Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 19:23, курсовая работа
Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если четко вычленить в нем черты тоталитаризма и демократии.
Авторитаризм
не оспаривает права на автономное,
разнообразное самовыражение
В обощенном
виде наиболее характерными чертами
авторитарных режимов являются следующие:
— сосредоточение
власти в руках одного человека или
группы. Носителем власти может быть
харизматический лидер, монарх или
военная хунта. Как и при тоталитаризме,
общество отчуждено от власти, отсутствует
механизм ее преемственности. Элита формируется
путем назначения сверху;
— права и
свободы граждан ограничены главным
образом в политической сфере. Законы
преимущественно на стороне государства,
а не личности;
— в обществе
доминирует официальная идеология,
но проявляется терпимость по отношению
к другим идейным течениям, лояльным
к правящему режиму;
— политика монополизируется
властью. Деятельность политических партий
и оппозиции запрещена или ограничена.
Профсоюзы подконтрольны власти;
— государственный
контроль не распространяется на неполитические
сферы — экономику, культуру, религию,
частную жизнь;
— обширный государственный
сектор жестко регламентируется государством.
Как правило, он функционирует в рамках
рыночной экономики и вполне уживается
с частным предпринимательством. Экономика
может быть как высокоэффективной, так
и малоэффективной;
— осуществляется
цензура над средствами массовой
информации, которым разрешается
критика отдельных недостатков государственной
политики при сохранении лояльности по
отношению к системе;
— власть опирается
на силу, достаточную, чтобы в случае
необходимости принудить
— при положительных
результатах деятельности режим может
поддерживаться большинством общества.
Меньшинство борется за переход к демократии.
Гражданское общество может существовать,
но зависит от государства;
— режиму свойственны
унитарные формы государства
с жесткой централизацией власти. Права
национальных меньшинств ограничены.
«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»
Существует множество
аналитических моделей перехода
от недемократических режимов к
демократическим. Наличие большого количества
этих моделей объясняется не только методологическими
разногласиями авторов, но также и многовариативностью
процесса демократизации: все недавние
переходы от недемократических форм правления
в странах Южной Европы или Латинской
Америки, Азии, Африки и бывшего СССР очень
разнообразны, что затрудняет их сведение
к какой-либо единой схеме.
Одна из первых
попыток создания модели перехода от
недемократических режимов к
демократическим была предпринята
Д.Растоу. В качестве необходимых предварительных
условий автор выделяет национальное
единство и национальную идентичность.
Согласно Д.Растоу, демократический переход
включает в себя три фазы: "подготовительная
фаза", отличительной чертой которой
является не плюрализм, а поляризация
политических интересов; "фаза принятия
решения", на которой заключается пакт
или пакты, включающие выработку и осознанное
принятие демократических правил; "фаза
привыкания", когда происходит закрепление
ценностей демократии, а также политических
процедур и институтов.
По мнению Д.Растоу,
важным моментом в осуществлении
процесса демократизации является достижение
компромисса. Кратко автор выделяет
следующую последовательность этапов
при переходе к демократии: "от
национального единства как подосновы
демократизации, через борьбу, компромисс
и привыкание - к демократии".
Другую модель
представили Г.О'Доннел и Ф.Шмиттер,
которые выделили три основные стадии
перехода к демократии:
- либерализация,
которая предполагает процесс
институционализации
- демократизация
- период институционализации
- ресоциализация
граждан, которая предполагает
усвоение ими новых
Модель А.Пшеворского состоит из двух периодов: либерализации и демократизации, делящейся на две стадии - "высвобождения из-под авторитарного режима" и "конституирования демократического правления". Либерализация характеризуется нестабильностью и различной направленностью. Ее результатом становится либо усиление существовавшего ранее авторитарного режима либо переход к первой стадии демократизации. "Высвобождение из-под авторитарного режима" происходит менее болезненно при заключении компромисса между реформаторами (внутри авторитарного блока) и умеренными (внутри оппозиции). Заключительная часть процесса демократизации реализуется путем переговоров. В целом модель А.Пшеворского построена на выделении особой роли характера соотношения политических сил, участвующих в конфликте и достижения согласия.
Все представленные
модели имеют ряд общих достоинств
и недостатков. Можно выделить их
следующие достоинства: во-первых, все
они в той или иной степени
указывают на возможность недемократической
альтернативы развития; во-вторых, все
они акцентируют внимание на том, что важным
условием и содержанием одного из этапов
является согласие элит.
Недостатком этих
конструкций является то, что большинство
из них скорее описывает конкретный
случай демократизации на примере отдельно
взятой страны или небольшой группы стран,
и не представляют собой универсальную
модель перехода от недемократических
форм правления к демократическим.
В связи с
этим в политической науке предпринимаются
попытки создания синтетических (обобщенных)
моделей демократизации, которые обобщают
варианты построения демократии в разных
странах. Одна из таких попыток принадлежит
А.Мельвилю. По его мнению, в наиболее успешных
случаях модель перехода к демократии
подчинялась определенной логике действий
и событий.
Как правило, южноевропейские
и латиноамериканские демократизации
начинались сверху, то есть от правящей
элиты, которая состояла из реформаторов
и консерваторов. Началу реформ сопутствовала
предварительная "либерализация",
которая могла включать в себя сочетание
политических и социальных изменений
- ослабление цензуры в СМИ, восстановление
ряда индивидуальных юридических гарантий,
освобождение большинства политических
заключенных и т.д.
Реформаторы, проводя
реформы постепенно, пытались противостоять
консервативным силам режима. Это вело
к росту общественной напряженности и
обострению конфликтов. Разрешение данного
противоречия происходило не как победа
одной политической силы над другой, а
как "оформление особого рода пакта
между соперничающими сторонами, устанавливающего
"правила игры" на последующих этапах
демократизации и определенные гарантии
для проигравших". Затем следовали учредительные
выборы, в результате которых к власти
приходили не проводившие реформы политики,
а представители оппозиции. Затем происходили
"выборы разочарования", которые
передавали власть в руки выходцев из
старых правящих элит, в целом не стремящихся
к реакционной реставрации старого режима.
Таким образом, происходила институционализация
демократических процедур, которая являлась
основой для построения в будущем консолидированной
демократии.
В этой модели учитывается
то обстоятельство, что "демократический
транзит" совсем необязательно включает
в себя процесс перехода от установления
формально демократических
Тем не менее, синтетические модели демократизации не могут быть признаны универсальными в силу того, что создать модель, включающую в себя все возможные варианты развития событий, невозможно. Так, например, модель А. Мельвиля ориентирована прежде всего на успешный случай демократизации. Эмпирический материал о восточноевропейских моделях перехода от авторитарного режима к демократическому показал, что они имеют ряд существенных отличий от латиноамериканских. Более того, процесс демократизации в разных посткоммунистических странах отличается существенным образом. Так, если ряд стран (Венгрия, Польша и др.) дают нам примеры транзита, во многом соответствующего классическим моделям, то другие (Югославия, Болгария и др.) демонстрируют возможность иного развития: здесь отсутствуют многие "обязательные" условия и элементы "классических" моделей, что обуславливает значительные отклонения в результатах.