Анализ каналов передачи информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:07, контрольная работа

Описание работы

Под коммуникацией в широком смысле понимают общение, передачу информации от человека к человеку. В организационном контексте понятие «коммуникация» рассматривается как процесс (коммуникация - это общение людей: обмен идеями, мыслями, намерениями, чувствами, информацией) и как объект (совокупность технических средств, обеспечивающих процессы передачи информации).

Содержание

Содержание
Введение 3
1. Понятие коммуникационного процесса 5
2. Особенности каналов передачи информации в организации (на примере) 10
Заключение 18
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

КВУ тема анализ каналов передачи в организации.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

    3) Произвольная семантизация. Семантизация – означает придание смысла, т.е. связь между явлением, выступающим в качестве материального знака, и тем явлением, и тем явлением, которое им означается.

    Одним из основных средств передачи информации является речь, речевое общение. Речь – это особый вид деятельности, который существует наряду с другими видами деятельности (трудовой, познавальной, мнемической, т.е. деятельностю памяти). Так как «речевая деятельность есть специализированное употребление речи для общения, частный случай деятельности общения», то «речь потенциальный компонент любой деятельности, например познавательной (мыслительной), мнемической и т.п.». Говорящий (пишущий), осуществляя эту деятельность, использует средства языка в двух основных целях: для общения с другими людьми или для обращения к самому себе. Таким образом, речь как психологическое явление соотносится с категориями мышления, памяти и т. п.

    К основным функциям речи (языка) в процессе коммуникации относятся:

  • коммуникативная или репрезентативная (репрезентация – представление; изображение, образ), которая является доминирующей;
  • апеллятивная (апелляция – призыв, обращение, т.е. воздействие), которая грамматически наиболее ярко выражена в звательной форме и повелительном наклонении.
  • экспрессивная (экспрессия – выражение и выразительность).
  • фатическая, осуществляется посредством обмена ритуальных формул, т.е. затрагивает преимущества области речевого этикета.
  • метаязыковая, т.е. функция толкования.

    Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов.

    К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста, т.е. процесс передачи информации, а слушание и чтение в восприятии текста, заложенной в нем информации.

     Таблица 1

     Типы  коммуникации

    Тип коммуникаций     Основные  методы (средства) коммуникаций.
    Устная     Конференции, совещания, доклады, презентации, групповое  обсуждение, встречи один на один, неформальные беседы.
    Письменная     Письма, меморандумы, отчеты, письменные доклады, записки, правила и процедуры, приказы, электронная почта.
    Невербальная     Поведение человека: гримасы лица, интонация, тембр голоса, поза.
 

    Естественно, что руководителей прежде всего  интересует вопрос о том, какие коммуникационные методы следует выбрать для взаимодействия со своими сотрудниками здравый смысл подсказывает, а специальные исследования подтверждают, что выбор метода коммуникации зависит от характера передаваемой информации, находящихся в распоряжении руководителя ресурсов, особенностей получателя информации.

    Таблица 2

    Методы коммуникации

Методы Характеристики Богатство передачи Области эффективного использования
Обратная  связь Каналы
Личная  беседа немедленная аудио и визуальный (невербальный) очень высокое  Сложная коммуникация, требующая двусторонней связи
Телефонный  разговор быстрая аудио высокое Коммуникация, требующая двусторонней связи
Документ, направленный адресату медленная визуальный (невербальный) ограниченное Четкая  и рациональная коммуникация
Общий документ очень медленная (часто отсутствует) визуальный (невербальный) низкое Официальная коммуникация на организационном  уровне
 

    Большинство руководителей предпочитают использовать несколько методов коммуникации, дополняющих и усиливающих друг друга. Например, после проведения совещания с подчиненными (устная коммуникация) направлять им меморандум с изложением основных моментов состоявшегося обсуждения.

    Устная  коммуникация является наиболее эффективной  с точки зрения привлечения и  сохранения внимания получателя информации, а также получения обратной связи. В то же время устная коммуникация не позволяет отправителю послания в полной мере контролировать его содержание, сопряжена со значительным уровнем помех в системе.

    Письменная  коммуникация обеспечивает более высокую  степень чистоты передачи информации и позволяет сохранить ее в неизменном виде в течение неопределенного времени, что является очень важным для реализации функции управленческого контроля, а также дает возможность получателю информации уточнять ее неограниченное число раз. Существует пять наиболее важных коммуникационных средств: внутриорганизационные правила и процедуры, меморандумы, справочник сотрудника, внутриорганизационные издания, электронная почта.

    «Правила  и процедуры» или «Политика и  процедура» представляет собой письменный документ компании, устанавливающий порядок действий ее сотрудников в определенной сфере организационной жизни. Крупные организации имеют сотни процедур, регламентирующих их деятельность по всем направлениям деятельности: продажам, производству, подбору персонала, установление заработной платы, отношениям с государственными органами.

    Меморандум, пришедший в частный сектор из государственного, представляет собой  формальное письменное обращение одного сотрудника организации к другому. Меморандум содержит фамилии адресатов, сотрудников, которым направляются копии, дату написания, тему послания В форме меморандумов сегодня осуществляется от 60 до 80 процентов письменной коммуникации между руководителями и специалистами компаний в экономически развитых странах.

    Справочник  сотрудника представляет собой брошюру, содержащую основную информацию об организации, в которой работает сотрудник. Справочник сотрудника преследует три основные цели:

  • изложить базисные ценности и философию компании, ее долгосрочные и краткосрочные цели;
  • объяснить сотрудникам, что руководство компании ожидает от них и какие обязательства оно берет на себя;
  • предоставить справочную информацию, облегчающую сотрудникам профессиональную и социальную жизнь в компании.

    Внутриорганизационные публикации (многотиражки, газеты, журналы) представляют собой периодические издания, публикующие разнообразные материалы, связанные, а иногда и не связанные с организацией и ее деятельностью. Несмотря на то, что такие публикации адресованы широкой аудитории и не предполагают содержательной обратной связи, они не могут быть действенным средством повышения эффективности использования человеческих ресурсов.

    Электронная коммуникация является наиболее быстро развивающимся организационной  коммуникации, позволяющим увеличить интенсивность информационного обмена в сотни раз. Электронная почта дополняет внутриорганизационные меморандумы такими важными характеристиками, как расширение адресатов (каждый сотрудник организации, имеющий ящик для электронной почты, может получить послание), высокая скорость передачи и обратной связи, снижает организационные издержки на бумагу, почту, курьеров. Электронная почта позволяет практически мгновенно отправить сообщение конкретному получателю или сотне адресатов, которые будет храниться в их персональных компьютерах до тех пор, пока его не прочтут. Некоторые системы электронной почты позволяют рассылать сообщения в различных режимах, переводить их на иностранные языки.

    В то же время использование электронных  средств коммуникации порождает новые проблемы. Во-первых, сокращение прямых контактов между сотрудниками приводит к исчезновению эмоциального аспекта в деловых отношениях, дегуманизации труда, что увеличивает степень стресса и снижает мотивацию сотрудников. Во-вторых, объем информации, который может передаваться с помощью электронной почты, создает угрозу перегруженности сотрудников и в первую очередь руководителей. И, наконец, многие организации сталкиваются с проблемой сохранения конфиденциальности информации при использовании электронных сетей.

    Коммуникативный процесс эффективен в том случае, когда  руководители всех уровней  и рангов осознают, как на их подчиненных  воздействует коммуникативный  процесс, как следует  передавать информацию по нисходящим коммуникациям  и как адекватно реагировать на нее.

    Помимо  обмена по нисходящей, организация нуждается  в коммуникациях  по восходящей. Эти коммуникации, т.е. снизу вверх, выполняют функцию оповещения о том, что делается на низших уровнях.

    Таким путем руководство узнает о текущих или назревающих проблемах и предлагает возможные варианты для исправления положения дел. К примеру, банковский служащий может заметить, что новая ЭВМ иногда заставляет клиента ждать на несколько минут дольше, чем прежде, поскольку машина периодически «занята» или отключается. Служащие могут сделать вывод, что ожидание раздражает некоторых клиентов. Предположим, банк эффективно проинформировал каждого служащего о том, что «обслуживание клиента - первая наша забота». В этом случае служащие готовы сообщить своему непосредственному начальнику о возникшей проблеме. Этот начальник, в свою очередь, должен проинформировать управляющего операциями, а тот - вице-президента по банковским операциям.

    Для повышения эффективности  восходящих коммуникаций используют следующие методы:

  • процедура обжалования, которая позволяет работникам обратиться с жалобой к вышестоящему руководителю в обход своего непосредственного начальника. Данная процедура защищает работника от произвола их непосредственного начальника и поощряет подачу жалоб. В настоящее время в некоторых компаниях создаются специальные комитеты для рассмотрения жалоб;
  • политика открытых дверей, т.е. дверь к руководителю открыта для того, чтобы можно было поделить с ним своими соображениями;
  • консультации, опрос общественного мнения, собеседования с работниками, увольняющимися из организации. Отдел кадров может значительно повысить эффективность восходящих коммуникаций путем не директивных конфиденциальных консультаций, опросов мнения работников, интервью с работниками, увольняющимися из организации;
  • партисипативные методы – принятия решений с участием работников. Во многих исследованиях отмечается, что эти работники испытывают большее удовлетворение от работы, более преданы своей организации и лучше работают, чем те, кто не вовлечен в процесс коммуникации;
  • использование приемов активного слушание – наиболее простого и эффективного способа развития навыков слушания. Руководитель с развития навыков слушания значительно повышает эффективность восходящих коммуникаций.

Заключение

    Коммуникация  – сложное и многогранное явление, представляющее собой необходимое  условие и фундаментальную основу существования человеческого общества и природных сообществ.

    Благодаря моделям коммуникаций можно выделить и охарактеризовать следующие необходимые элементы любого коммуникативного акта: зарождение идеи, кодирование и выбор канала, передача, декодирование, обратная связь.

    Одна  из ключевых проблем коммуникации –  проблема адекватного восприятия передаваемой информации и, следовательно, результативности коммуникации. Сообщение, передаваемое источником получателю, преодолевает многочисленные коммуникативные барьеры. В результате оно может быть принято не полностью, в искаженном виде или не принято вовсе. Факторами, ограничивающими эффективность коммуникации, являются среда (внешние условия) коммуникации, технические средства коммуникации и сам человек как главное действующее лицо коммуникативного акта. В целях повышения эффективности коммуникации следует уделять внимание проблеме коммуникативных барьеров и совершенствованию практических навыков их преодоления.

Информация о работе Анализ каналов передачи информации