Шпаргалка по "Общенаучным методам эмпирического познания"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 8 вопросов по дисциплине "Общенаучные методы эмпирического познания".

Работа содержит 1 файл

вопрос 1 2003 р.doc

— 115.50 Кб (Скачать)
Вопрос 1  ОБЩЕНАУЧНЫЕ  МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО  ПОЗНАНИ

К эмпирическим методам познания относятся наблюдение, описание, измерение и эксперимент.                                       1 Наблюдение

Наблюдение  есть чувственное отражение предметов  и явлений внешнего мира. Это — исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности. Познание начинается с наблюдения.  Наблюдение — это целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на такие чувственные способности человека, как ощущение, восприятие, представление. Научное наблюдение характеризуется рядом особенностей: Во-первых целенаправленностью, ведь наблюдение должно вестись для решения поставленной задачи исследования, а внимание наблюдателя фиксироваться только на явлениях, связанных с этой задачей. Во-вторых планомерностью, поскольку наблюдение должно проводиться строго по плану. В-третьих активностью - исследователь должен активно искать, выделять нужные ему моменты в наблюдаемом явлении, привлекая для этого свои знания и опыт. При наблюдении отсутствует деятельность, направленная на преобразование, изменение объектов познания. По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными. При непосредственных наблюдениях те или иные свойства, стороны объекта отражаются, воспринимаются органами чувств человека. Чаще всего научное наблюдение бывает опосредованным, т. е. проводится с использованием тех или иных технических средств. Из всего вышесказанного следует, что наблюдение является весьма важным методом эмпирического познания, обеспечивающим сбор обширной информации об окружающем мире. Как показывает история науки, при правильном использовании этого метода он оказывается весьма плодотворным.

2. Эксперимент — более сложный метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением. Он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей. При этом экспериментатор может преобразовывать исследуемый объект, создавать искусственные условия его изучения, вмешиваться в естественное течение процессов. В общей структуре научного исследования эксперимент занимает особое место. Именно эксперимент является связующим звеном между теоретическим и эмпирическим этапами и уровнями научного исследования. Эксперимент включает в себя с одной стороны наблюдение и измерение, с другой обладает рядом важных особенностей: Во-первых, эксперимент позволяет изучать объект в «очищенном» виде, т. е. устранять всякого рода побочные факторы, наслоения, затрудняющие процесс исследования. Во-вторых, в ходе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные, в частности, экстремальные условия, т. е. изучаться при сверхнизких температурах, при чрезвычайно высоких давлениях или, наоборот, в вакууме, при огромных напряженностях электромагнитного поля и т. п. В-третьих, изучая какой-либо процесс, экспериментатор может вмешиваться в него, активно влиять на его протекание. В-четвертых, важным

достоинством  многих экспериментов является  их      воспроизводимость. Это означает, что условия эксперимента могут  быть повторены столько  раз, сколько это необходимо для  получения достоверных результатов. Подготовка и проведение эксперимента требуют соблюдения ряда условий. Так, научный эксперимент предполагает наличие четко сформулированной цели исследования. Эксперимент базируется на каких-то исходных теоретических положениях. Эксперимент требует определенного уровня развития технических средств познания, необходимого для его реализации. И наконец он должен проводиться людьми, имеющими достаточно высокую квалификацию. По характеру решаемых проблем эксперименты подразделяются на исследовательские и проверочные. Исследовательские эксперименты дают возможность обнаружить у объекта новые, неизвестные свойства. Результатом такого эксперимента могут быть выводы, не вытекающие из имевшихся знаний об объекте исследования. Проверочные эксперименты служат для проверки, подтверждения тех или иных теоретических построений. Эксперименты можно разделить на качественные и количественные. Качественные эксперименты позволяют лишь выявить действие тех или иных факторов на изучаемое явление. Количественные эксперименты устанавливают точные количественные зависимости. По области научного знания, в которой ставиться эксперимент, различают естественнонаучный, прикладной и социально-экономический эксперименты.

     3. Измерение

Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя проведение разнообразных измерений. Измерение — это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств. В основе операции измерения лежит сравнение. Чтобы провести сравнение нужно определить единицы измерения величины. В науке сравнение выступает также как сравнительный или сравнительно-исторический метод. Важной стороной процесса измерения является методика его проведения. Она представляет собой совокупность приемов, использующих определенные принципы и средства измерений. Под принципами измерений имеются в виду явления, которые положены в основу измерений. Измерения подразделяют на статические и динамические. К статическим измерениям относят измерение размеров тел, постоянного давления и т. п. Примерами динамического измерения является измерение вибрации, пульсирующих давлений и т. п. По способу получения результатов различают измерения прямые и косвенные. В прямых измерениях искомое значение измеряемой величины получается путем непосредственного сравнения ее с эталоном или выдается измерительным прибором. При косвенном измерении искомую величину определяют на основании известной математической зависимости между этой величиной и другими величинами, получаемыми путем прямых измерений. Косвенные измерения широко используются в тех случаях, когда искомую величину невозможно или слишком сложно измерить непосредственно. С течением времени с одной стороны совершенствуются существующие измерительные приборы, с другой внедряются новые измерительные устройства. Хорошо развитое измерительное приборостроение, разнообразие методов и высокие характеристики средств измерения способствуют прогрессу в научных исследованиях.

Вопрос 2 «Общенаучные методы теоретического познания. Абстрагирование» Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием понятий, теорий, законов.

    Восхождение от абстрактного к конкретному В  процессе абстрагирования происходит отход от чувственно воспринимаемых конкретных объектов к абстрактным  представлениям о них. Абстрагирование заключается в мысленном отвлечении от каких-то менее существенных свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением, формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков этого объекта. Результат, получаемый в процессе абстрагирования, именуют абстракцией. Переход от чувственно-конкретного к абстрактному всегда связан с известным упрощением действительности. Вместе с тем, восходя от чувственно-конкретного к абстрактному, теоретическому, исследователь получает возможность глубже понять изучаемый объект, раскрыть его сущность. Процесс перехода от чувственно-эмпирических, наглядных представлений об изучаемых явлениях к формированию определенных абстрактных, теоретических конструкций, отражающих сущность этих явлений, лежит в основе развития любой науки. Поскольку конкретное есть совокупность множества свойств, сторон, внутренних и внешних связей и отношений, его невозможно познать во всем его многообразии, оставаясь на этапе чувственного познания, ограничиваясь им. Поэтому и возникает потребность в теоретическом осмыслении конкретного, которое принято называть восхождением от чувственно-конкретного к абстрактному. Однако формирование научных абстракций, общих теоретических положений не является конечной целью познания, а представляет собой только средство более глубокого, разностороннего познания конкретного. Поэтому необходимо дальнейшее движение познания от достигнутого абстрактного вновь к конкретному. Получаемое на этом этапе исследования логически-конкретное будет качественно иным по сравнению с чувственно-конкретным. Логически-конкретное есть теоретически воспроизведенное в мышлении исследователя конкретное во всем богатстве его содержания. Оно содержит в себе уже не только чувственно воспринимаемое, но и нечто скрытое, недоступное чувственному восприятию, нечто существенное, закономерное, постигнутое лишь с помощью теоретического мышления, с помощью определенных абстракций. Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяется при построении различных научных теорий и может использоваться как в общественных, так и в естественных науках. По мере углубления в конкретное вводятся все новые абстракции, которые выступают в качестве более глубокого отображения сущности объекта.

Идеализация - мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности ("точка", "идеальный газ" и т.п.). Идеализированный объект выступает как отражение реальных предметов и процессов.  Идеализация. Мысленный эксперимент. Мысленная деятельность исследователя в процессе научного познания включает в себя особый вид абстрагирования, который называют идеализацией. Идеализация представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. Идеализация представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. В результате таких изменений могут быть, например, исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны, признаки объектов. Так, широко распространенная в механике идеализация - материальная точка подразумевает тело, лишенное всяких размеров. Такой абстрактный объект, размерами которого пренебрегают, удобен при описании движения, самых разнообразных материальных объектов от атомов и молекул и до планет Солнечной системы. При идеализации объект может наделяться какими-то особыми свойствами, в реальной действительности неосуществимыми. Идеализация целесообразна тогда, когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств теоретического, в частности математического, анализа. Идеализацию целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо исключить некоторые свойства объекта, которые затемняют сущность протекающих в нем процессов. Сложный объект представляется в «очищенном» виде, что облегчает его изучение. Мысленный эксперимент предполагает оперирование идеализированным объектом, которое заключается в мысленном подборе тех или иных положений, ситуаций, позволяющих обнаружить какие-то важные особенности исследуемого объекта. Всякий реальный эксперимент, прежде чем быть осуществленным на практике, сначала проделывается исследователем мысленно в процессе обдумывания, планирования. В научном познании могут быть случаи, когда при исследовании некоторых явлений, ситуаций, проведение реальных экспериментов оказывается вообще невозможным. Этот пробел в познании может восполнить только мысленный эксперимент. Примером могут служить мысленные эксперименты Галилея, приведшие к открытию закона инерции. Основное положительное значение идеализации как метода научного познания заключается в том, что получаемые на ее основе теоретические построения позволяют затем эффективно исследовать реальные объекты и явления. Упрощения, достигаемые с помощью идеализации, облегчают создание теории, вскрывающей законы исследуемой области явлений материального мира. Если теория в целом правильно описывает реальные явления, то правомерны и положенные в ее основу идеализации.

Вопрос 3.  Индукция и дедукция.

Индукция  есть метод познания, основывающийся на формальнологическом умозаключении, которое приводит к получению  общего вывода на основании частных  посылок. Другими сло­вами, это есть движение нашего мышления от частного, к общему.. Наряду с другими методами познания, индуктивный метод сыграл важную роль в открытии некоторых законов природы (всемирного тяготения, атмосферного давления, теплового расширения тел и др.).Индукция, используемая в научном познании (научная индукция), может реализовываться в виде следующих методов: 1. Метод единственного сходства (во всех случаях наблюдения какого-то явления обнаруживается лишь один общий фактор, все другие — различны; следовательно, этот единственный сходный фактор есть причина данного явления).2. Метод единственного различия (если обстоятельства возникновения какого-то явления и обстоятельства, при которых оно не возникает, почти во всем сходны и различаются лишь одним фактором, присутствующим только в первом случае, то можно сделать вывод, что этот фактор и есть причина данного явления).3. Соединенный метод сходства и различия (представляет собой комбинацию двух вышеуказанных методов).4. Метод сопутствующих изменений (если определенные изменения одного явления всякий раз влекут за собой некоторые изменения в другом явлении, то отсюда вытекает вывод о причинной связи этих явлений) 5. Метод остатков (если сложное явление вызывается многофакторной причиной, причем некоторые из этих факторов известны как причина какой-то части данного явления, то отсюда следует вывод: причина другой части явления — остальные факторы, входящие в общую причину этого явления). вышеуказанные методы научной индукции служат главным образом для нахождения эмпирических зависимостей между экспериментально наблюдаемыми свойствами объектов и явлений. В них систематизированы простейшие формальнологические приемы, которые стихийно использовались учеными-естествоиспытателями в любом эмпирическом исследовании. Дедукция есть получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному. Например, из общего положения, что все металлы обладают электропроводностью, можно сделать дедуктивное умозаключение об электропроводности конкретной медной проволоки. Если исходные общие положения являются установленной научной истиной, то методом дедукции всегда будет получен истинный вывод. Общие принципы и законы не дают ученым в процессе дедуктивного исследования сбиться с пути: они помогают правильно понять конкретные явления действительности..Более того, в процессе использования индуктивного метода зачастую «в скрытом виде» присутствует и дедукция.«Обобщая факты в соответствии с какими-то идеями, мы, тем самым косвенно выводим получаемые нами обобщения из этих идей, причем далеко не всегда отдаем в себе в этом отчет. Кажется, что наша мысль движется прямо от фактов к обобщениям, т. е., что тут присутствует чистая индукция. На самом же деле, сообразуясь с какими-то идеями, иначе говоря, неявно руководствуясь ими в процессе обобщения фактов, наша мысль косвенно идет от идей к этим обобщениям, и, следовательно, тут имеет место и дедукция. Можно сказать, что во всех случаях, когда мы обобщаем, сообразуясь с какими-либо философскими положениями, наши умозаключения являются не только индукцией, но и скрытой дедукцией».

 
Вопрос 4  Анализ и синтез

Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные частицы  с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могут  быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения и т. п. Анализ — необходимый этап в познании объекта. С древнейших времен анализ применялся, например, для разложения на составляющие некоторых веществ. Несомненно, анализ занимает важное место в изучении объектов материального мира. Но он составляет лишь первый этап процесса познания. Если бы, скажем, химики ограничивались только анализом, т. е. выделением и изучением отдельных химических элементов, то они не смогли бы познать все те сложные вещества, в состав которых входят эти элементы..Для постижения объекта как единого целого нельзя ограничиваться изучением лишь его составных частей. В процессе познания необходимо вскрывать объективно существующие связи между ними, рассматривать их в совокупности, в единстве. Осуществить этот второй этап в процессе познания — перейти от изучения отдельных составных частей объекта к изучению его как единого связанного целого — возможно только в том случае, если метод анализа дополняется другим методом — синтезом. В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т. п.) изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого. При этом синтез не означает простого механического соединения разъединенных элементов в единую систему. Он раскрывает место и роль каждого элемента в системе целого, устанавливает их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. позволяет понять подлинное диалектическое единство изучаемого объекта. Анализ и синтез с успехом используются и в сфере мыслительной деятельности человека, т. е. в теоретическом познании. Но и здесь, как и на эмпирическом уровне познания, анализ и синтез — это не две оторванные друг от друга операции. По своему существу они — как бы две стороны единого аналитико-синтетического метода познания.

Вопрос 6

Наибольшую  известность И. Ньютон получил за свои знаменитые законы:

1. Всякое тело продолжает удерживаться в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние.

2. Изменение количества движения пропорционально приложенной движущей силе и происходит по направлению той прямой, по которой эта сила действует.

3. Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе: – взаимодействия двух тел друг на друга между собою равны и направлены в противоположные стороны

Четвертым законом, который  Ньютон формулирует  в своих «Началах», был закон всемирного тяготения.

Анализируя законы Кеплера на основе своих законов механики,  Ньютон сделал заключение о наличии силы тяготения между Солнцем и планетами, обратно пропорциональной квадратам их расстояний до его центра. Наконец, высказав положение о всеобщем характере сил тяготения и о пропорциональности силы тяжести тела его массе, Ньютон приходит к выводу, что сила тяготения между телами пропорциональна массам этих тел.

Пробным камнем новой теории на первом этапе был  вопрос о фигуре Земли. По теории Ньютона  Земля была сжата у полюсов, по теории Декарта – вытянута. В 1798 г. Г. Кавендиш экспериментально определил постоянную тяготения, придав тем самым закону всемирного тяготения форму количественного соотношения, пригодного для решения практических задач.Успехи теории Ньютона в решении проблем небесной механики продолжались и, в частности, увенчались открытием в 1846 г. планеты Нептун. На основании теоретических вычислений в указанном месте неба обнаружили эту планету. В память о такой точности сделанных вычислений и родились слова: «планета Нептун открыта на кончике пера». Механикой Ньютона мы пользуемся постоянно и сегодня, решая как земные, так и космические задачи.

Вопрос 5.  Аналогия и моделирование. Под аналогией понимается подобие, сходство каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Установление сходства (или различия) между объектами осуществляется в результате их сравнения. Таким образом, сравнение лежит в основе метода аналогии. Если делается логический вывод о наличии какого-либо свойства, признака, отношения у изучаемого объекта на основании установления его сходства с другими объектами, то этот вывод называют умозаключением по аналогии. При этом нужно иметь в виду, что если объект, в отношении которого делается умозаключение по аналогии с другим объектом, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, о существовании которого должен быть сделан вывод, то общее сходство этих объектов утрачивает всякое значение. Метод аналогии применяется в самых различных областях науки: в математике, физике, химии, кибернетике, в гуманитарных дисциплинах и т. д. Аналогия способна скачком выводить мысль на новые, неизведанные орбиты, и безусловно правильно положение о том, что аналогия, если обращаться с ней с должной осторожностью, — наиболее простой и понятный путь от старого к новому». Существуют различные типы выводов по аналогии. Но общим для них является то, что во всех случаях непосредственному исследованию подвергается один объект, а вывод делается о другом объекте. Поэтому вывод по аналогии в самом общем смысле можно определить как перенос информации с одного объекта на другой. При этом первый объект, который собственно и подвергается исследованию, именуется моделью, а другой объект, на который переносится информация, полученная в результате исследования первого объекта (модели), называется оригиналом (иногда— прототипом, образцом и т. д.). Таким образом, модель всегда выступает как аналогия, т. е. модель и отображае­мый с ее помощью объект (оригинал) находятся в определенном сходстве (подобии).Под моделированием понимается изучение моделируемого объекта (оригинала), базирующееся на взаимооднозначном соответствии определенной части свойств оригинала и замещающего его при исследовании объекта (модели) и включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект. Моделирование. В зависимости от характера используемых в научном исследовании моделей различают несколько видов моделирования.1. Мысленное (идеальное) моделирование. К этому виду моделирования относятся самые различные мысленные представления в форме тех или иных воображаемых моделей. Следует заметить, что мысленные (идеальные) модели нередко могут быть реализованы материально в виде чувственно воспринимаемых физических моделей.2. Физическое моделирование. Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. По результатам исследования тех или иных физических свойств модели судят о явлениях, происходящих (или могущих произойти) в так называемых «натуральных условиях». Пренебрежение результатами таких модельных исследований может иметь тяжелые последствия. В настоящее время физическое моделирование широко используется для разработки и экспериментального изучения различных сооружений (плотин электростанций, оросительных систем и т. п.), машин (аэродинамические качества самолетов, например, исследуются на их моделях, обдуваемых воздушным потоком в аэродинамической трубе), для лучшего понимания каких-то природных явлений, для изучения эффективных и безопасных способов ведения горных работ и т. д. 3.Символическое (знаковое) моделирование. Оно связано с условно-знаковым представлением каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные топологические и графовые представления (в виде графиков, номограмм, схем и т. п.) исследуемых объектов или, например, модели, представленные в виде химической символики и отражающие состояние или соотношение элементов во время химических реакций. 4. Численное моделирование на электронных вычислительных машинах (ЭВМ). Эта разновидность моделирования основывается на ранее созданной математической модели изучаемого объекта или явлений и применяется в случаях больших объемов вычислений, необходимых для исследования данной модели. При этом для решения содержащихся в ней систем уравнений с помощью ЭВМ необходимо предварительное составление программы (совокупности предписаний для вычислительной машины). Эта программа выполняется затем электронной вычислительной машиной в виде по­следовательности элементарных математических и логических операций. В данном случае ЭВМ вместе с введенной в нее программой представляет собой материальную систему, реализующую численное моделирование исследуемого объекта или явления. Численное моделирование особенно важно там, где не совсем ясна физическая картина изучаемого явления, не познан внутренний механизм взаимодействия. Путем расчетов на ЭВМ различных вариантов ведется накопление фактов, что дает возможность в конечном счете произвести отбор наиболее реальных и вероятных ситуаций. Активное использование методов численного моделирования позволяет резко сократить сроки научных и конструкторских разработок . Метод моделирования непрерывно развивается: на смену одним типам моделей по мере прогресса науки приходят другие. В то же время неизменным остается одно: важность, актуальность, а иногда и незаменимость моделирования как метода научного познания Основные критерии научных знаний. Систему научных знаний можно представить в виде пирамиды, в основании которой находятся факты – фрагменты реальности. Более высокий уровень иерархии – концепции, т.е. полезные понятия, используемые для описания фактов. Взаимосвязь понятий отражается в схемах понятий, т.е. научных идеях более общего характера (например: поле как форма существования материи). Большая схема, объединяющая ряд понятий, называется теорией. Теория - система обобщенного достоверного знания  о том или ином "фрагменте" действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов. Теории содержат гипотезы (умозрительные идеи, предположения и догадки) и общий подход к решению различных проблем, что позволяет отнести их к главным концепциям. Следующий уровень пирамиды - законы и  принципы. Это общие свойства, характеризующие факты. Закон - это отражение явлений природы, их устойчивой связи. При формулировании закона обычно приходится абстрагироваться от несущественных явлений, и сосредоточивать внимание на определенных особенностях рассматриваемого события. По уровню познания различают эмпирические и фундаментальные законы,  а по характеру взаимосвязи - динамические (однозначные, детерминированные) и статистические (вероятностные) законы. Общие принципы естествознания обобщают результаты научного поиска, выделяя общее в различных законах. Иными словами, это как бы “законы для законов”. Формулировка общих принципов имеет стратегическое значение для развития науки.

  Фундаментальные  понятия, научные принципы, идеи  и представления людей на каждом  этапе исторического развития  складываются в научную картину мира, формируя целостный образ предмета исследования, определяя мировоззрение исследователя. Картина мира – высший уровень рассматриваемой пирамиды знаний.

  Картины  мира – это особый тип теоретического  знания, отличающийся от теоретических схем и теорий большей общностью и  иной системой фундаментальных абстракций. На одну и ту же картину мира может опираться теоретических схем, в том числе и фундаментальных. Процедура отображения теоретической схемы на картину мира называется концептуальной (или семантической) интерпретацией и обязательна для построения завершенной научной теории. Различают общенаучную картину мира, которая формируется на основе синтеза знаний, полученных различными научными дисциплинами, и специальные картины мира, отражающие представления о фундаментальных объектах конкретной науки, их типологии и общих особенностях взаимодействия. Подобные картины есть в любой науке, но наиболее разработанной является физическая картина мира. В процессе исследований картины мира выполняют следующие взаимосвязанные функции: • систематизируют научные знания и  объединяют различные научные направления в сложные целостности; • выступают в качестве исследовательских программ, определяющих стратегию научного познания; • способствуют повышению стабильности науки и ее взаимосвязи науки с другими элементами духовной культуры.

Вопрос 7 ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ Окружающий нас мир богат своими формами и многообразием происходящих в нем явлений. Все. существующее представляет собой различные виды движущейся материи, которые находятся в состоянии непрерывного движения и развития. Движение как постоянное изменение присуще материи в целом и каждой ее мельчайшей частице. Можно выделить следующие формы движения материи:? нагревание и охлаждение тел;? излучение света;? электрический ток;? химические превращения;? жизненные процессы и т.д.Формы движения характеризуются тем, что одни могут переходить в другие, например, механическое движение может переходить в тепловое, тепловое — в химическое, химическое — в электрическое и т.д. Эти переходы свидетельствуют о единстве и непрерывной связи качественно разных форм материи. Но при всех разнообразных переходах одних форм движения в другие соблюдается основной закон природы — закон вечности материи и ее движения, который распространяется на все виды материи и все формы ее движения: ни один из видов движения материи и ни одна из форм ее движения не могут быть получены из ничего и превращены в ничто.Дискретность и непрерывность материи Самое простое представление о поле дает сплошная среда, например вода, заполняющая некоторую область пространства (или же вообще все пространство). Эта среда может иметь в разных точках, например, различную плотность или температуру, по-разному двигаться. Именно конкретное физическое свойство среды, разное в разных точках и доступное для измерений, физически определяет поле. В связи с этим различают поле температур, поле скоростей, силовое поле и т. д.Математически поле определяется тем, что в каждой точке пространства, где оно имеется, задается некоторая пространственная функция: скалярная, векторная, тензорная или другая, которая в общем случае может изменяться со временем. Сплошная среда может занимать значительные области пространства, свойства ее изменяются непрерывно — в сплошной среде нет резких границ. Этим поле и сплошная среда принципиально отличаются от физического тела с определенными границами. Идеальные образы очень маленьких тел (например, атомов или молекул) — материальные точки — не имеют размеров и границ, и они представляются на фоне другой среды — пустого пространства (вакуума) или пространства, заполненного какой-нибудь материальной средой. В философском плане разделение мира на тела и частицы, с одной стороны, и сплошную среду, поле и пустое пространство — с другой, соответствует выделению двух крайних свойств мира — его дискретности и непрерывности. Дискретность (или прерывность) означает — "зернистость", конечную делимость пространственно-временного строения и состояния предмета или объекта, его свойств и форм движения (скачки), тогда как непрерывность выражает единство, целостность и неделимость объекта, сам факт его устойчивого существования. Для непрерывного нет границ делимого.В рамках классической физики дискретные и непрерывные свойства мира первоначально выступают как противоположные Друг другу, отдельные Независимые друг от друга, хотя в целом И дополняющие общее представление о мире. И только развитие концепции поля, главным образом для описания электромагнитных явлений, позволило понять их диалектическое единство. В современной квантовой теории это единство противоположностей дискретного и непрерывного нашло более глубокое физико-математическое обоснование в концепции корпускулярно-волнового дуализма. После появления квантовой теории поля представление о взаимодействии существенно изменилось. Согласно данной теории, любое поле является не непрерывным, а имеет дискретную структуру. Например, электромагнитное взаимодействие в квантовой теории поля является результатом обмена частиц фотонами — квантами электромагнитного поля, т. е. фотоны — переносчики этого поля. Аналогично другие виды взаимодействия возникают в результате обмена частиц квантами соответствующих полей. Например, в гравитационном взаимодействии, как, предполагается, принимают участие гравитоны (их существование пока экспериментально не подтверждено).Согласно полевой концепции, участвующие во взаимодействии частицы создают в каждой точке окружающего их пространства особое состояние — поле сил, проявляющееся в силовом воздействии на другие частицы, помещенные в какую-либо точку данного пространства. Первоначально выдвигалась механическая интерпретация поля как упругих напряжений гипотетической среды — "эфира. Теория относительности, отвергнув "эфир" как особую упругую среду, вместе с тем придала фундаментальный смысл понятию поля как первичной физической реальности.В современной квантовой физике на роль "эфира" может претендовать новый возможный вид материи — физический вакуум. Первые представления о нем дал один из создателей квантовой теории поля английский физик П. Дирак — так называемое "море Дирака". Хотя вакуум мы непосредственно не видим (он прозрачен для электромагнитных излучений и не оказывает никакого сопротивления движение материальных частиц и тел), но все же он может проявляться при взаимодействии с ним тех же частиц или электромагнитных волн (гамма-квантов), обладающих достаточной энергией. Если эта энергия превышает удвоенную энергию покоя, например, электрона, гамма-квант при наличии еще одной частицы (атомного ядра) может, сам, исчезнув, породить пару электрон-позитрон, как бы "вырванную" из вакуума. В истории физики за последние 300 лет предложены по крайней мере четыре разные концепции "эфира": абсолютное пространство Ньютона, светоносный эфир Гюйгенса, гравитационный эфир Эйнштейна и физический вакуум Дирака.Насколько оправдается интуиция физиков о существовании в природе особой среды физического вакуума, покажет только будуще
Вопрос 8 РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ

Материальное  единство мира. Единство пространства и времени выражается в совместном изменении их характеристик в зависимости от концентрации материальных масс и их движения Способ существования материи движение.

Развитие представлений о движении. В науке исторически сложилось две концепции в понимании движения:

Диалектическая  концепция  Движение есть способ существования материи. Это означает, что вне движения нельзя даже мысленно представить себе ни один материальный объект. Все, что мы можем сказать об объекте, в конечном итоге сводится к раскрытию присущих ему движений.   Метафизическая концепция.Метафизический субстанциализм:

Объект значит нечто сам по себе, вне присущих ему движений. Движение - нечто внешнее налагающееся на объект. Абсолютизация субстанции Идеалистический релятивизм: Отрицание субстанции вообще. Провозглашение чистого движения, существующего без носителя. Абсолютизация движения     Взаимосвязь основных форм движения материи

Диалектический  взгляд:1. Низшие формы входят в высшие, но высшая форма не простая сумма низших, а новое качество

Метафизические взгляды:   1. Высшие формы сводимы к низшим.  2. При изучении высших форм движения не учитывают действия в них низших.   Движение – Развитие Движение - любое изменение вообще, независимо от его характера, направления и результатов     Основные формы движения 

1. Механическая2. Физическая3. Химическая4. Биологическая5. Социальная  - особый вид изменения, являющийся необратимым и обязательно включающий в себя качественные преобразования.   Развитие характеризуется.

1. Направленностью2. Поступательностью3. Преемственностью4.Моментами повторяемости 5.Отрицанием старого и появлением нового 6. Развитие есть процесс    Развитие представлений о пространстве и времени.

В науке исторически  сложилось две концепции в  понимании пространства и времени. Субстанцианальная концепция Реляционная коицепция. Субстанцианальная концепция Пространство и время - нечто самостоятельно существующее наряду с материей, как ее пустые вместилища. Пространство - чистая протяженность. Время - чистая длительность, в которые как бы «погружены», «помещены» материальные объекты (Демокрит - И. Ньютон) Реляционная коицепция Пространство и время не особые субстанциальные сущности, а формы существования материальных объектов. Пространство выражает сосуществование объектов. Время - последовательность их состояний (Аристотель - Г. Лейбниц)

5) Электромагнитное взаимодействие - взаимодействие частиц, имеющих электрический заряд и (или) магнитный момент. Примерами таких частиц являются электроны, протоны, атомные ядра. Э.в. - дальнодействующее: с увеличением расстояния между частицами сила взаимодействия плавно спадает, сохраняясь, в принципе, на сколь угодно больших расстояниях.

Важнейшей особенностью Э.в. является наличие зарядов противоположного знака. Это делает возможным как  притяжение частиц, так и отталкивание, а также отсутствие сил при взаимной компенсации зарядов.

Колеблющиеся  электрические заряды или магнитные  моменты порождают электромагнитные волны, в которых происходит периодическая "перекачка" электрического поля в магнитное и обратно. Электромагнитные волны излучаются в пространство и существуют как бы независимо от породившего их источника, распространяясь со скоростью с=300.000 км/с. Электромагнитные колебания с наиболее высокой частотой (1015...1023 Гц) - рентгеновские и гамма лучи возникают при внутриатомных и ядерных процессах. Самые низкочастотные (до 1013 Гц) электромагнитные колебания - это радиоволны. Середину диапазона занимает свет. Световое (оптическое) излучение - видимое, инфракрасное, ультрафиолетовое - возникает при взаимодействиях между атомами, при переходах атомных электронов с одной орбиты на другую.

Независимость электромагнитной волны от источника  позволяет рассматривать ее как  поток частиц, квантов электромагнитного  поля - фотонов. Электромагнитные поля и излучения в настоящее время рассматриваются как основные носители космоземных связей. Вопрос10  электромагнитное взаимодействие. Концепции дальнодействия и близкодействия

Электромагнитное  взаимодействие обусловлено электрическими зарядами и передается посредством электрического и магнитного полей. Электрическое поле возникает при наличии электрических зарядов, а магнитное—при их движении. Изменяющееся магнитное поле порождает переменное электрическое поле, которое, в свою очередь, является источником переменного магнитного поля. Благодаря электромагнитному взаимодействию существуют атомы и молекулы, происходят химические превращения вещества. Различные агрегатные состояния вещества, трение, упругость и т.п. определяются силами межмолекулярного взаимодействия, электромагнитными по своей природе. Согласно квантовой электродинамике, переносчиками электромагнитного взаимодействия являются фотоны—кванты электромагнитного поля с нулевой массой. Во многих случаях они регистрируются приборами в виде электромагнитной волны разной длины. Сильное взаимодействие обеспечивает связь нуклонов в ядре. Оно определяется ядерными силами, обладающими зарядовой независимостью, короткодействием, насыщением и другими свойствами. Сильное взаимодействие отвечает за стабильность атомных ядер. Чем сильнее взаимодействие нуклонов в ядре, тем стабильнее ядро, тем больше его удельная энергия связи. Предполагается, что сильное взаимодействие передается глюонами—частицами, «склеивающими» кварки, входящие в состав протонов, нейтронов и других частиц. В слабом взаимодействии участвуют все элемен­тарные частицы, кроме фотона. Оно обусловливает большинство распадов элементарных частиц, взаимо­действие нейтрино с веществом и другие процессы. Слабое взаимодействие проявляется главным образом в процессах бета-распада атомных ядер многих изотопов, свободных нейтронов и т. д. Принято считать, что переносчиками слабого взаимодействия являются вионы—частицы с массой примерно в 100 раз большей массы протонов и нейтронов. Утверждению понятия поля в значительной мере способствовало стремление осознать дальнодействующий характер электрических сил и сил тяготения. Сразу же после открытия И. Ньютоном закона всемирного тяготения, а затем, примерно через сто лет, и закона Кулона, описывающего взаимодействие заряженных тел До введения понятия поля не было удовлетворительных ответов на данные вопросы.

Долгое  время считалось, что взаимодействие между телами может осуществляться непосредственно через пустое пространство, которое не принимает участия  в передаче взаимодействия, и передача взаимодействия происходит мгновенно. Такое предположение составляет сущность концепции дальнодействия. Сам И. Ньютон признавал невероятность и даже невозможность подобного рода взаимодействий тел.

Основоположник  концепции дальнодействия — французский математик физик и философ Рене Декарт. Многие ученые придерживались этой концепции вплоть до конца XIX в.

Экспериментальные исследования электромагнитных явлений  показали несоответствие концепции  дальнодействия физическому опыту. Кроме того, она находится в противоречии с постулатом специальной теории относительности, в соответствии с которым скорость передачи взаимодействий тел ограничена и не должна превышать скорость света в вакууме.

Было доказано, что взаимодействие электрически заряженных тел осуществляется не мгновенно и перемещение одной заряженной частицы приводит к изменению сил, действующих на другие частицы, не в тот же момент, а лишь спустя конечное время. Каждая электрически заряженная частица создает электромагнитное поле, действующее на другие заряженные частицы, т. е. взаимодействие передается через Посредника" — электромагнитное поле. Скорость распространения электромагнитного поля равна скорости света в пустоте — примерно 300 000 км/с. Это и составляет сущность новой концепции — концепции близкодействия, которая распространяется не только на электромагнитное, но и на другие виды взаимодействий. Согласно концепции близкодействия, взаимодействие между телами осуществляется посредством тех или иных полей (например, тяготение — посредством гравитационного поля), непрерывно распределенных в пространств.

Информация о работе Шпаргалка по "Общенаучным методам эмпирического познания"