Язык - символ нашей жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:49, реферат

Описание работы

Язык — это знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Структурными единицами языка являются слова и предложения, составленные из них тексты. Каждое слово, каждое предложение, каждый текст всегда на ЧТО-ТО указывает, т.е. является знаком, причем чаще всего довольно сложным. Сложный знак — это символ. Язык - это символ всей нашей жизни, нет ничего в нашей жизни, что могло бы упрятаться от языка.

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 54.00 Кб (Скачать)

ЯЗЫК  — СИМВОЛ НАШЕЙ  ЖИЗНИ

Язык это знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания. Структурными единицами языка являются слова и предложения, составленные из них тексты. Каждое слово, каждое предложение, каждый текст всегда на ЧТО-ТО указывает, т.е. является знаком, причем чаще всего довольно сложным. Сложный знак — это символ. Язык - это символ всей нашей жизни, нет ничего в нашей жизни, что могло бы упрятаться от языка.

 Кажется, язык умеет все: греметь, тарахтеть, нежничать, ценить,

посмеиваться, улыбаться и смеяться. Язык — символ нашей жизни, результат постоянно возобновляющегося творчества как народа в целом, так и каждого человека. Считается, что сейчас на земном шаре свыше 2000 различных естественных языков, т.е. языков, возникших в процессе общения наций, народов, социальных групп людей. А число искусственных языков (языков математики, логики, программирования) вообще трудно сосчитать.

Для современной  философии язык — одна из важнейших тематик. В рамках аналитической философии язык является единственным достойным всяческого внимания предметом исследования. Для других философских направлений язык — очень важная тема.

ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ

Философы античности и средневековья уделяли в языке основное внимание имени как слову, обозначающему отдельный предмет. Сократ и Платон считали, что имя установлено не произвольно, а по природе.

Для Платона имя подражает прежде всего сущности. Первоначально даже по своему звучанию слова были похожи на предметы, т.е. на свои значения. Но затем от исходных слов было образовано столько новых слов, что

теперь уже  нельзя усмотреть внутреннюю связь  между звуком и значением. Связь слова с предметом закрепляется общественной традицией. Демокрит считал язык формой общественного договора.

Интерпретация языка в античности ведется согласно содержанию философии. Слова выражают сущность (сущность — это идея Платона или форма Аристотеля).

Переходя к  средневековью слово будет связано с Богом. Евангелие от Иоанна начинается словами: ≪В начале было Слово, и Слово было у Бога,

и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога≫. Язык оказывается символом божественного мироздания, смысл едва ли не любого слова надо искать в толковании Библии.

Когда же разгорелся спор между реалистами, номиналистами и концептуалистами, то слова стали пониматься как выражения идей (реализм), как обозначение предметов как таковы (номинализм), как обозначение составленных в уме понятий(концептуализм).

В рамках философии  имени очень важно сопоставить имя и его значение, предмет. В этом отношении нам представляются заслуживающими особого внимания следующие суждения А.Ф. Лосва, который был ярким пропагандистом философии имени в XX веке: ≪Человек, для которого нет имени, для которого имя только простой звук, а не сами предметы в их смысловой явленности, этот человек глух и нем, и живет он в глухонемой

действительности. Если слово не действенно и имя не реально, не есть фактор самой действительности, наконец, не есть сама социальная (в широчайшем смысле этого понятия) действительность, тогда существуют только тьма и безумие, и копошатся в этой тьме только такие же темные и безумные, глухонемые чудовища. Однако мир не таков». Итак, согласно философии имени, мир рассматривается как имя; имя символ мира. Философия имени весьма характерна для философии античности и средних веков, а также культивируется и в наши дни.

ФИЛОСОФИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

В Новое время в соответствии с философией разумного человека большое внимание стали уделять соотношению слов и понятий; слова считались обозначениями мыслей (а также чувств). Множились выступления за образование рациональных искусственных языков (Декарт, Лейбниц). Делались попытки изобрести единый язык логики для науки, а также единый язык общения для людей всех национальностей. Понадобились многие годы, прежде чем эти усилия дали ощутимый результат. В 1887 году варшавский врач Людвиг Заменгоф создал язык эсперанто, на котором способны общаться ныне несколько миллионов человек.

Развитые в  Новое время воззрения, интерес к научному пониманию истины привели к выдвижению в центр анализа предложения, а не слова. Огромное значение в этой связи имели разработки аналитиков (Рассела, Фреге, Витгенштейна, Карнапа). Законченная мысль выражается не словом, а повествовательным предложением, высказыванием. К повествовательным предложениям в отличие от слова применимо представление об истинности/ложности.

В философии  предложения предмет понимается как то, что обладает свойствами и участвует в отношениях. Свойства и отношения называются признаками. Философия предложении в систематическом виде впервые изложена Витгенштейном в его ≪Логико-философском трактате≫.

При рассмотрении любого предложения интерес представляют два момента: 1) что соответствует предложению в реальной действительности; 2) каким образом связаны слова в предложении. В первом случае мы интересуемся значением и смыслом предложения, а во втором — его грамматикой, составленностью, синтаксисом.

Наука, изучающая значения и смыслы высказываний, называется семантикой. Главный вопрос семантики: что обозначает данное вы-

сказывание? Главный  вопрос синтактики (она изучает синтаксис): построено ли высказывание правильно, по законам грамматики, непротиворечиво!

Развитие философии  предложения потребовало и требует в наши дни больших усилий от философов и логиков, равно как от представителей частных наук.

Стратегической  целью философии предложения является достижение максимальной ясности в понимании языка. Язык должен быть ясным, как условие математической задачи; нет такого математика, который бы не потребовал уточнения условия задачи при обнаружении в нем неточностей, двусмысленностей.

Итак, философия  предложения — это важнейший этап в развитии философии языка, для которого характерен обостренный интерес к семантике (теории значения и смысла) и синтаксису(сочетанию слов в предложении). Философия предложения дополняет философию имени.

ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОСТАНОВОК 

Язык создается  и используется людьми не произвольно, а в соответствии с их целенаправленной деятельностью, практикой. При этом человека интересует не просто истина (как в философии предложения), представляющая ему объект таким, каким он является безотносительно к целям человека, а значение объекта для человека. Человек вольно или невольно реализует

ценностное отношение  к миру. Это обстоятельство довлеет над ним постоянно и в итоге находит свое выражение в самом характере интерпретации. В этой связи за последние 3—4 десятка лет в философии языка резко возросло внимание к ценностным установкам личности, которые содержатся в высказываниях типа:

знает верит А помнит, что надеется хочет

Очень часто предложение является выражением ценностной установки личности, оно обладает особым прагматическим смыслом. Прагматика это такая философия языка, которая изучает содержащиеся в высказываниях ценностные установки личности. Философию языка как ценностных установок можно назвать одним словом — прагматика.

С ценностными  установками, своими и других людей, человек имеет дело на каждом шагу, всегда, когда в поле его действия попадают ценности. В этой связи в философии языка предстоит сделать очень многое. Философы выясняют, как можно сказать о ценностях, какая логика при этом используется, связаны ли между собой значение предложения и его прагматический, ценностный смысл, как на основе анализа предложений с прагматическим смыслом лучше понять сами эти смыслы и т.д.

Таким образом, в философии языка наиболее значимыми оказались три концепции: философия имени, философия предложения (или высказывания), философия языка как ценностных установок личности.

ОБЗОР: СОВРЕМЕННОЕ ФИЛОСОФСКОЕ  ПОНИМАНИЕ ЯЗЫКА

Феноменологи на первое место ставят анализ работы сознания. Язык оказывается знаковым выражением работы сознания.Важно, чтобы высказывания были полновесными знаками выработанных сознанием образцов, эйдосов.

Аналитики понимают проблему иначе, чем феноменологи. Для них все богатство жизни содержится в языке. Неразумно по-этому ставить вопрос о том, что именно выражает язык и достаточно ли полно. Все богатство сознания и практики человека изначально дано в языке. Философия — это не что иное, как философия языка. Особенности современного аналитического языка отчетливо просматриваются в философии позднего Витгенштейна,

который отлично  понимал, что так как значение слова есть его употребление, то значений у одного и того же слова может быть много. Но тем не менее он полагал, что все эти значения надо довести до стадии ясного анализа. Аналитик в понимании языка всегда стремится к ясности, такое стремление является его идеалом.

Герменевты также занимают своеобразную позицию. Подобно философам античности они сопоставляют сущность предметов и язык. Но если античные философы, например Платон, считали, что язык есть выражение сущности, то герменевты понимают язык как само бытие сущности. ≪Язык это универсальная среда, в которой осуществляется само понимание≫,— подчеркивает Гадамер. Понимание есть истолкование в форме вопросов и ответов. Для герменевта крайне важно единство внутри следующей триады: сущность мира — язык — переживание.

Аналитик же рассуждает в другой манере: язык — его анализ — мир фактов.

Постмодернисты так же, как аналитики, ставят в центр философствования язык, прежде всего текст. Но если аналитики стараются препарировать текст научными способами, то постмодернисты отдают приоритет эстетике переживаний. Текст разлагается, но не произвольным образом, а так, чтобы вызывать красивые чувства — от удовольствия и наслаждения до боли и страданий, возвышенного. Для постмодерниста язык — это универсальная среда чувственности человека. Философия призвана освободить эту чувственность и возвысить ее.

Язык есть символ нашей жизни и сама наша жизнь.

МЕТАЯЗЫК  И ОБЪЕКТНЫЙ ЯЗЫК,

ЕДИНСТВО  И МНОГООБРАЗИЕ ЯЗЫКОВ

Метаязык  — это язык, на основе которого исследуется другой язык, последний при этом называется объектным языком.

точки зрения человека, говорящего на русском языке и изучающего английский, первый является метаязыком, а второй выступает в качестве объектного. Соотношение между метаязыком и объектным языком реализуется в процессе перевода. Перевод представляет собой своеобразную интерпретацию. В переводе не может быть достигнута абсолютная точность. Трудному искусству перевода учатся годами, а по сути всю жизнь.

У каждого языка свои достоинства, которые невозможно объединить

в одном языке. Поэтому многообразие языков является благом, а не недостатком сообщества людей.

Что касается русского языка, то он, безусловно, наше великое достояние. Возможности его неисчерпаемы, и лучше всего это знаем мы — граждане России. На Западе порой сетуют на сложность русского языка, но не забывают подчеркнуть его глубину и красочность. У истоков современного русского языка стоит легендарная фигура гениального Александра Сергеевича Пушкина. Нынешние потомки Пушкина должны поставить перед собой благородную задачу: сначала овладеть достоинствами русского языка, а затем и приумножить их.

ФОРМАЛИЗОВАННЫЕ И МАШИННЫЕ ЯЗЫКИ

Формализованные языки — это логические или математические исчисления. Для логического воспроизведения мышления человека требуется много формализованных языков. В соревновании наций часто выигрывает та, у которой они лучше. Успешное использование формализованных языков показывает, что деятельность человека имеет намного более логико-математический характер, чем казалось ранее. Поэтому использование этих языков приносит человеку все новые выгоды. Машинный язык — это язык записи программ алгоритмов и содержания информации, хранящейся в запоминающих устройствах вычислительных машин. Без машинных языков современная цивилизация немыслима.

ФИЛОСОФИЯ КАК ЯЗЫК

Существует старое-престарое заблуждение, что специалистами в языке должны быть только преподаватели русского и иностранных языков. Этих преподавателей называют филологами, что буквально означает ≪любящие слова≫. Речь идет действительно о заблуждении. Это выясняется сразу, как только мы обращаем внимание на языковой характер всей нашей жизни, в том числе наук. Математика, физика, химия, философия — все это языки. Желающий добиться успеха в философии должен хорошо знать ее язык, уметь найти необходимую формулировку. Философу, равно как и физику, математику, инженеру, не обойтись без любви к языку точно так же, как филологу, поэту и писателю.

Информация о работе Язык - символ нашей жизни