение вокруг учителя с целью познания истины. Затем этот термин стал означать тайное учение. В упанишадах развивается тематика вед: идея единства всего сущего, космологическая тематика, поиск причинно-следственных связей и явлений и т.д. Например, ставились такие вопросы как: «Где находится солнце ночью?». В упанишадах основное внимание уделяется внутренней стороне бытия и явлений, а главное внимание уделено человеку, его познанию, нравственному совершенствованию. В качестве первоосновы бытия в упанишадах выступает брахман – универсальная безличная мировая душа, духовное начало из которой возникает весь мир со всеми его элементами. Атман – индивидуальная душа, субъективное духовное начало, «Я». Брахман и атман тождественны, мировая душа и индивидуальная душа, означает также возможность их взаимного перехода. Учение о брахмане и атмане является центральным моментом упанишад, утверждающем тождество бытия отдельного человека со всеобщей сущностью мира.

    С этим связано и учение  о сансаре (круговороте жизни)  и карме (законе воздаяния)  в упанишадах. В учение о сансаре человеческая жизнь понимается как определённая форма бесконечного перерождения. А детерминируется будущее рождение индивида законом кармы. Будущее человека – результат тех дел и поступков, которые человек совершал в предшествующих жизнях. И только тот, кто вёл благопристойный образ жизни, может рассчитывать на то чтобы родиться в будущей жизни в качестве представителя высшей варны (сословия); брахмана (священнослужителя), кшатрии (воина или представителя власти) или вайшьи (земледельца, ремесленника или торговца). Тем же, кто вёл неправедный образ жизни, в будущем уготовлена судьба члена низшей варны – шудры (простолюдина) или того хуже: его атман может попасть в тело животного. Поэтому важнейшая задача человека – освобождение (мокша) его от «мира объектов и страстей», постоянное нравственное совершенствование. 

Познание  и самопознание – одна из важнейших  тем упанишад. Подлинное, наиболее истинное познание состоит в самом глубоком и полном  соединении и осознании  тождества атмана и брахмана. И только тот, кто способен сделать это, освобождается от бесконечной череды перерождения сансары. Душа такого человека сливается с брахманом и остаётся в нём навсегда. Вместе с тем она освобождается от влияния кармы. Это и есть самая высокая цель и самый истинный путь – «путь богов» (деваяна), в отличие от обычного пути – «пути отцов» (питръяны). Деваяна достигается благодаря аскезы и высшему познанию.

   В 6 веке до н.э. происходят  значительные перемены в индийском  обществе: развивается аграрное  и ремесленное производство, утрачивает своё влияние институт племенной власти и увеличивается власть монархии. Вместе с этим происходят изменения в мировоззрении индийского общества. В частности усиливается критика ведического брахманизма. Интуиция уступает место исследованию, религия – философии. Появляются приверженцы новых взглядов, представители таких систем, как: чарвака (материалисты), джайнизм, буддизм. Все они относятся к неортодоксальным школам индийской философии.

    Чарвака – это материалистическое учение в Древней и Средневековой Индии. Поздняя разновидность родственной философской концепции – локаяты, с которой она вообще иногда отождествляется.  Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырёх первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. И жизнь, и сознание рассматриваются как производные от этих материальных элементов. Материя может мыслить. Смерть-конец всему. Основатель этой теории – Чарвака. Онтологической сущности этого учения соответствует и теория познания. Её основа – чувственное восприятие мира. Никакого иного мира существовать не может. В основе этической концепции чарваков лежит неограниченное наслаждение – гедонизм. Девиз представителей этой школы – надо есть, пить и наслаждаться этой жизнью сегодня, ибо смерть приходит всегда и ко всем.

   Оценивая философию материалистов, можно сказать, что она много сделала для критики старой религии и философии.

   Джайнизм. Основатель джайнизма – Махавир Вардхаман (6 век до н.э.). Он получил также имя Джина, что означает победитель (победа над круговоротом перерождений). В центре этого направления находится бытиё личности. Сущность личности дуалистическая: духовная (джива) и материальная (аджива). Связующее звено между ними – карма, которая понимается как тонкая материя. Это соединение неживой, грубой материи с душой посредством кармы и приводит к возникновению личности. И карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений. Правильное познание и аскетизм могут помочь душе освободиться  от материального мира (адживы). В этом случае душа переходит в высшую сферу, где постоянно пребывает в чистой духовности. Это происходит, потому что джива существует в двух формах бытия: несовершенной и совершенной. В первом случаи она находится в соединении с материей и в состоянии страдания. Во втором джива освобождается от этой связи и становится свободной, способной управлять своим собственным бытиём. В этом случае она переходит в состояние блаженства – нирвану, наивысшее состояние души, когда конечная цель достигнута. Характерной особенностью философско-этической концепции джайнизма является разработка им правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного выполнения. Этическое воспитание личности – решающий фактор в переходе бытия личности из несовершенного состояния в совершенное. Правильная жизнь человека связывается при этом с аскетическим поведением, которое практиковалось в Индии великими святыми, предававшими себя даже смерти. Основные этические принципы джайнизма: отстранение от мирского богатства, суеты, страстей, уважение ко всем живым существам и т.д.[3,с.42]

Буддизм. Основатель буддизма Сиддартха Гаутама (563-483 гг. до н.э.). Родившись в царской семье, он покинул дворец, и стал аскетом, искал ответ на вопрос о действительном источнике всех страданий и о путях полного избавления от них. После шести лет сомнений и поисков наступило озарение – Гаутама стал «просветлённым», Буддой. И для раннего, и для современного буддизма характерна идея «серединного пути». Буддизм выступал против крайностей (в том числе против аскетизма). Каждый приверженец истины должен постичь четыре «благородные истины»: - жизнь в мире полна страданий, -существует причина этих страданий, - можно прекратить страдания на Земле, -существует путь, ведущий к прекращению страданий вообще, это путь в нирвану, к небу.  Для того чтобы достичь нирваны нужно пройти восьмеричный путь, который включает в себя ряд этапов. Буддисты утверждали, что прохождение восьмеричного пути обеспечивает человеку полное душевное успокоение, которое не может быть нарушено уже ничем. Тот, кто достиг этого состояния более уже не воплотится в мире и не будет подвержен перерождениям и страданиям. Буддисты были уверены в неограниченных возможностях человека для изменения своей природы и освобождения. Важным моментом буддизма является идея о неотделимости друг от друга знания и нравственности. Необходимо обратить внимание на следующие концепции буддизма: 1) всеобщий закон причинности (концепция дхамма) – всё существующее зависит от чего-то и само не может погибнуть бесследно, 2) учение о всеобщем изменении и постоянстве (концепция Дхармы), 3) учение о человеке. Одно из важных положений буддизма – равенство по рождению. В ходе эволюции буддизма возникло около 30 школ. Главные из них:

Информация о работе Восточная философия