Авторитаризм, тоталитаризм, фашизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:14, реферат

Описание работы

Одним из наиболее распространенных в истории типов политических систем является авторитаризм. Авторитаризм (от лат. auctoritas – власть) – система власти, характерная для антидемократических политических режимов. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение меж тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит традиционно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством публичных сфер, в особенности экономики и частной жизни, сохранение частей гражданского общества.

Содержание

Авторитаризм 2
Тоталитаризм 6
Фашизм 9
Список литературы 11

Работа содержит 1 файл

Авторитаризм тоталитаризм фашизм.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

 

Фашизм

       Сегодня в политической науке сложилось двоякое понимание фашизма. Одни ученые понимают под ним конкретные разновидности политических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20-30-х гг. XX века и служивших популистским средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Родоначальником фашизма явился бывший лидер левого крыла итальянских социалистов Б. Муссолини. Его теория, базировавшаяся на элитарных идеях Платона, Гегеля и концепции «органистского государства» (оправдывающего агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовала крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию.

       Характерной разновидностью фашизма был и национал-социализм Гитлера (А. Шикльгрубера). Немецкая версия фашизма отличалась большей долей реакционного иррационализма («германский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом. Использовав идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав некоего мифического народа – «арийской расы». В соответствии с признанием его привилегированности была провозглашена политика поддержки государств «кулътуросозидающих рас» (к настоящим ариям были отнесены немцы, англичане и ряд северных европейских народов), ограничения жизненного пространства для этносов, «поддерживающих культуру» (к ним причисляли славян и жителей некоторых государств Востока и Латинской Америки) и беспощадного уничтожения «культуроразрушающих» народов (негров, евреев, цыган). Здесь государству отводилась уже второстепенная роль, а главное место занимала раса, защита целостности которой оправдывала и предполагала политику экспансионизма, дискриминации и террора. Конкретно-исторические трактовки фашизма позволяют увидеть его политические очертания помимо названных государств также во франкистской Испании, Японии 30-40-х гг. XX века, Португалии при А. Салазаре, Аргентине при президенте Пероне (1943—1955), Греции конца 60-х гг. XX века, в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили.

       Другая  точка зрения интерпретирует фашизм как идеологию, не имеющую определенного идейного содержания и формирующуюся там и тогда, где и когда на первый план в идейных и практических устремлениях политических сил выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора заслоняет задачи захвата и использования власти.

       Таким образом, наиболее предпочтительной идейной  основой для фашизма являлись бы доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп общества. Поэтому от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни коммунистические, ни религиозные и другие идеологии, стоящие на принципах политического переустройства общества, сохраняющего привилегированное положение для «коренного населения», приверженцев «подлинной веры», «гегемона исторического процесса» и предлагающие радикальные средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса.

       Поэтому общество должно крайне внимательно относиться к появлению на политическом рынке идей, стремящихся закрепить чье-либо социальное превосходство в ущерб другим социальным группам и не желающих останавливаться ни перед какой социальной ценой для достижения поставленных целей. Это позволяет своевременно увидеть опасность нарастания насилия, национального милитаризма, вождизма и других черт этой агрессивной идеологии, чреватой разрушением цивилизованного облика общества.

 

Список  литературы

    1. Гинцберт Л.И. Сущность и история фашизма. – М.: Вече, 2004.
    2. Мокшин В.К. Сущность недемократических политических режимов. – Архангельск, Из-во ПГУ, 1999
    3. Нольте Э. Эпоха Фашизма. – Новосибирск, Хронограф, 2001
    4. Рыклин М.Ю. Тоталитаризм: особенности политико-правового режима – М.: Логос, 2002.
    5. Федосова С.И. Авторитаризм и тоталитаризм: сравнительно-правовой анализ. – Тверь, ТвГУ, 2006.

Информация о работе Авторитаризм, тоталитаризм, фашизм