Взаимоотношения военной науки и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:30, реферат

Описание работы

Сравнительный анализ взаимодействия военной науки и военного права в России и других странах позволяет сделать вывод об огромном потенциале развития российской военной науки, определяющемся нашим богатейшим историческим и военным опытом, что требует специального исследования предмета и основных институтов военного права.

Работа содержит 1 файл

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ВОЕННОЙ НАУКИ И ВОЕННОГО ПРАВА.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

    Этап  империалистической борьбы за передел мира выдвинул на первый план геополитические проблемы, которые активно разрабатывались немецкими, английскими и американскими исследователями. В этих концепциях, особенно в американских, значительное внимание уделялось проблеме завоевания превосходства на море. Российская военная наука также обращала внимание на эти проблемы. Так, вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1848 - 1904), анализируя военную обстановку в начале века, обращал внимание на особую роль военно-морских сил на Дальнем Востоке. При этом он, предвидя возможность столкновения с Японией и сознавая недостаточность наших морских сил, указывал на необходимость разработки определенного плана военных действий на случай такого военного конфликта. Помимо этого С.О. Макарову принадлежит ряд ценных трудов о морской тактике, о военном судостроении и о судовом составе флота <*>.

    --------------------------------

    <*> См.: Врангель Ф. Памяти С.О.  Макарова // Морской Сборник. 1904; Семенов.  Адмирал С.О. Макаров // Вестник  Европы. 1909; Врангель Ф. Отрывки из биографии С.О. Макарова // Морской Сборник. 1910 и следующие, отдельное издание, 1-я часть. 

    В ходе Первой мировой войны, в которой  в наибольшей степени проявились межимпериалистические противоречия, военная наука, представителями  которой являлись М.В. Алексеев, А.А. Брусилов, все в большей степени обращала внимание на субъективный фактор - проблемы подготовки солдат, управления войсками, место и роль армии в государстве.

    Алексей Алексеевич Брусилов (1853 - 1926) - блестящий  военачальник, автор вошедшего в историю Первой мировой войны "Брусиловского прорыва", в своих мемуарах "Мои воспоминания" основное внимание уделяет именно этим факторам. Рассматривая проблему качеств офицерского корпуса в тесной связи с вопросом о роли армии в государстве и оценкой событий периодов Февральской и Октябрьской революций, гражданской войны, он пишет: "Кажется, было ясно, что вопрос О ПРИНЦИПАХ И ОСНОВАХ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЕЙ НАХОДИЛСЯ В РУКАХ АРМИИ, т.е. миллионов бойцов, бывших на фронте и подготовившихся в тылу, составлявших цвет всего населения и к тому же вооруженных. КОРПУС ОФИЦЕРОВ, НИЧЕГО НЕ ПОНИМАВШИЙ В ПОЛИТИКЕ, МЫСЛЬ О КОТОРОЙ ИМ БЫЛА СТРОЖАЙШЕ ЗАПРЕЩЕНА, находился в руках солдатской массы, и офицеры не имели на эту массу никакого влияния" (выделено нами. - Ю.Т., В.Д.). Таким образом, армия согласно А.А. Брусилову, в переломный для страны момент становится влиятельной политической силой, что требует от нее ясного осознания политических задач. Отсутствие четкого понимания этого привело к тому, что руководство армией со стороны офицеров было потеряно, и сам офицерский корпус оказался "в руках солдатской массы" <*>. Одной из важнейших причин этого, пишет А.А. Брусилов, является то, что "разумные начала воинской дисциплины и законы, управляющие войсками", были потеряны. От восстановления этих начал, правовых основ жизнедеятельности армии зависит, по его мнению, и выполнение солдатом своего воинского долга. Как мы видим, для полководца воинская дисциплина и законы, управляющие войсками, являются обязательными и, пожалуй, важнейшим условием выполнения армией своей основной задачи - защиты государства.

    --------------------------------

    <*> См.: Брусилов А.А. Мои воспоминания. М., 2001. 

    Гражданская война предопределила развитие военной  и юридической наук в России по двум направлениям, частично пересекающимся и в то же время идеологически несовместимым.

    В рамках белого движения как во время  гражданской войны, так и после нее, в эмиграции продолжается осмысление роли армии в государстве такими крупными военачальниками, как П.Н. Врангель, А.И. Деникин.

    В Советской России аналогичные вопросы  ставились и решались М.В. Фрунзе.

    Антон Иванович Деникин (1872 - 1947) оставил несколько крупных произведений по исследуемой тематике: 5-томное воспоминание-исследование "Очерки русской смуты", важный источник по истории гражданской войны и военно-историческое исследование "Старая армия", "Офицеры". Кроме того, Деникин работал над книгами "Путь русского офицера" и "Вторая мировая война. Россия и зарубежье", которые не успел завершить.

    Еще в годы Февральской революции  А.И. Деникин, сознавая важность единоначалия и дисциплины в армии, резко выступил против создания солдатских организаций с широкими полномочиями. На посланный военным министром Временного правительства А.И. Гучковым проект создания системы солдатских организаций с достаточно широкими полномочиями, разработанный на Западном фронте, он ответил телеграммой: "Проект направлен к разрушению армии" <*>.

    --------------------------------

    <*> См.: Миллер В.И. Солдатские комитеты  русской армии в 1917. М., 1974. С. 151. 

    Основным  в его понимании роли армии  стал тезис, четко сформулированный в Приказе от 3 августа 1917 г.: "...стать крепко в защиту русской государственности" <*>. Этот лейтмотив постоянно присутствует во всех трудах и выступлениях А.И. Деникина, в том числе и при оценке борьбы Красной армии с фашистской Германией.

    --------------------------------

    <*> См.: Приказы главнокомандующего армиями Юго-Зап. фронта, 1917. N 875. ЦГВИА. Б-ка. N 16571. 

    В Приказе N 876 от 4 августа того же года А.И. Деникин, осознавая значение поддержания  воинского правопорядка, требовал от соответствующих начальников действий в рамках существующего военного законодательства <*>.

    --------------------------------

    <*> Там же. 

    Вопросы военного строительства в Советской  России, а затем и в СССР применительно  к новым социально-политическим условиям были в наиболее фундаментальной  постановке рассмотрены Михаилом Васильевичем Фрунзе (1885 - 1925). Речь идет о разработке концепции военной доктрины Советского государства. Военная доктрина согласно Фрунзе есть "принятое в армии данного государства единое учение, устанавливающее формы строительства вооруженных сил страны, методы боевой подготовки войск и их вождения на основе господствующих в государстве взглядов на характер лежащих пред ним военных задач и способы их разрешения, вытекающие из классового существа государства и состояний его производительных сил" <*>.

    --------------------------------

    <*> Цит. по: Фрунзе М.В. Единая военная  доктрина и Красная армия // Красная Новь. 1921. N 1. С. 94 - 106. 

    Говоря  о теоретических основах военной  доктрины, М.В. Фрунзе выделяет следующие  положения, вытекающие из совпадения требований военного искусства с общей политикой <*>:

    --------------------------------

    <*> См.: Там же. 

    - военное дело данного государства,  взятое в его совокупности, не  является самодовлеющей величиной,  а целиком определяется общими  условиями жизни этого государства;

    - характер военной доктрины, принятой  в армии данного государства,  определяется характером общей  политической линии того общественного  класса, который стоит во главе  его;

    - основное условие жизненности  военной доктрины заключается  в ее строгом соответствии с общими целями государства и теми материальными и духовными ресурсами, которые находятся в его распоряжении;

    - доктрину, способную быть жизненным  организующим моментом для армии,  изобрести нельзя. Все основные  элементы ее уже даны в окружающей среде, и работа теоретической мысли заключается в отыскании этих элементов, сведении их в систему и приведении их в соответствие с основными положениями военной науки и требованиями военного искусства.

    На  основе выдвинутых основных положений  концепции военной доктрины М.В. Фрунзе дает анализ военных доктрин Германии, Франции, Великобритании и определяет основные характеристики военной доктрины Советского государства. При этом он выделяет технический и политический моменты военной доктрины.

    Основной чертой германской военной доктрины в ее технической части (т.е. чисто военной) является чрезвычайно ярко выраженный наступательный дух. Эта идея определила и структуру всего германского военного аппарата, выдвинув на первый план разработку оперативных проблем и создав в лице германского штаба мощный и высоко авторитетный орган, руководивший всей работой по разработке военных планов и боевой подготовке войск.

    Основные  черты германской доктрины, по мнению М.В. Фрунзе, в полной мере являются производными от общего строя германского быта в эпоху доимпериалистической войны. Буржуазный класс всю жизнь страны подчинил основной государственной цели - победе над конкурентами.

    В свою очередь, в действиях французской  буржуазии имелось существенное отличие от действий Германии. Ей недоставало той откровенной наглости и самоуверенности, которыми отличалась германская правящая клика. Этот своеобразный характер французской внешней политики также определялся общими экономическим и политическим положениями Третьей республики. Чуждый активности дух французской буржуазии определял общий характер французской военной политики, сущность доктрины которой заключалась в стремлении разгадать план противника, заняв для этого выжидательное положение.

    М.В. Фрунзе особенностью военной доктрины Англии справедливо считал особое внимание к развитию флота, а не сухопутной армии, что определялось колониальным характером британского империализма.

    В то же время Фрунзе предсказывает, что  с изменением роли и места США  в мировой политике военная доктрина Англии должна будет измениться. Этот прогноз Фрунзе подтверждается изменениями в мировой политике и военных доктринах современных государств.

    Основным  итогом работы М.В. Фрунзе стало определение  основных направлений разработки военной  доктрины Советского государства и вытекающих из этого задач "работников рабоче-крестьянской Красной армии". Среди них - изучение характера окружающей общественной среды; определение характера и существа военных задач, вытекающих из существа самого государства; изучение условий, обеспечивающих их выполнение в отношении как материальных, так и духовных предпосылок; изучение особенностей строительства Красной армии, согласование с требованиями военной науки и исследование тех особенностей, которые объективно и неразрывно связаны с характером нашего пролетарского государства и переживаемой нами революционной эпохи.

    В то же время Фрунзе выступил за возвращение  к системе единоначалия и за ликвидацию института военных комиссаров, "как  излишнего придатка". Это вытекало из следующего основополагающего принципа построения армии, значение которого он выделял вполне определенно: "Поддержание служебной дисциплины в рядах армии является обязательным и необходимейшим условием ее мощи, и в этом отношении требования Советского государства - самые решительные" <*>.

    --------------------------------

    <*> См.: Там же. 

    Советская военная наука после смерти М.В. Фрунзе в 30-е годы XX в. не получила в  силу известных обстоятельств дальнейшего  развития, за исключением разработок М.Н. Тухачевского, касающихся использования крупных танковых соединений и воздушного десанта. Однако уже в конце 30-х гг. обнаружилось, что дальнейшее развитие военной науки невозможно без серьезного внимания к проблемам военного права, что и было реализовано в результате ряда мероприятий, среди которых особое место занимает первая научно-теоретическая конференция по проблемам военного права, состоявшаяся в 1939 г.

    Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. дала новый импульс развитию военной  науки. Новые цели, условия и средства ведения боевых действий были творчески освоены и осмыслены блестящей плеядой советских полководцев: Г.К. Жуковым <*>, К.К. Рокоссовским, А.М. Василевским, И.С. Коневым и др. Роль политической составляющей военной науки в выступлениях и отдельных работах анализировалась Верховным главнокомандующим И.В. Сталиным <**>. Однако теоретическое обобщение опыта Второй мировой войны началось только в послевоенные годы. Такое обобщение могло быть эффективным лишь при формировании целостной системы военного права. Складывание такой системы началось в 50-е гг.

    --------------------------------

    <*> Жуков Г.К. Воспоминания и размышления.  В 2 т. М.: Олма-Пресс, 2002.

    <**> Довольно подробно тема "Сталин  и Красная армия" освещена  в статье Жукова Г.К. "Чего  стоят полководческие качества Сталина" (непроизнесенная речь маршала, проект выступления на предстоящем пленуме ЦК КПСС, май 1956 г.), опубликованной в журнале "Источник". 1995. N 2. С. 143 - 159, со ссылкой на Архив Президента России // Архив Президента РФ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 188. Л. 4 - 30. 

    В этот период в высших военных учебных  заведениях открываются военно-юридические  факультеты. С учетом произошедших изменений в военной науке  складывается система военного законодательства, более отвечающая современным требованиям, изменения в которой были обсуждены на научных конференциях 1954, 1956, 1972 и 1989 гг. Общим для них было то, что основное внимание уделялось теоретическим проблемам военного права.

Информация о работе Взаимоотношения военной науки и права