Возникновение философии в странах Древнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 21:51, реферат

Описание работы

Цель данной работы является изучение основных идей философии Древнего Востока. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- Изучить основные школы и учения философии Древней Индии;
- Изучить основные школы и учения философии Древнего Китая.
- Сделать выводы

Содержание

Введение………………………………………………………….3
1. Возникновение философии в Древней Индии ………………4
1.1 Философские школы Древней Индии……………………5
2. Возникновение философии в Древнем Китае……………….9
2.1 Философские школы Древнего Китая……………………9
Заключение ………………………………………………………12
Список литературы ………………………………………………13

Работа содержит 1 файл

Filosofia.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Российский экономический  университет им. Г.В. Плеханова»

 

 

 

Факультет дистанционного обучения

Кафедра философии

Дисциплина «Философия»

Реферат

Тема: «Возникновение философии в странах Древнего Востока»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка:

2 курса, группы Д301

Цайзер Е.В

 

 

    

Проверила:

                                                                                                                       Безвесельная З.В.                             

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012 г

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………….3                                                                                            

1. Возникновение философии в Древней Индии ………………4

    1.1 Философские  школы Древней Индии……………………5

2. Возникновение философии в Древнем Китае……………….9

     2.1 Философские  школы Древнего Китая……………………9

 Заключение ………………………………………………………12

Список литературы ………………………………………………13

 

Введение

 

Философия - это осмысление бытия и великая духовная сила, оказывающая влияние на мир. Она непосредственно участвует в формировании общества, основных ценностно-мировоззренческих принципов.

Возникновение философии  в странах Древнего Востока связано с переменами в обществе и с переходом на новый уровень его развития. Развивались и формировались первые государства, в обществе было явное разделение на классы. Все больше возникало вопросов «откуда мы пришли» и «что главное в жизни». Рабовладельческий строй способствовал развитию культуры, что в свою очередь дало толчок развитию философии. Мифология как форма общественного сознания не могла уже регулировать усложнившиеся социальные и экономические отношения. Возникла острая потребность выработать новый тип мировоззрения, чем в дальнейшем и оказалась философия. В поисках ответа люди начали изучать мир вокруг себя. В последствии человек начал воспринимать окружающую среду, космос как что-то отличное от себя. Общество начало размышлять и философствовать, затем делать умозаключения и выводы об окружающем его мире.

Эта тема очень интересна  тем, что на древнем востоке было множества философских школ, некоторые из которых существую и по сей день. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества, можно обнаружить в литературных памятниках Древней Индии и Древнего Китая.

Цель данной работы является  изучение основных идей философии Древнего Востока. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

- Изучить основные школы и учения философии Древней Индии;

- Изучить основные школы и учения философии Древнего Китая.

- Сделать выводы

 

 

1. Философия Древней Индии

 

Возникновение философии  в Древней Индии относится  примерно к середине I тысячелетия  до н. э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Во главе каждого такого государства стоял раджа. Древнеиндийское общество делилось на Варны - группы, которые впоследствии легли в основу кастовой системы. Их было четыре:

1) жреческая Варна (брахманы);

2) Варна военной аристократии (кшатрии);

3) Варна земледельцев, ремесленников, торговцев (вайшьи)

4) низшая      Варна (шудры). 

В середине второго тысячелетия  до н.э. в северо-западную Индию с  Запада вторгаются воинственные племена, которые называют себя ариями. Они говорили на одном из языков индоевропейского происхождения и обладали даром поэтического видения мира. Гимны, которые слагали арии, легли в основу будущего их собрания - Ригведы. Слово «веды» означает священное знание, а «риг» - хвалебный стиль, песня, гимн.

 Веды - это священные  книги брахманов, которым они  приписывали сверхъестественное  происхождение. С точки зрения  Вед, изначально существовали  только Ничто и тепловая энергия - тапас. Впоследствии из взаимодействия Ничто и тапас родилось Единое, которое затем распалось на низ и верх, женское и мужское. При этом женское и мужское противопоставлялось друг другу как вожделение и усилие, которые возникли из желания. Согласно установившейся традиции, вся ведическая литература  делится на четыре группы:

1.Самхиты (это четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа).

2.Брахманы («толкования высшей сути» и сборники ритуальных процедур).

3.Араньяки («лесные», лесные тексты для отшельников, стариков, скитальцев, предающихся философским размышлениям об истине).

4.Упанишады («сидение-ученика-подле-учителя»; впоследствии – «сокровенное знание». Всего известно более двухсот упанишад.  

Но наиболее значимыми среди  них в связи с формированием  философских представлений являются «Упанишады» - сборник, в котором излагаются основы учения о карме и переселении душ. Авторами Упанишад были ученики, которые приходили к лесным отшельникам и жили у них некоторое время. Упанишады не представляют собой изложения единого учения; скорее они являются общим изложением достаточно разнородных идей и представлений. 

В Упанишадах основное внимание уделяется  не внешней, а внутренней стороне бытия и явлений. При этом главное внимание уделено человеку, его познанию и нравственному совершенствованию. «Кто мы?», «Откуда мы пришли?», «Куда мы идем?» - вот характерные вопросы Упанишад.

В качестве первоосновы  бытия в Упанишадах выступает Брахман - универсальная, безличная мировая душа, духовное начало, из которого возникает весь мир со всеми его элементами. Брахман тождественен и вместе с тем противопоставляется Атману - индивидуальной  душе, субъективному духовному началу, «Я».

 

1.1 Философские школы Древней Индии

 

К неортодоксальным школам индийской философии относятся буддизм, джайнизм и локаята. 

Буддизм возник на северо-западе Индии в VI-V вв. до н.э. и на сегодняшний день является одной из мировых религий, буддизм - религиозно-философская школа, проповедовавшая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - нирваны. Его основатель - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший  впоследствии имя Будды (пробужденный, просветленный), так как после многих лет отшельничества пришел к пониманию правильного жизненного пути, отвергающего крайности.

 В основе буддизма  «четыре благородные истины»:

1) существование человека от  рождения до смерти неразрывно  связано со страданием;

2) существует причина страдания,  которой является жажда бытия(стремление  к жизни), ведущая через радости  и страсти к перерождению;

3) существует освобождение от  страдания, устранение причин страдания, т.е. устранение этой жажды бытия;

4) существует путь, ведущий к освобождению от страданий, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания. Именно в этом состоит буддийский принцип так называемого среднего пути, рекомендующий избегать крайностей.

 
     Буддизм возник как оппозиция кастовому строю. В этом учении утверждалось равенство всех людей в страдании и право всех на спасение. Человеческая личность, как и все другое в мире, подчиняется закону причины и следствия, который и позволяет наряду с отрицанием существования души признать действие закона кармы, переселение душ. По закону причинности, элемент сознания не исчезает из круговорота жизни с нашей смертью совершенно, он проявляется вновь в другом месте, в другой форме. Смерть и рождение - это важные события, но все равно это лишь мгновения в целой цепи отдельных, с необходимостью следующих друг за другом, мгновений. Следовательно, каждую новую жизнь необходимо понимать как результат прежних существований, и в этом смысле не как рождение, а как перерождение.

Таким образом, буддизм, как и вся индийская философия, пытался решить в первую очередь  практические этические задачи, стоящие  перед человеком. Решимость победить страдание и более никогда не рождаться в сансаре предполагало неустанное совершенствование человека во всех областях жизни. Философское учение Будды и есть ключ к обретению мудрости, ведущей к просветлению.

Джайнизм - религиозно-философская школа индийской философии, родственная буддизму, названная по имени 24 святых проповедников джайна. Его основателем считается Махавира Вардха-мана (VI в. до н. э.). Он получил также имя Джина, что означает «Победитель». В основе данного направления также лежит противопоставление между душой и телом. Человек (как и другие одушевленные существа) обладает индивидуальной, отдельной от других душой. Помимо души существует неодушевленная материя, из которой состоит мир. Сущность личности, с точки зрения джайнизма,дуалистическая: духовная (джива)и материальная (аджива). Связующее звено между дживой и адживой - карма. Однако сама карма понимается здесь, как тонкая материя, а не как закон воздаяния. Это соединение неживой, грубой материи с душой посредством кармы и приводит к возникновению личности. Карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений.

Душа человека вынуждена странствовать, постоянно перерождаясь, до тех пор, пока она связана с тонкой материей. Но правильное познание и аскетизм могут помочь ей освободиться от материального мира (адживы). В этом случае душа переходит в высшую сферу, где постоянно и пребывает в чистой духовности. Это происходит потому, что джива существует в двух формах бытия: несовершенной и совершенной. В первом случае она находится в соединении с материей и в состоянии страдания. Во втором -джива освобождается от этой связи и становится свободной, способной управлять своим собственным бытием. В этом случае она переходит в состояние блаженства - нирвану, наивысшего состояния души, когда конечная цель достигнута.

Наиболее известной школой древнеиндийских  материалистов была Локаята. По традиции возникновение Локаяты связывают с именем мифического мудреца Брихаспати. Локаятники выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного “освобождения” и всесилия богов. Основным источником познания считалось чувственное восприятие. В учении этой школы можно обнаружить явные параллели учениям о первоначале, созданным в древнегреческой философии. Школа пережила яркий расцвет и пользовалась большой популярностью среди людей, однако впоследствии философские работы данного направления были уничтожены брахманами, и она утратила свое влияние. Представители локаяты полагали, что мир произошел из первоначала, которому присущи четыре «главные» сути: воздух, огонь, вода и земля, из которых и состоит мир.

 Поздней разновидностью родственной философской концепции локаяты является чарвака - это материалистическое учение. Школа «чарвака» в определенный период истории древнеиндийской мысли была очень влиятельной и противостояла буддизму. По мнению ее представителей, смысл жизни и мира заключался не в страдании, как это было в буддизме, а в счастье и удовольствиях. Эта школа не отрицала, что любое удовольствие связано со страданием, однако это не означало, что человек не способен свести страдания к минимуму и наслаждаться жизнью.

          Чарвака отрицает концепцию брахмана, Атмана, сансары и кармы. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. И жизнь, и сознание рассматриваются как производные от этих материальных первоэлементов. Материя может мыслить. Смерть - конец всему. Название «локаята» соответствует сущности и содержанию этого учения - существует только этот мир, или лока. Материалистов поэтому и называют локаятиками. Их называют также чарваками, по имени основателя этой теории - Чарвака. Истинно лишь то, что познается с помощью непосредственного восприятия. Поэтому для существования другого мира, не воспринимаемого чувствами, нет никаких оснований. Никакого иного мира существовать просто не может. Следовательно, религия - это глупое заблуждение. Вера в бога и потусторонний мир является, с точки зрения представителей этой школы, признаком скудоумия, слабости, малодушия.

В отличие от не ортодоксальных школ в истории древне-индийской философии существовали и ортодоксальные школы, которые не отрицали авторитета Вед, а опирались на них. Рассмотрим основные философские идеи этих школ.

Веданта (завершение Вед) - наиболее влиятельная система, важнейшая философская основа индуизма. Она признает брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Отдельные души (атманы) через познание или любовь к богу достигают спасения, соединяясь с богом. Выход из круговорота рождений (сансары) и заключается в рассмотрении всего сущего с точки зрения высшей истины; в познании  той истины, что внешний мир, окружающий человека, - это иллюзорный мир, а подлинной неизменной реальностью является брахман, с которым отождествляется Атман. Главный путь к достижению этого истинного знания - соблюдение нравственных норм и медитация, которая означает интенсивное размышление над проблемами Вед. Важную роль при этом играет помощь учителя. Поэтому одним из требований веданты является покорное следование ученика за учителем, постоянное размышление над истинами веданты с целью непосредственного и постоянного созерцания истины.

Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях). Эта система касается объяснения ритуала Вед. Учение Вед здесь тесно связывается с дхармой - идеей долга, исполнение которого предполагает прежде всего жертвоприношение. Это выполнение своего долга и ведет к постепенному  искуплению от кармы и к освобождению как прекращению перерождений и страданий.

Информация о работе Возникновение философии в странах Древнего Востока