Деловой конфликт и пути его решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 20:14, реферат

Описание работы

Что такое конфликт, знают все. И у большинства это слово вызывает малоприятные ассоциации. Люди, затевающие конфликт или помимо собственной воли попадающие в него, обычно стремятся поскорее завершить его наилучшим образом для себя. Разрешение конфликтных ситуаций имеет очень большое значение. Считается, что конфликт всегда нежелателен, поскольку наносит ущерб людям, негативно сказывается на результатах совместной работы, ухудшает, а иногда и разрушает деловые взаимоотношения.

Содержание

Введение......................................................................................c. 3
1. Конфликты их типология. Конфликты конструктивные и деструктивные...........................................................................c. 4-5
2. Причины возникновения конфликтов, их структура и динамика....................................................................................c. 6-8
3. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.............c. 9-10
Заключение.................................................................................c. 11
Список литературы....................................................................c. 12

Работа содержит 1 файл

реферат по конфликтологии.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

       Тема 8. Деловой конфликт и методы его разрешения.

                                           Содержание.

     Введение......................................................................................c. 3

    1. Конфликты их типология. Конфликты конструктивные и                    деструктивные...........................................................................c. 4-5

    2. Причины возникновения конфликтов, их структура и динамика....................................................................................c. 6-8

    3. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.............c. 9-10

    Заключение.................................................................................c. 11

    Список  литературы....................................................................c. 12

                                     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                               Введение 

          Что такое конфликт, знают все. И у большинства это слово вызывает малоприятные ассоциации. Люди, затевающие конфликт или помимо собственной воли попадающие в него, обычно стремятся поскорее завершить его наилучшим образом для себя. Разрешение конфликтных ситуаций имеет очень большое значение. Считается,  что конфликт  всегда  нежелателен, поскольку  наносит ущерб людям,  негативно сказывается   на   результатах совместной работы, ухудшает, а иногда и разрушает  деловые  взаимоотношения.

          Классическая точка зрения на конфликт состоит в  том,  что  ему  вообще  нет места.  Но  теперь  признано,  что  определенная  степень  конфликтности   в социальных   отношениях   просто   неизбежна.   У   конфликта   может   быть созидательный или разрушающий результат.  Но человечество за свою историю накопило огромный опыт, как в завязывании, так и в разрешении самых разнообразных конфликтов - от детских ссор до мировых войн. Изучение и обобщение этого опыта привело в двадцатом веке к формированию особой области знаний о конфликтах и способах их урегулирования-конфликтологии. 
 
 

                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.Конфликты, их типология. Конфликты конструктивные и деструктивные.

       Существует огромное количество определений конфликта, но наиболее распространённое из них следующее: 

         конфликт – это отсутствие согласия между двумя или более сторонами. Одна  стороны  пытается навязать свои взгляды и  воспрепятствовать  другой  стороне  сделать  то  же самое. Каждая сторона делает  все,  чтобы  была  принята  ее  точка  зрения, отличная от точки зрения и  целей  другой  стороны.  Зарождение  и  развитие конфликта можно охарактеризовать следующей схемой: 
 

                        Типология конфликтов 

       Если  рассматривать типы конфликтов по причине  возникновения, то  можно выделить три основные разновидности:

       ●Конфликт целей – стороны по-разному оценивают ситуацию.

       ●Конфликт познания – у сторон расходятся взгляды по решаемой проблеме.

       ●Чувственный конфликт – в его основе лежат отношения людей друг с другом. 

       Типы  конфликтов можно разделить и  по участию в них определенного  количества сторон:

       ●Внутриличностный  –  происходит  внутри   человека,   когда   тот   пытается достигнуть  взаимоисключающих целей. Например,  выбор  места  работы   или

       личностных  ценностей.

       ●Межличностный  –  проявляется  как  столкновение  личностей,  находящихся  в оппозиции друг к другу. Такой тип конфликта встречается наиболее часто.

       ●Внутригрупповой – конфликт между частями или  членами  группы  и  личностью. Часто такие конфликты возникают при смене руководства или  появлении  нового

       неформального лидера.

       ●Межгрупповой – противостояние нескольких  групп,  имеющее  профессиональную, социальную или эмоциональную окраску.

       ●Внутриорганизационный - может возникнуть на  почве  неприятия  распределения работ или власти. 
 

         

       Конфликты конструктивные и  деструктивные.

       По  значению для организации конфликты  делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные). Первые приносят пользу делу, вторые - вред. От первых уходить нельзя, от вторых – необходимо.

         К конструктивным конфликтам приводят такие причины как:

                       - недовольство оплатой труда,

       - неблагоприятные условия труда,

       - недостатки в организации труда,

       - неудобный график работы,

       - упущения в технологии,

       - конфликтогенные организационные  структуры

       - низкий уровень трудовой и  исполнительной дисциплины

       Одним словом, недостатки в организации производства и управления.

       Положительное разрешение конструктивного конфликта - это, прежде всего устранение недостатков, причин к нему приведших. А поскольку причины эти объективные, - отражающие несовершенство организации производства и управления, то их устранение означает совершенствование производственного процесса. Поэтому положительное разрешение конструктивных конфликтов идёт на пользу делу. Именно поэтому они и считаются созидательными.

         Следовательно, руководитель не должен уходить от этих конфликтов, а постоянно работать над их разрешением, заниматься устранением причин, приводящим к таким конфликтам.

         Попытка же уйти от решения  этих проблем приводит к их  углублению, к падению авторитета руководителя, возникновению отчуждения между ним и подчиненными, к ухудшению обстановки в коллективе, к конфликтам, к кадровым потерям.

         Деструктивные конфликты порождаются  чаще всего субъективными причинами:

       - неправильные действия руководителя (нарушения служебной этики, трудового законодательства, несправедливая оценка руководителем подчинённых и результатов их труда),

       - неправильные действия подчиненных,

       - неправильные действия и руководителя  и подчинённых.

       Так уж устроены многие из нас, что прежде всего ошибки видим у других, а не у себя. Но руководитель является тем, кому по должности положено помогать подчиненным исправлять их ошибки, хотя зачастую, такое бывает крайне редко. 
 
 
 

       2. Причины возникновения конфликтов их структура и    динамика. 
 

             Присутствие  серьезных  причин  вовсе  не   означает,   что   конфликт произойдет. Обычно он не происходит, если стороны  считают,  что  выгоды  от конфликта  меньше  возможных  затрат  и  потрясений.   Но   когда   конфликт происходит, приходится применять  разные  методы  для  его  разрешения,  что

       обычно  зависит от причины возникновения конфликта.

             Причинами  возникновения   конфликтов  могут   быть   различия   целей, психологическая  несовместимость   партнеров,   недостатки   в   организации переговоров,    неудовлетворительные     коммуникации,    некомпетентность, неполномочность и многое другое. Люди различны, они по-разному  воспринимают

       реальную  ситуацию, что часто  приводит  к  тому,  что  мы  по  определенному поводу не соглашаемся друг с другом. Конфликты возникают не только в  рамках переговоров, но  и  в  любых  деловых  и  личных  контактах.  Как  известно, конфликт  имеет  субъективную  природу,  и  поэтому  необходим  анализ  всей совокупности  факторов,  предопределяющих  его   возникновение.   Существуют неизбежные источники конфликта,  зависимые от  ряда  внутренних  и внешних факторов. Ниже рассмотрены некоторые часто встречающиеся причины  и  подходы к минимизации конфликтов.

           Если конфликт возникает из-за недостатков в общении – непонимания друг друга, то оптимальный метод его решения – разъяснение позиций  сторон.  Люди с  авторитарным  характером,  догматичные  быстрее  вступают   в   конфликт.

       Различия  в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте  снижают уровень  взаимопонимания и сотрудничества.  Плохо организованные   потоки информации тоже  служат  причиной  конфликтов  –  неоднозначность  критериев качества,  неспособность  определить  должностные  обязанности  и   функции, предъявление взаимоисключающих требований.

                             

                           Структура конфликта.

         Конфликт состоит из нескольких важнейших составляющих:

       ■ Конфликтующие стороны. В конфликте участвуют как минимум 2 конфликтующие стороны (конфликанты)- отдельные индивиды или целые группы. Кроме того, могут быть замешаны и другие участники – сочувствующие, провокаторы, примирители, невинные жертвы.

       ■ Зона разногласий. Конфликт возникает только тогда, когда есть зона разногласий - предмет спора, факт или вопрос вызвавший разногласия.

       ■ Представления о ситуации. Каждый из участников конфликта составляет своё представление о ситуации, сложившейся в зоне разногласий и охватывающей все связанные с ней обстоятельства.

       ■ Мотивы – стремления, побуждения к действиям, направленным на реализацию его установок, потребностей и т. д.  Мотивы могут быть как осознанными, так и неосознанными.

       ■ Действия. В столкновении, направленных против друг друга действий и противодействий, собственно говоря, и заключается протекание конфликта. Действия каждой стороны мешают другой стороне достичь своей цели.

                             

                               Динамика конфликта

         В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий. Эти стадии не являются обязательными – возможно, что какие-то из них в ходе конфликта проскакиваются. По-разному складывается продолжительность стадий. Но последовательность их в любых конфликтах одна и та же.

       1. Предконфликтная ситуация-положение дел накануне конфликта. Иногда оно может быть совершенно благополучным, и конфликт тогда начинается внезапно под воздействием внешнего, случайно вторгнувшегося в эту ситуацию фактора (например, в комнату неожиданно зашёл совершенно посторонний человек и устроил скандал). Но чаще всего на этой стадии уже существуют предпосылки для конфликта.

       2. Инцидент-первая стычка конфликантов. Он выступает как завязка конфликта. Конфликт, начавшийся с инцидента, может вместе с ним и закончиться (конфликтанты расстаются или происходит гибель одной из сторон).

       3. Эскалация от латинского-лестница, в этой фазе конфликт шагает по ступенькам. Эскалация может быть непрерывной-с постоянно возрастающей степенью напряжённости отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликанты, и волнообразной, когда напряжённость то усиливается, то спадает. Кроме того эскалация может быть крутой, быстро вздымляющейся до крайне редких проявлений враждебности, и вялой, медленно разгорающейся.

       4. Кульминация - верхняя точка эскалации. Она обычно выражается в каком-то взрывном эпизоде. При кульминации конфликт достигает такого накала, что обеим, или по крайней мере одной из сторон, становится ясно что продолжать его больше не следует.

       5. Завершение конфликта. Сравнивают цену конфликта и цену выхода из него, взвешивают шансы на победу, тем самым решают, стоит ли вообще продолжать конфликт.

Информация о работе Деловой конфликт и пути его решения