Взаимосвязь чувственного и рационального познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 22:47, реферат

Описание работы

Развитие современной философской мысли требует новых подходов к проблемам гносеологии. В наши дни происходит смена парадигм философского мышления. Если раньше утверждалось, что истина одна, а заблуждений много, что подлинно научной теорией познания является лишь марксистская гносеология, а остальные - лишь отклонения от правильного пути, спровоцированные буржуазной идеологией, то сегодня речь идет о диалоге фундаментальных идей, рассматривающих проблемы теории познания.

Работа содержит 1 файл

фил-я реферат.docx

— 35.84 Кб (Скачать)

                                                ВВЕДЕНИЕ

 

Возможно, одним из первых «серьезных» вопросов, которые задавал себе «человек разумный», был вопрос об отношении его знаний к окружающему его миру. Но этому предшествовали длительная подготовка и достаточно высокий уровень развития абстрактного мышления. Скорее всего, на первых этапах становления человечества знания воспринимались как нечто само собой разумеющееся, тождественное самому миру. В сущности, ни одна философская концепция не могла уйти от ответа на вопрос об отношении наших знаний к объективному миру, о возможности получения достоверных знаний о его функционировании и развитии.

Разработкой этих проблем занимается гносеология, или теория познания - раздел философии, который исследует природу познания и его возможности, отношение  знаний к реальности, условия его  достоверности и особенности  его существования в системе  культуры и процессах общения. Задача гносеологии - вычленение и изучение наиболее общих аспектов получения  знания в разных сферах человеческой деятельности.

Гносеология рассматривает наиболее общие проблемы познания, к которым можно относить взаимосвязь объекта и субъекта познания, чувственного и рационального  познания, проблему истины и ее критериев.

Развитие  современной философской мысли  требует новых подходов к проблемам  гносеологии. В наши дни происходит смена парадигм философского мышления. Если раньше утверждалось, что истина одна, а заблуждений много, что  подлинно научной теорией познания является лишь марксистская гносеология, а остальные - лишь отклонения от правильного  пути, спровоцированные буржуазной идеологией, то сегодня речь идет о диалоге  фундаментальных идей, рассматривающих  проблемы теории познания.

 

 

Взаимосвязь чувственного и рационального  познания.

 

Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное  познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика). Существует тесная связь познания с практикой, в ходе которой происходит материализация (опредмечивание) творческих устремлений людей, превращение их субъективных замыслов, идей, целей в объективно существующие предметы, процессы.

 Чувственное  и рациональное познание тесно  связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно в известном смысле говорить о них как о ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания имеет свою специфику и существует в своих формах.

Начальным этапом познавательной деятельности обычно называют чувственное познание. Например, если какой-либо незнакомый предмет  вызывает в человеке определенные эмоции, интерес, то он стремится к созданию образа этого предмета, хранит этот образ в своей памяти. Поэтому  ощущения определяют как непосредственную связь сознания с внешним миром, как превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания, как  субъективный образ объективного мира.

В структуре  чувственного познания выделяют ощущения, восприятия и представления. Ощущение - отражение отдельных сторон действительности с помощью органов чувств (слуха, зрения, осязания, обоняния, вкуса). Но, в сущности, ощущений больше, чем те, которые «привязаны» к ним. Так, можно выделять температурные, вибрационные, равновесные и другие ощущения. К чувственной ступени познания можно отнести и такие состояния сознания, как предчувствие, неприязнь, расположение к другому человеку и др.

В современной  философской литературе, в том  числе западной, весьма распространено признание социальной обусловленности  человеческих ощущений. Этим они отличаются от ощущений в животном мире. Поэтому  человеческий глаз иначе воспринимает мир, чем глаз животного. Глаз орла видит  дальше, чем глаз человека, но человек  видит больше и находит в предметах  много интересного. Существует не только специализация, но и взаимодополнительность в деятельноости органов чувств. Это служит основой, например, формирования из слепоглухонемых людей полноценных личностей. Субъективность ощущений определяется влиянием наследственных задатков, степенью развития органов чувств в процессе их тренировки, интересами познающего человека и его эмоциональным настроем[10, стр. 51].

Восприятия  определяются как целостный образ  предмета, находящегося перед нами. Это может быть образ восходящего  солнца, горной вершины или музыкальной  мелодии. В современной философии (феноменологии) выделяют различные  уровни восприятия:

а) восприятие без интерпретации (что-то мелькает за окном, какой-то предмет лежит  на дороге);

б) восприятие конкретного предмета (веревка, а  не змея);

 в)  понимание, что объект существует  независимо от моего сознания;

 г)  сознание, что именно я воспринимаю  этот предмет;

 д) понимание, что мое восприятие и сам объект не тождественны, что в объекте могут быть другие стороны и свойства, не воспринимаемые в данный момент.

Уже этот анализ показывает, что восприятие нельзя рассматривать лишь как копирование, бездумное созерцание внешнего мира. Оно пронизано, как щупальцами, мыслительной деятельностью человека.

Влияние духовного облика человека, уровня его культуры на характер восприятия проявляется и в других формах. Оно определяет избирательный характер восприятия. Человек обращает внимание, прежде всего на то, что ему интересно. Не случайно Р. Декарт в работе «Страсти души» на первое место ставит удивление, которое служит важнейшим стимулом познания и открытия нового. Размышления придают особую эмоциональную окраску воспринимаемому. Так, выделяют «закадровое» мышление, когда ожидание приятной встречи вечером накладывает определенный отсвет на все предметы (и солнце кажется ярче, и люди добрее). Особенно важна роль теоретической подготовки в восприятиях, относящихся к проведению научных наблюдений и экспериментов. Кроме того, в зависимости от системы ценностей один и тот же предмет может восприниматься разными людьми как красивый или безобразный, вредный или полезный. Могут изменяться и восприятия одного и того же человека. Так, он может видеть в любимом массу достоинств, которые не замечают другие. Но если любовь сменяется равнодушием или даже ненавистью, то даже признанные всеми качества покинутого человека оказываются за пределами восприятия.

Представление - образ ранее воспринятого предмета, сохранившийся в памяти, или создание нового образа с помощью воображения и знания. Представление «беднее» восприятия, так как теряются некоторые качества объекта, проявлявшиеся на уровне восприятия. Здесь более четко выражен избирательный характер познания, так как запоминаются наиболее интересные и значимые для субъекта черты предмета, играющие роль в деятельности человека и его переживаниях. В представлении более отчетливо, чем в восприятии, проявляется активная роль мышления, особенно при создании образов будущего.

Классификация представлений включает:

 а)  образы-репродукции (мысленное воспроизведение  восприятия);

 б)  образы-предположения (образы героев  художественных произведений, описанных  пейзажей);

в) образы-модели (модель атома);

 г)  образы, выражающие цели деятельности  и последовательность операций, необходимых для достижения этих  целей (посадить сад, вылечить  больного);

д) образы-символы и т.д.

Особенность чувственного образа - его целостность. Предмет воспринимается как органическое единство составляющих его элементов. В то же время воспринимаются его  пространственная ограниченность, длительность как изменение его состояний. Здесь особенно ярко выражается связь  восприятий и представлений. Необходимо отметить также избирательность  чувственного образа, когда воспринимаются прежде всего значимые для субъекта стороны и свойства предметов.

Особенность чувственного образа - включенность в  него знаково-языковых структур. Знак служит для замещения предмета, выступает  как основа метода формализации, средство получения проверяемого, концентрированного знания. Он сокращает умственные операции, дает возможность передавать машинам  отдельные логические операции. Слова, формулы используются как знаки. Широко употребляются предметы-символы  для замещения абстрактных идей (например, флаг, голубь, елка). Символы  используются в художественном творчестве, в познании социальной реальности. Так, образу Прометея придавалось разное звучание в различные исторические эпохи. В наши дни он становится образом-символом западной цивилизации как активной деятельности.

К чувственному познанию относятся также эмоции, гнев, страх, сомнение, заинтересованность, удивление. Без их влияния невозможен поиск истины. А. Эйнштейн писал, что  самая прекрасная и глубокая эмоция, которую мы можем испытать, - это  ощущение тайны. Если же человек утратил способность удивляться и замирать в священном трепете, то его можно считать мертвецом. Трудности в преодолении препятствий, страдания, недовольство собой - необходимые компоненты любой познавательной деятельности.

Чувственное познание включает и интуицию. Она  определяется как способность постижения истины путем ее прямого усмотрения без помощи логических аргументов. Ее роль особенно велика в творческом процессе, создании новых научных  теорий, когда необходимы внезапные  скачки ума, прорывающие сеть сложившихся  стереотипов, доказательств и обоснований. Интеллектуальная интуиция рассматривается  как внутреннее прозрение. Не случайно в «Рассуждении о методе» Декарт ставит интуицию на первый план. К особенностям интуитивной деятельности относят неожиданность решения задачи, неосознанность путей и способов ее решения, непосредственное постижение истины на сущностном уровне[5, стр. 45].

Чувственное познание нельзя рассматривать лишь как отражение действительности, тем более копирование. В сущности, те ощущения, которые мы получаем с  помощью органов чувств, не являются непосредственным отражением предметов  и их физических свойств. Это было известно уже Демокриту, который писал о том, что «по истине» существуют лишь атомы и пустота, а вкус, запах и цвет существуют лишь «по мнению». Чувственное познание включает не только образные, но и знаковые компоненты. Ощущения дают нам первоначальный материал для знания. Только с помощью логических операций удается раскрыть природу воспринимаемых объектов. Поэтому необходима такая познавательная операция, как репрезентация - единство изображения и обозначения, представление сущности познаваемых явлений с помощью посредников - моделей, символов, знаковых систем. Репрезентация - эффективный способ выяснения влияния культурной среды на содержание познания и способы его представления. Поэтому в моделях как результатах репрезентации можно видеть не только природный компонент, служивший для нее первоначальным материалом, но и деятельность субъекта, уровень его знаний и культуры. Сам процесс чувственного познания предстает как процесс выдвижения перцептивных гипотез, предсказание новых свойств, связей объектов. Здесь особенно ярко проявляются интеллектуальные способности человека, его умение задавать вопросы природе, использовать философские принципы и категории, логические схемы, а также духовные ценности, которые находят преломление в его деятельности.

Если  чувственное познание приобретает  такую сложную структуру, вбирает  в себя не только воспроизведение  объектов, но и деятельность субъекта во всем богатстве ее оттенков, то как осуществляется взаимное понимание людей? Как формируется представление о том, что имеются в виду одни и те же предметы как объекты познания?

Здесь на помощь приходит конвенция, которая  предполагает введение определенных норм, правил, языковых и других систем на основе договоренности людей, общего понимания  этих правил и норм.

Понимание роли конвенции может быть новой  ступенью в осознании этой проблемы. Репрезентация не только становится достоянием отдельного познающего субъекта, но приобретает черты общности, превращается в норму для людей, принимающих  осознанное, а чаще неосознанное участие  в этой конвенции. Особенно важна  роль конвенции в научных исследованиях, когда требуются налаженные формы  взаимодействия исследователей в рамках научного сообщества. Как результат  конвенции можно рассматривать  языки - разнообразные формы передачи информации, выраженные в знаковых системах, логические и иные правила, единицы измерения и т.д. В этих исторически сложившихся конструктах, закрепленных соглашением, представлен  социальный опыт познающего человека. Но эти творения представляют своеобразное единство объективного и субъективного. Они могут выполнять свои функции, если признаются людьми, тогда как  физические объекты, по поводу свойств  и связей которых создаются эти  соглашения, продолжают свое существование  независимо от людей[4, стр. 9].

Среди познавательных процедур особое место занимает интерпретация. Она пронизывает весь процесс  получения новых знаний. Интерпретация  как придание определенного смысла объектам или выявление заложенного  смысла в продуктах человеческой культуры тесно примыкает к пониманию. Если раньше эта проблема рассматривалась лишь применительно к рациональному познанию, то с развитием герменевтики этот аспект выявляется и по отношению к чувственному познанию. Интерпретация как понимание может рассматриваться как соотнесение полученного знания с индивидуальным опытом субъекта, в который оно может «вписываться» или «не вписываться». В последнем случае речь идет о «непонимании». За пределами понимания может оказаться не только антропный принцип или законы синергетики, но и запах цветов или звучащая мелодия. Тогда возникает проблема индивидуального смыслового контекста, который при всей своей уникальности обладает и общими чертами со смысловыми контекстами других людей, что и служит основой их взаимного понимания.

Информация о работе Взаимосвязь чувственного и рационального познания