Взаимотсвязь философии и психоанализа. Основные идеи философии З.Фрейда

Автор: Ольга Паисова, 09 Ноября 2010 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Многие западные, да и российские исследователи утверждают, что психоаналитическое учение Фрейда основывается на фактах клинического наблюдения за истерическими больными и рассмотрении основателем психоанализа собственных сновидений. Истоки психоанализа лежат, по их убеждению, в психиатрических, физиологических концепциях конца XIX века. Что касается философских идей, то они не оказали никакого влияния на Фрейда, ибо он не только с предубеждением относился к абстрактным размышлениям философов, но и фактически никогда не обращался к философским трактатам.
Другие исследователи считают, что некоторые философские идеи вполне могли оказать воздействие на становление различных психоаналитических концепций. Среди философов, размышления которых о человеке дали толчок к формированию учения Фрейда, называются имена Аристотеля, Платона, Шопенгауэра, Ницше и др.
Среди психологов ХХ века австрийскому доктору Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Его главный труд "Толкование сновидений" Увидел свет в 1900 году. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга. Различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой негаснущий интерес, как Фрейд, как его учение. Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в ХХ столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Биография Зигмунда Фрейда 5
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ИДЕИ ФРЕЙДИЗМА
2.1 Психоанализ 3.Фрейда. 7
2.2. Проблемы онтологии в психоанализе. .11
3. ПСИХОАНАЛИЗ И СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
3.1 Фрейд и неофрейдизм………………………………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа содержит 1 файл

1.rtf

— 267.91 Кб (Скачать)

     На творчество одного из лидеров неофрейдизма К. Хорни оказала серьезное влияние ситуация социальных потрясений, в которые вошел мир в период второй мировой воины, связанных с установлением фашистского господства в Германии и фашистской оккупации Европы. Как и другие последователи Фрейда, она придавала важное значение бессознательным процессам и психической жизни личности. Своеобразие К.Хорни проявилось в том, что основным побудительным мотивом она считала стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояния боязни и страха индивида. Чувство тревоги и беспокойства, которые Хорни считала базовыми для поведения индивидов, по ее мнению, сопровождают человека на протяжении всей жизни. Оно может быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета. Хорни доказывает, все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает базальное чувство тревоги, отражающее базальное чувство тревоги в потенциально враждебном мире. Невроз есть не что иное, как реакция на тревожность, описанные же Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а его результатом.

     В книге "Наши внутренние конфликты" (1945) К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям:

  1. к людям, как потребность в любви
  2. от людей, как потребность в независимости
  3. против людей, как потребность во власти.

     При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности:

  1. услужливая, ищущая любви, одобрения любой ценой
  2. пытающаяся отрешиться от общества
  3. агрессивная, жаждущая престижа и власти.

     Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а наоборот, нарастает, порождая все новые и новые конфликты. Идеи неофрейдизма, несмотря на свои психологические концепции, имели огромное влияние на общественную жизнь, этику, культуру. Воззрения неофрейдистгов получили особенно широкую известность в середине 60-х годов во времена выступлений "новых левых", которые с энтузиазмом восприняли идеи Райха ", Маркузе об "одномерном" человеке и необходимости "великого отказа" как от капитализма, так и социализма, искаженного тоталитарной системой власти. 

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

          На основании вышесказанного можно сделать вывод, что взаимоотношения между психоанализом и философией весьма устойчивы и многогранны. Во-первых, философские идеи мыслителей прошлого оказали существенное влияние на становление и формирование психоаналитического учения Фрейда о человеке и культуре. Во-вторых, в своем органическом единстве фрейдовские представления о психической реальности и бытии человека в мире образуют психоаналитическую философию, оказывающую не меньшее влияние на общественное сознание в странах, как Запада, так и России, чем другие философские течения. В-третьих, психоаналитические идеи все активнее вторгаются в различные направления современной философии. Более того, по словам Лейбина, можно с "полным основанием говорить о том, что в ближайшем будущем психоаналитическое учение Фрейда о человеке и культуре не только утратит своего влияния на развитие западной философской мысли, но, напротив, сохранит свою значимость в условиях сближения между собой различных философских школ ".

     Главное состоит в том, что психоаналитические концепции оказываются центром притяжения философов различных мировоззренческих ориентаций, независимо от того, насколько остро и принципиально они критикуют отдельные психоаналитические положения или, напротив, некритически заимствуют основополагающие идеи Фрейда.

     В связи с этим, одной из важных задач исследований, ныне существующих и в перспективе возможных философских школ является дальнейшее осмысление психоаналитической философии.       

                 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  
 

    З. Фрейд. "Психология бессознательного". Сборник произведений. Составитель М. Г. Ярошевский. М., 1989.

    2. З. Фрейд. "Лекции по введению в психоанализ". М., 1997.

     3.  З. Фрейд. "Основные психологические теории в психоанализе". М., 1989.

     4. В. Лейбин. "Психоанализ и современная западная философия". М., 1990.

     5.Введение в философию: учебник для вузов. Часть 1 (под ред. Фролова). М., 1989.

     6. Краткий очерк истории философии (под ред. М. Иовчука и др.). М., 1981.

     7. Современная западная философия. Словарь (под ред. В. Лекторского и др.). М., 1991.      

         "Сумерки богов" Сборник. (Составитель А. Яковлев).

     8. Л. Шерток. "Непознанное в психике человека". М., 1982.

     9 ."Вопросы психологии". №2, 2001.

    10. "Вопросы психологии". №6, 2000.

   11. З. Фрейд. Психология бессознательного: сборник произведений,

          Москва “Просвещение”, 1989.

   12. З. Фрейд. Основные принципы психоанализа, Киев,1998.

    13. Джонс Эрнест. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда, Москва,1997.  

Информация о работе Взаимотсвязь философии и психоанализа. Основные идеи философии З.Фрейда