Демократический политический режим

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 22:37, доклад

Описание работы

Демократический политический режим. В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии было дано американским президентом А. Линкольном - правление народа, избранное народом и для народа.

Работа содержит 1 файл

полит режимы.docx

— 16.77 Кб (Скачать)

  Демократический  политический режим. В переводе  с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии было дано американским президентом А. Линкольном - правление народа, избранное народом и для народа.

  Современная  демократия включает в себя  совокупность демократических институтов, процедур и ценностей, обеспечивающих  устойчивость политической системы.

  Основные признаки, характеризующие демократический  режим:

  1. Суверенитет  народа - признание этого принципа  означает, что народ является  источником власти, именно он  выбирает своих представителей  власти и периодически их сменяет.

  2. Периодическая  выборность основных органов  власти позволяет обеспечить  четкий легитимный механизм преемственности  власти. Государственная власть  рождается из честных демократических  выборов, а не посредством военных  переворотов и заговоров. Власть  выбирается на определенный и  ограниченный срок.

  3. Всеобщее, равное  и тайное избирательное право.  Выборы предполагают наличие  реальной соревновательности различных кандидатов, альтернативность выбора, реализацию принципа: один гражданин - один голос.

  4. Конституция,  закрепляющая приоритет прав  личности над государством и  обеспечивающая одобренный гражданами  механизм разрешения споров между  личностью и государством.

  5. Принцип разделения  властей (на законодательную, исполнительную и судебную) в построении государственного аппарата.

  6. Наличие развитой  системы представительства (парламентаризма).

  7. Гарантия основных  прав человека.

  8. Политический  плюрализм (от лат. pluralie - множественный), позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.

  9. Свобода выражения  политических суждений (идеологический  плюрализм) и свобода формирования  ассоциаций, движений дополняется  многообразием различных источников  получения информации, независимыми  СМИ.

  10. Демократическая  процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование  и др. Решения принимаются большинством  при уважении права меньшинства  проявлять несогласие. Меньшинство  (оппозиция) имеет право выступать  с критикой в адрес правящей  власти и выдвигать альтернативные  программы.

  11. Разрешение  конфликтов мирным путем.

  Основные формы  демократии

  В зависимости  от форм участия народа в  осуществлении власти выделяют  прямую, плебисцитарную и представительную  демократию. 

  В прямой демократии  между волей народа и ею  воплощением в решения нет  опосредующих звеньев - народ  сам участвует в обсуждении  и принятии решений. Прямая  демократия сегодня используется  в организациях и небольших  сообществах (городах, общинах)  как самоуправление. Распространенность  прямой демократии ограничивается  территориальным фактором и зависит  от того, насколько децентрализован  процесс принятия решений. Другой  формой прямой демократии являются  сам процесс голосования, в  ходе которых осуществляется  прямое волеизъявление народа  в отношении своих представителей  в органы государственной власти.

  Плебисцитарная  демократия является другим каналом  выражения воли народа. Ряд исследователей рассматривает ее как разновидность прямой демократии и не выделяет ее в отдельную группу. Эта форма демократии представляет собой голосование народа по важнейшим государственным вопросам, по проектам законов и других решений через референдум, иногда называемый плебисцитом, что в дословном переводе - народное решение. Референдумы бывают разных видов. Одни из них представляют своеобразный опрос мнения, по которому законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты (в марте 1991 г. был проведен Всесоюзный референдум по поводу сохранения СССР в обновленном виде; в апреле 1991 г.- Российский референдум, в ходе которого голосовавшие поддержали политику президента Б.Н. Ельцина). Результаты референдумов другого рода имеют значение закона. С их помощью утверждаются конституции (или поправки к ней), проекты законов. В декабре 1993 г. был одобрен проект новой Конституции России, что обеспечило ее легитимность.

  В представительной (репрезентативной) демократии воля  народа выражается не прямо,  а через институт посредников,  поэтому ее еще называют делегируемой  демократией. Депутаты, политические  лидеры, получив "мандат доверия"  от народа, должны воплотить эту  волю в принимаемых законах  и решениях. Между народными представителями  и теми, кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные  на полномочиях и доверии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Демократический режим

Демократия (от гр. demos – народ и kratos – власть) – народовластие – одна из основных форм устройства любой организации, основанная на равноправном участии ее членов в управлении и на принятии в ней решений по большинству голосов. С момента своего возникновения демократия связана с государством, а значит, с принуждением и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Демократический режим  характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим  ему оказывать влияние на государственное  управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она  опирается на широкую социальную базу.

Перечислим характерные  черты демократического режима.

Суверенитет народа. Народ выбирает своих представителей в органы власти и может периодически менять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под «соревновательностью» понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свои кандидатуры. Выборы не являются соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие ее лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может повлиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже будет назвать честными.

Периодическая выборность основных органов государства. Правительство  «рождается» из выборов на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить  выборы, необходимо, чтобы она опиралась  на выборное правительство. В Латинской  Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, так  как наиболее распространенный способ смещения президента в них – военный  переворот, а не выборы.

Демократия защищает права отдельных личностей и  меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, – это необходимое условие  демократии, однако отнюдь не достаточное. Сочетание правления большинства  и защиты прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении  меньшинства применяются дискриминационные  меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности  выборов и смены законно избранного правительства.

Равенство прав граждан  на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения  своей воли, свобода мнений, право  каждого гражданина на информацию и  на участие в конкурентной борьбе за руководящие посты в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в  управлении, кто и как непосредственно  выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно  участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система  может иметь практический смысл  только при относительно небольшом  числе людей, например, в общинных или племенных советах или  в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться  в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решений путем  консенсуса или большинством голосов. Так, в Древних Афинах – самом  первом в мире демократическом государстве  – прямая демократия осуществлялась с помощью собраний, в которых  участвовало 5–6 тыс. чел.

Важным каналом  участия граждан в осуществлении  власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией  состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Например, во время референдума гражданам посредством голосования предоставляется право одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического  участия является представительная демократия. Ее суть в том, что граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы при принятии политических решений, принятии законов и проведении в  жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они  ни были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

Информация о работе Демократический политический режим