Организация исследовательской деятельности на уроках физики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:56, доклад

Описание работы

Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому образование должно быть ориентировано на развитие личности.
Одной из задач обучения физике в средней школе является развитие исследовательских умений и навыков учащихся. Умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, планировать и проводить эксперимент, определять цели исследования можно формировать на уроке именно в ходе организации исследовательской деятельности, начиная с седьмого класса.

Работа содержит 1 файл

Нагель А.В. статья.doc

— 39.00 Кб (Скачать)


Нагель Алёна Викторовна

Учитель физики и математики

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Новосибирская область, г. Болотное

Организация исследовательской деятельности на уроках физики

Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому образование должно быть ориентировано на развитие личности.

Одной из задач обучения физике в средней школе является развитие исследовательских умений и навыков учащихся. Умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, наблюдать, планировать и проводить эксперимент, определять цели исследования можно формировать на уроке именно в ходе организации исследовательской деятельности, начиная с седьмого класса. 

Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи в различных областях науки, технике, искусстве.

Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у обучающихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе.

Физика – наука экспериментальная, в её основе лежат наблюдения и опыты. Именно организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – главный фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной.

Если ученик наблюдает за экспериментом, демонстрацией, со стороны всё остается для него чуждым, далёким и непонятным. Когда же сам берёт в руки прибор, ученик получает возможность непосредственно участвовать в исследовании, пытаясь обнаружить закономерности и выявить зависимости между ними.

Исследовательская деятельность учащихся многогранна, и организовать её можно на любом этапе обучения физике:

1.      При изучении физической теории.

7 класс. Тема урока: «Действие жидкости на погруженное в нее тело».

Во время объяснения нового материала учащиеся ставятся в ситуацию исследователя. Учащиеся предполагают, что выталкивающая сила зависит от объема погруженного тела, от его веса (или массы), от плотности жидкости, от глубины погружения тела, от формы тела. Не стоит отбрасывать неверные предположения, каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке. Далее класс делится на группы, и каждая группа проверяет определенное предположение. После экспериментальной проверки переходим к фронтальному обсуждению.

Аналогичны по методике проведения, уроки в 8 классе при исследовании от чего зависит испарение и конденсация, или при изучении последовательного (параллельного) соединения проводников, также этот урок можно продублировать в 10 классе, но уровень теоретических обобщений и математической обработки результатов должен быть значительно выше.

2.      При закреплении полученных знаний.

7 класс. Пусть каждый ученик класса — молекула, а все вместе — скопление молекул. Что напоминает это скопление — газ, жидкость, твердое тело? Почему? Покажите, как расположены и ведут себя молекулы в газе, в жидкости, в твердом теле.

8 класс. Представьте, что каждый из Вас – проводник. Создайте электрическую цепь из последовательно (параллельно) соединенных проводников.

3.      При решении задач.

9 класс. … Один средь храмин горделивых,

    Супругу милую зовет –

    Лишь эхо сводов молчаливых

                  Руслану голос подает…

                                                        А.С.Пушкин «Руслан и Людмила»

Вопрос. Как можно объяснить эхо?

10 класс. Так гни, чтоб гнулось, а не так, чтоб лопнуло.

Вопрос. О каких видах деформации идет речь в данной поговорке?

4.      Исследования в классе, дома и на улице.

На уроках проводятся исследовательские и лабораторные работы, которые способствуют развитии практических навыков обращения с простейшими измерительными приборами. «Найдите вес воздуха в Вашей комнате, его массу», «Измерение пройденного пути и перемещения». «Учет элетрозатрат дома и как можно экономить домашний бюджет », «План электропроводки дома» и т. д.

Позиция учителя на уроках с включением исследовательской деятельности может изменяться: исследователь, координатор, консультант, эксперт. В зависимости от содержания и по мере  освоения учащимися исследовательских умений степень самостоятельности учащихся возрастает. Конечно, учителю быстрее и проще было бы самому показать опыты в качестве иллюстрации своего рассказа. Но в этом случае учащиеся остаются пассивными наблюдателями, что противоречит современным представлениям о процессе обучения как организация познавательной деятельности учащихся. В рассмотренных примерах учащиеся активно осваивают не только физическое содержание, но и планирование эксперимента, выбор необходимого оборудования, умение делать выводы на основе полученных данных.

Литература.

1.      Семке А.И. Нестандартные задачи по физике для классов гуманитарного профиля. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 255 с.

2.      Андреева Н.В. Технология совместных экспериментальных исследований учителя и учащихся на уроке // Физика в школе. – 2008. - № 8. – с. 40-42.

3.      Лебедева О.В. Организация исследовательской деятельности учащихся в системе уроков физики // Физика в школе. – 2011. - № 5. – с. 12-17.



Информация о работе Организация исследовательской деятельности на уроках физики