Биография Джона Локка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 17:20, биография

Описание работы

Наиболее ярким выразителем антиабсолютических идей в 70-80-е годы XVII в. стал Джон Локк - последний крупнейший политический мыслитель Англии XVII в. Свои политические взгляды и установки Локк обосновывал при помощи философии истории, ядром которой были учения о естественном праве и общественном договоре. По мнению Локка, изначально существовало естественное состояние людей, однако это не была “война всех против всех”, как у Гоббса. В этом состоянии царила взаимная доброжелательность, т.к. каждому хватало плодов земли и воды, и каждый мог накопить достаточную для него собственность. Иначе говоря, частная собственность существовала задолго до установления государственной власти и независимо от ее возникновения. Локк развивал положения, ранее высказанные другими английскими деятелями времен революции середины 17 в.

Работа содержит 1 файл

Доклад Локк.doc

— 31.00 Кб (Скачать)

                                              Джон Локк (1632—1704) 

Наиболее  ярким выразителем антиабсолютических идей в 70-80-е годы XVII в. стал Джон Локк - последний крупнейший политический мыслитель Англии XVII в. Свои политические взгляды и установки Локк обосновывал при помощи философии истории, ядром которой были учения о естественном праве и общественном договоре. По мнению Локка, изначально существовало естественное состояние людей, однако это не была “война всех против всех”, как у Гоббса. В этом состоянии царила взаимная доброжелательность, т.к. каждому хватало плодов земли и воды, и каждый мог накопить достаточную для него собственность. Иначе говоря, частная собственность существовала задолго до установления государственной власти и независимо от ее возникновения. Локк развивал положения, ранее высказанные другими английскими деятелями времен революции середины 17 в.

Локковская конструкция “естественного права” - это прямая декларация “неотчуждаемых прав”, совокупность которых мыслится как основной закон вновь учреждаемого (разумного) общественного строя. Естественное состояние характеризуется Локком как совокупность отношений свободы, равенства и взаимной независимости людей.

Мотивом учения об общественном договоре пронизан “Опыт о веротерпимости” (1667), и он направляется философом против феодально-теократических концепций, что со всей резкостью выражено в “Двух трактатах о государственном правлении”. Обосновывающая учение об общественном договоре теория естественного права содержалась в незавершенном наброске “Опытов о законе природы”. 

Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. 

    Из  анализа соотношения естественного  и общественных состояний в философии истории Локка видно, что в отличие  от Гоббса он считает, что общество сложилось или складывалось до появления государства, государство же призвано не ограничивать социальную свободу и инициативу, а гарантировать их. Верховным сувереном в государстве является не правительство, а нация. Если правительство (правитель) поступает вопреки действующему праву и извращает законы или вообще не считается с ними, например отнимая собственность граждан и произвольно ею распоряжаясь, то подданные вправе расторгнуть соглашение с правительством и, используя право на самозащиту, подняться на насильственную революцию. Именно в этот кратковременный период народ реально использует свой суверенитет.

    В “Трактате о государственном  правлении” Локк формулирует три основных прирожденных права личности, которые индивиды признают друг за другом в “естественном состоянии” и которые затем гарантируются самим государством: это право на жизнь, свободу и собственность. Локк включил личную свободу в состав понятия “собственность гражданина”.

      Строя государство добровольно, прислушиваясь  только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, которые они затем передают государству. О каком-нибудь полном, тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства у Локка нет и речи. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности - окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.

Цель  этого объединения – общее  благо.

Вопрос, считал ли сам Локк как и многие другие представители школы естественного  права общественный договор историческим фактом или просто пользовались им как рационалистической схемой, методом обоснования определенной политической платформы, остается открытым. Второе решение остается более вероятным.

      Локк  предусматривает особый конституционный  механизм, мешающий государству выходить за рамки своих полномочий, становясь тем самым деспотическим. Его важнейшие компоненты – принципы разделения власти и законности. Чтобы не допускать концентрации власти в руках руководства, которое получило бы тем самым возможность обратить к своей выгоде и создания законов и претворения их в жизнь, Локк предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Это один из важнейших принципов Локка, и он оказал большое влияние на последующую политическую мысль и стал одним из главных принципов буржуазной государственности.

В классификации  форм государства Локк придерживался  трехчленной системы (демократия, олигархия  и монархия) не исключая возможность  промежуточных форм, но любую законную форму правления он ставит на почву общественного договора, объявляя ее производной от народного суверенитета, возникающей по доверенности.

Абсолютная  монархия вообще не признавалась им формой гражданского правления.

Учение  Локка  о государстве и праве явилось классическим выражением идеологии раннебуржуазных революций  со всеми ее сильными и слабыми сторонами.

Информация о работе Биография Джона Локка