Возникновение философии и ее исторические типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 09:52, реферат

Описание работы

Возникновение философии относится к глубокой древности.
Зачатки философских знаний отчетливо обнаруживаются в VI —
V вв. до н. э. в Китае, Индии, в наиболее развитых странах Среди-
земноморского бассейна.
Возникновению философии предшествовал длительный этап становления и развития духовной жизни первобытного общества. Сюда относится продолжительное функционирование морали, искусства (древняя скульптура, наскальная живопись, декоративные украшения, мифы), верований и значительный комплекс эмпирических (опытных) знаний.

Работа содержит 1 файл

курсач по философии.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

      Всеобщее  находит свое выражение в категориях, категории у Аристотеля, - это и общее в самом бытии, и понятия об объективно общих родах бытия. Аристотель говорит о десяти категориях:  сущность, качество, количество,  отношение, место, время, положение,  обладание, действие, страдание. В эти категории могут быть включены все возможные явления бытия.

      Центральная категория - сущность.  Содержание категории  сущность у Аристотеля многоаспектно. Важный аспект сущности  - сущность как основа вещей,  субстанция. Понятие субстанции включает в себя материю, форму и их композицию;  материя -  некоторое бесформенное вещество, потенция /возможность/ стать определенными вещами,  предметами. Вещи возникают благодаря наложению на материю форм.  Существует столько же различных форм, сколько видов вещей.  Формы вечны и неизменны, материя пассивна, формы - активны.

      Существование каждой вещи причинно обусловлено.  Аристотель указывает на четыре вида причин:  1/ материальная / из чего?/,  2/ формальная /"что это есть?"/, 3/ движущая / откуда начало движения?/ и 4/ целевая /"ради чего?"/.    

      Каждая  вещь состоит из материи,  имеет  форму, находится в движении и  стремится к какой-то цели. Аристотель использует понятие энтелехии, которое означает стремление вещи к своей цели и осуществление этого стремления.

      В философии Аристотеля присутствует бог.  Бог - тот фактор,  благодаря деятельности которого из материи как потенции через наложение формы образуются вещи,  бог - вечный двигатель,  он "притягивает" вещи к цели,  совершенству.  Сам бог при этом вечен и неподвижен.  Если его понимать как подвижное первоначало, то нужно поставить вопрос об источнике движения бога, что недопустимо.

      В натурфилософии Аристотель отрицая  существование актуальной бесконечности,  принимает понятие потенциальной   бесконечности, не допускает существования пустоты, говорит о парадоксальности времени, рисует картину мира в виде некоторого шара с Землей в центре и т.д. Аристотель изучает животный мир, говорит о "лестнице живых существ", эволюции моментов жизни / вегетативный, чувственно-моторный и интеллектуальный/.

      В гносеологии Аристотель исходит  из концепции отражения.  Познание идет от чувственного восприятия отдельных предметов к познанию общих свойств, причин. Аристотель определяет истину как соответствие суждений реальности,  Аристотель - основатель логики как науки о мышлении, его формах и законах.

      В этике Аристотель говорит о том,  что "добродетель не дается нам от природы".  Нравственность связана с свободным выбором поступков. Нужно избегать излишнего, найти средний путь между крайностями.

      В  политических взглядах Аристотель исходит  из того, что человек по своей  сути существо общественное.  Проявление общественной сущности человека приводит к образованию семьи,  селения и государства. Аристотель анализирует различные формы государства,  подразделяет их на правильные /монархия,  аристократия, полития / и неправильные /тирания,  олигархия, демократия/. Лучшая из форм -  полития,  правление зажиточного образованного среднего класса,  Аристотелъ при этом считает,  что наилучшая форма собственности    "собственность средней величины". В эстетике Аристотель считает,  что важная особенность искусства подражание /мимесис/.  Ио это не простое натуралистическое воспроизведение, а обобщение, выделение существенного и создание образа того, какой должна быть действительность.  Главный предмет художественного творчества   - образы людей.  Особая роль искусства - очищение /катарсис/,  освобождение чувств человека от всего безобразного и низменного.  Здесь важное место Аристотель  отводит трагедии и музыке.

      4. Эллининистическая и римская философия.

 
Начало римской философии относится  ко II—I вв. до н. э. По отношению к греческой философии римская вторична, и ее можно назвать эллинистической. В I в. до н. э. в Риме распространяются греческие философские учения. Больше всего было последователей Эпикура, стоиков и скептиков, не была забыта и философия Пифагора и Платона. Эллинистическая философия - последний период развития философии Древней Греции, последовавший за Аристотелем. К основным чертам эллинистической философии относят этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов.  
 
Среди наиболее ярких школ этой эпохи – кинизм (откуда русское “цинизм”). Кинизм ассоциируется прежде всего с именем Диогена Синопского, того, который прославился тем, что жил в глиняной бочке и ходил с фонарем в руках среди толпы и среди бела для и повторял: “Ищу человека”. Кинизм провозглашает пренебрежение всем внешним – от физических потребностей до наук и традиционных ценностей общежития. Киники убеждены, что благо и счастье приходят изнутри человека и никогда не могут быть дарованы внешним, которое являет собой безусловную помеху счастью.  
 
Несколько иные философские и жизненные принципы были сформулированы Эпикуром (341 – 270 гг. до н.э.), для которого счастье также составляет одну из основных философских категорий. У Эпикура своя богатая онтология, гносеология, физика, но более оригинальной в историко-философском плане важной является его этика. В основе ее принцип, согласно которому, если человек, помимо прочего, материален, то благо, которое есть соответствие чего-либо своему существу и назначению, есть, в том числе, и чувственное наслаждение. Наслаждение и удовольствие есть благо. Но Эпикур всячески отграничивается здесь от какого-либо распутства в наслаждениях, понимая под таковыми прежде всего “отсутствие телесного страдания”. Наслаждение Эпикура утонченно и интеллектуалистично, одной из ее компонент являются занятия философией.  
 
Несколько позже влиятельной школы Эпикура, в конце VI в. до н.э. образовалась другая знаменитая школа – школа стоиков (от названия портика (стои), где они собирались). Основатель школы – Зенон (стоик). Основоположение этики стоиков таково: счастье в том, чтобы следовать природе. Это следование основано на знании, знании принципов бытия, а точнее, - жизни и интерпретируется стоиками как долг. Сразу же отметим, что стоицизм стал одной из наиболее почитаемых философских школ позже – в Древнем Риме. Наиболее крупные римские стоики – Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет. Здесь почти совершенно утрачивается интерес к философской проблематике, лежащей за пределами этики. Этика же римских стоиков предполагает сконцентрированность человека себе, его на внутреннем мире с выходом определенных рациональных следствий вовне, в сферу практического поступания (долг). Стоики высказывают мысли об универсальном братстве людей, о необходимости снисхождения, любви к ближнему и даже к врагам.  
 
Последней из крупных греческих школ эпохи эллинизма следует назвать скептицизм, основателем которого является Пиррон (360 – 280 гг. до н.э.). Основоположения учения Пиррона таковы:  
Все вещи одинаковы, неразличимы и непостоянны (они недоступны в своем существе познанию человека),  
К вещам, следовательно, нельзя питать никакого доверия, нужно жить в строгом воздержании от мнений и суждений,

  1. Все вещи одинаковы, неразличимы и непостоянны (они недоступны в своем существе познанию человека),
  2. К вещам, следовательно, нельзя питать никакого доверия, нужно жить в строгом воздержании от мнений и суждений,
  3. При таком положении дел уместна лишь апатия и атараксия, внутренний покой.

     
    Помимо отмеченной школы стоиков, выделим лишь одно важное течение – неоплатонизм. Наиболее ярким представителем неоплатонизма является Плотин, другие приверженцы школы – Порфирий, Ямвлих, Прокл. Центральная категория философии Плотина – “Единое”. Единое – причина всего, все вещи существуют постольку, поскольку причастны ему, они происходят из него. Но глубинный стимул философствования Плотина – не сам по себе интерес к тому, что есть первооснова сущего (что свойственно досократикам и во многом классическим философам). Плотин руководствуется целью подняться над земным измерением жизни, оставить мирскую суету, научиться созерцать божественное и, в конечном итоге, слиться с ним. Строение же бытия (Единого) и человека (его души), каким оно предстает в философии Плотина, в высокой степени располагает к достижению этой цели.

      Список  литературы

  1. http://freqlist.ru;
  2. http://help-studenty.ru;
  3. Философия. В.В. Ильин, А.С.Кармин, В.П.Огородников,Санкт-Петербург-2003;
  4. http://education-filosof.ru;
  5. http://filosofia-2011.narod.ru;
  6. http://www.gumer.info

Информация о работе Возникновение философии и ее исторические типы