Биография Мао Цзэдуна

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:53, реферат

Описание работы

Мао Цзэдун (* 26 декабря 1893 – 9 сентября 1976) – китайский политический лидер и теоретик маоизма. Основатель Китайской коммунистической партии (ККП) в 1921, вскоре стал ее лидером.
Организовал Долгий марш 1934-35 и вел освободительную войну 1937-1949, завершившаяся установлением Народной республики и коммунистическим правлением в Китае.
Возглавлял партию и правительство страны к смерти. Его влияние уменьшилось после ряда экономических неудач (1958-1960 «Большой скачок»), но опять стал доминирующим в годы Культурной революции 1961-1969. Адаптировал коммунизм к китайским условиям, что отражено в Маленькой красной книге.

Работа содержит 1 файл

Биография Мао Цзедуна.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

Завершающий этап культурной революции. Последние годы Мао 
 

Мао с президентом США Ричардом Никсоном, 1972 Современная статуя Мао По окончании культурной революции во внешней политике Китая происходит неожиданный поворот. На фоне крайне напряженных отношений с Советским Союзом (особенно после вооруженного конфликта на острове Даманский)Мао внезапно решается на сближение с Соединенными Штатами Америки, против чего резко выступал Линь Бяо, считавшийся официальным преемником Мао. После культурной революции власть его резко возросла, что беспокоит Мао Цзэдуна. Попытки Линь Бяо вести самостоятельную политику заставляют голову окончательно разочароваться в нем, против Линя начинают фабриковать дело. Узнав об этом, Линь Бяо 13 сентября 1971 совершает попытку бегства из страны, но его самолет терпит крушение при невыясненных обстоятельствах. Уже в 1972 г. Китай посещает президент Никсон. 
После гибели Линь Бяо внутриполитическую жизнь Китая почти десятилетие внутрифракционная борьба в КПК. Друг другу противостоят группировка «леваков» (во главе с лидерами культурной революции, так называемой «бандой четырех» – Цзян Цин, Ван Хунвэня, Чжан Чунцяо и Яо Вэньюань) и группировка «прагматиков» (во главе с умеренным Чжоу Эньлаем и реабилитированным Дэн Сяопином ). Мао Цзэдун старается поддерживать равновесие власти между двумя фракциями, допуская, с одной стороны, некоторые послабления в области экономики, но и поддерживая, с другой стороны, массовые кампании леваков, например, «Критику Конфуция и Линь Бяо». Новым преемником Мао стал считаться Хуа Гофэн, преданный маоист, принадлежит к умеренным левым. 
Борьба между двумя фракциями обостряется в 1976 г. после смерти Чжоу Эньлая. Его поминки вылились в массовые народные демонстрации, на которых люди выражают почтение покойному и протестуют против политики левых радикалов. Беспорядки жестоко подавляются, Чжоу Эньлай посмертно клеймится как «каппутист» (то есть сторонник капиталистического пути – ярлык, который использовали во время культурной революции), а Дэн Сяопин отправляется в ссылку. К тому времени Мао уже серьезно болен болезнью Паркинсона и не в состоянии активно вмешиваться в политику. 
После двух тяжелых инфарктов 9 сентября 1976 на 83-м году жизни Мао Цзэдун скончался. На похороны «Великого кормчего» пришло более миллиона человек. Тело покойного забальзамировали по разработанной китайскими учеными методике и выставили для обозрения год после смерти в сооруженном на площади Тяньаньмэнь огромном мавзолее. На начало 2007 года усыпальницу Мао посетило около 158 млн человек. 
Монумент в честь Мао Цзэдуна в Ухане Культ личности Мао Цзэдуна зарождается еще во время Яньаньского периода в начале сороковых годов. Уже тогда на занятиях по изучению теории коммунизма используются главным образом труды Мао. В 1943 году начинают выходить газеты с портретом Мао на передовице, а вскоре «идеи Мао Цзэдуна» становятся официальной программой КПК. После победы коммунистов в гражданской войне плакаты, портреты, а позже и статуи Мао появляются на площадях городов, в кабинетах и даже в квартирах граждан. Однако до гротескных размеров культ Мао был доведен Линь Бяо в середине 1960-х. Тогда впервые опубликован цитатник Мао – «Красная книжечка», ставшая впоследствии Библией культурной революции. В пропагандистских сочинениях, как, например, в поддельном «Дневнике Лэй Фэна», громких лозунгах и пламенных речах культ «вождя» форсировался до абсурда. Толпы молодых людей доводят себя до истерии, выкрикивая здравицы «красному солнцу наших сердец» – «мудрому председателю Мао». Мао Цзэдун становится фигурой, на которой в Китае сосредотачивается практически все. 
После разгрома «Банды четыре» ажиотаж вокруг Мао значительно утихает. Он до сих пор является «галеон фигурой» китайского коммунизма, его до сих пор почитают в городах все еще частично стоят памятники Мао, его изображение украшает китайские банкноты, значки и наклейки. Однако нынешний культ Мао среди рядовых граждан, особенно молодежи, следует скорее отнести к проявлениям современной поп-культуры, а не сознательного преклонение перед мышлением и деяниями этого человека. 
Портрет Мао на вратах Небесного Спокойствия в Пекине Умерев, Мао оставил своим преемникам страну в глубоком, всеобъемлющем кризисе. После «Большого скачка» и культурной революции экономика страны стагнировала, культурное жизнь были разгромлены левыми радикалами. Особенно тяжким наследием режима Мао следует считать искалеченные судьбы десятков миллионов людей во всем Китае, пострадавших от бессмысленных и жестоких кампаний. Только в ходе культурной революции погибло, по некоторым данным, до 20 миллионов человек, еще 100 миллионов так или иначе пострадали в ее ходе. Между тем, по официальной оценке Коммунистической Партии Китая, Мао ошибался лишь на 3 / 10 доли. 
С другой стороны нельзя не признать, что Мао, получив в 1949 году малоразвитую, погрязшую в анархии, коррупции и общей разрухе аграрную страну за малые сроки сделал из нее достаточно мощную, независимую державу, обладающую атомным оружием. В годы его правления процент неграмотности снизился с 80% до 7%, продолжительность жизни увеличилась вдвое, население возросло более чем вдвое, индустриальная продукция более чем в 10 раз. Ему также удалось впервые за несколько десятков лет объединить Китай, восстановив его почти в тех границах, что он имел во времена Империи; избавить его от унизительного диктата иностранных государств, от которого Китай страдал начиная с периода опиумных воин. Кроме этого, даже критики Мао признают в нем блестящего стратега и тактика, каковые способности он доказал во время Китайской Гражданской Войны и Корейской Войны. 
Маоизм (постер, КНР) Идеология маоизма также оказала большое влияние на развитие коммунистических движений во многих странах мира – Красных Кхмеров в Камбодже, Светлого Пути в Перу, революционное движение в Непале, коммунистических движений в США и Европе. Между тем, сам Китай после смерти Мао в своей политике весьма далеко отошел от идей Мао Цзэдуна и коммунистической идеологии вообще. Реформы, начатые Дэн Сяопином в 1979 г. и продолженные его последователями, де-факто сделали экономику Китая капиталистической, с соответствующими последствиями для внутренней и внешней политики. В самом Китае персона Мао оценивается крайне неоднозначно. С одной стороны, большинство населения видит в нем героя Гражданской Войны, сильного правителя, харизматическую личность. Некоторые китайцы старшего возраста ностальгируют по уверенностью в завтрашнем дне, равенством и отсутствием коррупции, существовавшим, по их мнению, в эпоху Мао. С другой стороны, многие люди не могут простить Мао жестокости и ошибок его массовых кампаний, особенно культурной революции. Сегодня в Китае достаточно свободно ведется дискуссия о роли Мао в современной истории страны, публикуются произведения, где политика «Великого кормчего» подвергается резкой критике. 
Несомненно остается, однако, то огромное значение, фигура Мао Цзэдуна имеет не только для китайской, но и для мировой истории. 



Информация о работе Биография Мао Цзэдуна