Шпаргалка по "Физике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:22, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по курсу "Физика".

Работа содержит 1 файл

философия экзамен.docx

— 28.55 Кб (Скачать)

28. Пространство и  время как формы  бытия материи.  Субстанциональная  и реляционная  концепции пространства  и времени.

Пространство  – характеризует взаимное расположение, протяженность, объем, величину и форму тел окружающего нас мира. Харак-ет устойчивость и стабильность существ-ния тел, трехмерно.

Время – последовательность изменений, длительность и темп развития объектов. Харак-ет изменчивость и текучесть, одномерно, необратимо.

Концепции пространства и времени.

  1. Субстанциональная (от Демокрита до Ньютона) – рассматр. пространство и время как самостоят. сущности наряду с материей. Пространство – чистая протяженность. Время – чистая длительность.
  2. Реляционная (Аристотель, Декарт, Гегель) – пространство и время рассмарт. не как отдельная субстанция, а как формы существ-ния вещей. Пространство выражает сосуществ-ние объекта, время – последовательность их состояний.
 

29. Сознание как предмет  философского анализа.  Генезис сознания.

       Методы изучения сознания:

  1. Объективный – о наличии и содержании технич. процессов человека судят по его поведению, мимике и жестам.
  2. Субъективный самоанализ (интроспекция) – осущ-тся своеобразная рефлексия над своим собственным поведением и сознанием.
  3. Электрофизиология – нитроэлектроны, исслед-тся активность головного мозга.

        Подходы к проблемам сознания:

  1. Физиокализм – материал.подход к проблеме сознания, отрицающий сознание как самостоят.субстанцию и объясняющее его как порождение материи.
  2. Умеренный материализм – сознание – особое проявление материи, способность высокоорганизованной материи отражать саму себя.
  3. Объективный идеализм – первичность сознания над материей. Сознание выше человека.
  4. Солипсизм – крайний взгляд на природу сознания, где сознание индивидуально, оно – единственная достоверная реальность, а материал.мир – порождение сознания (субъект.идеализм).
  5. Дуализм.

Генезис (эволюция) сознания.

  1. Простейшее отражение – механическое, физическое и химическое взаимодействие, имеет пассивный хар-ер, бытие – неживая природа. (вмятины, царапины).
  2. Раздражимость – присуще растениям, представ.собой недиферинцированную реакцию организма на определенные внешние раздражители. (забота о растении).
  3. Чувствительность – присуще низшим животным, активность организма и избирательная реакция на разные факторы. (амеба на свет).
  4. Психика – присуще высшим животным, способность живых веществ создавать чувственные и обобщенные образы к внеш.действит.и реагировать на них согласно своим потребностям, развита ориентировочная деят-ть. (образ хозяина у собаки).
  5. Сознание – свойственна только человеку, форма отраж.объектив.действит., продукт общественно историч.развития, функциональное св-во мозга, идеальное отражение действительности и регулятор деят-ти человека. Основа сознания – знание.

    Само сознание хорошо представлено Ивановым.

    IV II
    III I

    I – сфера телесных перцептивных способностей и получаемого на их основе знаний, к способностям относ.ощущений, восприятия, представления с помощью кот.человек получает информацию об окруж.действит. Назначение: выработка полезного и целесообразного поведения.

    II – сфера общих понятий, жестких логич.доказательств. Главная цель: достижение истины.

    III – эмоциональные компоненты сознания. Сфера личных субъективно-психологических переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций и событий.

  1. Инстинктивно – аффектное состояние ( стресс, переживания, галлюцинации)
  2. Эмоции (гнев, стрех, восторг)
  3. Чувства, кот.отличаются большей отчетливостью, осознанностью и наличием образно-визуальной составляющей (любовь, ненависть)

 Назначение: реализация  принципов удовольствия.

IV- сфера ценностно-мотивационных компонентов сознания. Это духовные идеалы, способность к их формированию, т.е. воображение, интуиция всех видов.

Назначение: реализация к идеалам красоты. 

30. Сущность и структура  сознания.

            Уровни сознания:

  1. Сознательное – совокупность чувств.и умственных образов для кот.в норм.условиях характ-но отчетливое знание того, что явилось переживанием этих образов. Признаки: отражение, отношение, целеполагание, управение, универсальность, объективность, творчество, связь с языком.
  2. Безсознательное – совокуп-ть псих.процессов, кот.не представляется в сознании субъекта. Варианты проявления безсознательного:
    1. Неосознаваемые побудители, механизмы и регуляторы деят-ти
    1. Рождение мысли, переживания
    2. Неосознаваемая соц.программа: ценности, нормы, ориентации

       Структура безсознательного по Ярошевскому:

  1. Предсознание – эмоции, желания, инстинкты.
  2. Подсознание – выполняет функцию постоянно обогащающего потенциала сознания ( творчество )
  3. Надсознание – интуиция, кот.возникает на основе роли приобретенного опыта
  4. Самосознание – процесс, когда «Я» обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире.

    Формы самосознания:

    1. Самочувствие – элементарное осознание своего тела и его вписанность в окруж.мир вещей и людей.
    2. Осознание себя в кач-ве принадлежности к какому-то сообществу, соц.группе, культуре.
    3. Возникновение сознания «Я» как особого образования, похлжего на «Я» др.людей, но чем-то уникального и неповторимого.
 

31. Диалектика и ее  исторические типы. Структура диалектики. Альтернатива диалектики.

Историч.формы диалектики:

  1. Стихийная диал-ка древних. Термин ввел Сократ – искусство ведении спора. Гераклит – весь мир нах-ся в состоянии покоя, внетренне противоречив. Платон – диалог – логическая операция расчленения и связывания понятий. Аристотель – диал-ка имеет дело с вероятностным знанием, ввел термин противоположности, создал сис-му логики.
  2. Идеалистич.диал-ка немец.классич.философии (Кант, Гегель) Кант – средство разоблачений иллюзий человеческого разума (субьектив.диал.) Диалектика – метод познания действит., переход от низшего к высшему, осуществляется это через отрицание отжившего и утверждение нового растущего.

    Гегель различал несколько форм диалектики:

    1)Резонирующая

    2)Негативная

    3)Позитивная

      3.  Материалистич.диал-ка современности (Маркс, Энгельс, Ленин)

           Марксис. Диал-ка – учение о всеобщих связях, о наиб.общих законах развития бытия и мышления. Характ.черты: объективность рассматр.решений.

Объектив.диал-ка – движение и развитие в самом материальном мире, как в едином взаимосвязанном целом.

Субъектив.диал-ка – движение и развитие мыслей, благодаря кот.осуществляется отражение о создании окруж.мира. Это отражение обьектов.

Современное понятие: Диалектика – теория и метод познания действит., учение о единстве мира и всеобищих законах развития природы, об-ва и мышления. Она облагает универсальность, пронзает все сферы бытия.

Структура диалектики:

  1. Идеи
  2. Принципы
  3. Законы и категории
 

32. Основыне принципы диалектики.

1. Принцип развития -  все тела в природе связаны  и взаимодейств.друг с другом, это взаимод.и есть причина движения и развития. Процесс развития рассматр.как движение от низшего к высшему, это скачкообразный процесс, кот.ведет к эволюции. Движение совершается по спирали. Источник развития: противречие.

Типы развития:

1)Эволюция (развертывание)

     Прогресс

     Регресс

2)Революция (переворот)

2. Принцип всеобщей  связи  - такое отнош.между двумя процессами, при кот.изменение в одном обьекте сопровождается изменением в другом, и это изменение имеет универсал.вселенский хар-р. Результат взаиодействия и всякого изменения – движение. 
 

33. Закон единства  и взаимодействия  противоположностей.

Любая вещь раздвоена, разделена на противополож., т.е. такие стороны, кот.взаимопредполагают (закон единства) и и взаимоограничивают (отрицают) друг друга. Отнош.между противополож: противоречие. Закон отв.на ? почему происх.развитие, вскрывает источник развития и хар-ет процесс в целом.

Противоположности – стороны, моменты единого, кот. Допускает и взаимоисключает друг друга. Отношение противопол. – противоречие.

             Противоречия бывают:

  1. По месту в системе
    • Внутренние( хар-но для самих предметов и явлений внутри системы)
    • Внешние( между системами, предметами и явлениями)
  1. По роли в развитии
    • Основные(обусловлены сущностью и определяет развитие системы)
    • Неосновные(влияют на развитие, но не обусловлены сущностью)
  1. По типу
    • Антагонистические(противор.между соц.силами, интересы кот.в корни противопол.)
    • Неатагонистические(противор.между индивидами, со.группами, предполаг. Их общность коренных интересов)
 
 

34. Закон взаимного  перехода колич. и качеств. изменений.

Изменение кач-ва вещи совершается тогда, когда накопление колич.изменений достигает определ.границы, кот.наз.мерой. Дает отв.на ? как просих.развитие, вскрывает механизм развития и процесс развития в целом.

Качество – существенная определенность предмета в каком-то отношении, выражающее его своеобразие (я: студент, дочь, европеец)

Количество – определенность предмета с точки зрения его соизмеримости с др.предметами (размер, величина, объем)

Мера  – интервал колич.изменений, в пределах кот.качество не изменяется.

Скачок – переход старого кач-ва к новому. Бывают частные, общие, эволюция, революция. 

35.Закон  отрицания отрицания.

Закон выражает основую направленность развития, представ.в виде процесса, складывающ-ся из опред.циклов. Дает отв.на ? какова тенденция развития, вскрывает общую тенденцию развития и хар-ет процесс развития в целом. Развитие идет по спирали. Спиралевидная форма развития – сочетание цикличности относительной повторяемости и поступателности (зерно-колосок-пшеница). Этот закон указывает на приемственность, т.е. сохранение старого в новом.

    Приемственность выражается:

  1. Старое кач-во продолжает сущ-ть в новом
  2. Сохранение низших форм организации материи в высших
  3. Отдельные звенья круговорота как отрицание отрицания представ.собой преобразования, кот.происходят с давней сущностью в процессе ее функц-ния
  4. Сохранение приобретений предшевствующего периода в преобразованном виде

Информация о работе Шпаргалка по "Физике"