Демократия и управленческая коррупция

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 16:30, статья

Описание работы

Проявлению коррупции в управлении способствуют различные факторы. Для борьбы с этим негативным экономическим, социальным и политическим проявлением, прежде всего надо выявить, причины, способствующие для его появления. Изучение и анализ причин появления коррупции в управлении способствуют в борьбе и предупреждении этого зла. В этом деле государство и правительственные структуры должны предпринимать действенные меры, конечно с учетом демократических принципов.

Работа содержит 1 файл

статья Акбари _корректир. пос.doc

— 65.50 Кб (Скачать)

                                   Бехном Акбари

                                                                  соискатель Института философии,

                                                        политологии и права АН РТ

 

Демократия  и управленческая коррупция (то таъкиб ба ҷурми ихтилос)

 

Демократия происходит из латинского языка, означает народовластие  и состоит из двух слов Demos –народ, Cratos – власть.1  Древние греки  считали, что власть должна принадлежать народу и были уверены, что наилучшее правление будет тогда, когда лица, имеющие статус граждан имеют реальную возможность участвовать в процессе политического управления.2

Древнегреческую демократию можно признать как выдающийся  пример демократии. Долго не зацикливаясь в ней хотим только сказать об особенностях древнегреческой демократии и современной демократии.

Древнегреческая демократия на самом деле была демократией  меньшинства.3 Так как в то время небольшая часть из жителей считались гражданами, и в связи с этим можем уверенно сказать, что такая демократия не вполне соответствует понятию демократия.

Древнегреческая демократия осуществлялась непосредственно, о выборе представителей не было и речи. Современная демократия наоборот осуществляется посредством представителей, для управления государством выбирают представителей.

Теперь, кратко ознакомившись с видами демократии, условия подлинной демократии изложим в следующем контексте, потому что если при демократии не будут соблюдаться эти условия, тогда существует большая вероятность столкнуться с различными негативными проявлениями. Тогда ( может Когда) под маской народовластия авторитаризм и тирания навязывается народу.4     

Эти условия: равенство всех перед законом, права объединяться, обеспечение прав и свобод граждан, разделения власти на самостоятельные ветви, выборность высшей государственной должности, временное ограничение занятия политических должностей. 

Если не соблюдается хотя бы минимум этих условий, тогда появляется благоприятная почва для коррупции, в том числе для коррупции в государственном управлении. Какая существует связь между коррупцией в государственном управлении и демократией? На самом ли деле эти два понятия взаимосвязаны? Постараемся, далее ответить на эти и похожие вопросы. Чтобы лучше ответить на эти вопроси, рассмотрим три особенности демократии.

Демократия  и коррупция в государственном управлении. Многие из исследователей считают, что между коррупцией в государственном управлении и демократией существует взаимосвязь. В том смысле, что насколько демократичнее общество тем меньше коррупция.5  

В продолжении мы будем разъяснять теорию связи демократических условий и коррупции в государственном управлении.

В целом, по методу осуществления разделяют три вида  власти:  демократическая, аристократическая и олигархическая,   демократическая власть считается наилучшей.6 Свобода также является одним из основных признаков демократии, потому что существование свободы способствует моральному совершенствованию и развитию общества, которое укрепляет связь личности с государством. 7   

Теперь посмотрим, какая существует связь между свободой, как одного из основных признаков демократии и коррупции в государственном управлении? Конкретизация этой связи требует точного понимания понятия свободы в контексте демократии. Не следует понимать свободу только как право на участие в управлении государства непосредственно или через представителей. Свобода более широкое понятие, которое охватывает свободу волеизъявления, приверженности, передвижения и т.д.8

В обществе, где существует свобода волеизъявления в различных формах, народ и партии свободны в волеизъявлении, растет официальный надзор над властью, и люди без страха за высказывание своего мнения о власти, волею и неволе действуют как надзорные инстанции, и реально контролирую власти имущих. Это само собой послужит причиной того, что власти имущие всегда ощущают этот надзор и меньше подаются соблазнам совершения коррупционных деяний,  в том числе присвоению вверенного им имущества и денег.

Разделение  власти на отдельные  ветви послужит основой для внутреннего надзора как отмечает Ш.Л. Монтескье «Власть надзирает над властью»9 Если не разделят власть на отдельные ветви, то вся власть останется в руках  одного человека или одной группы и народовластие теряет смысл, и это приведет к коррупции во власти.

Независимость должностей и их обособленность служит началом причинения барьеров в объединении должностей в руках одной определенной группы.   Это обособленность может по двум причинам послужить как фактор снижения коррупции в государственном управлении. Первое - распределение должностей, второе - форма распределения властных полномочий, и эти два фактора являются основой внутреннего контроля.

Изучение примеров демократии показывает, что  существует непосредственная связь между моделью власти и коррупцией в государственном управлении. Другими словами, насколько сильно развита политическая модель власти, настолько меньше коррупции.

Приведенное свидетельствует  о том, что существует положительная связь уровня слоев общества к развитию, укрепления народовластия и коррупции.10 

То есть, чем развитее общество, тем оно больше придерживается принципов народовластия и как последствие этого - низкий уровень коррупции.  К сожалению, в некоторых развивающихся странах все еще авторитарные режимы и диктаторы только копируют демократические институты,  а в реальности мы видим в них другой вид диктатуры – однопартийный режим.

При многопартийной системе, партия власти под давлением  свободной прессы и политической конкуренции вынуждена бороться с коррупцией во властных структурах. Тогда как для однопартийной системы не существует такое ограничение. С одной стороны отсутствует свободная пресса, с другой стороны не существуют политические конкуренты. В связи с этим, политические затраты многопартийной и однопартийной системы разнятся. На основании этого уровень коррупции во власти  в многопартийной и однопартийной системе отличаются.  Политические партии являются одним из основных элементов демократических обществ. Активно участвуя в политической жизни государства, этим они способствуют снижению уровня коррупции.11

Партии в демократическом обществе выполняют следующие обязанности: одобрение политической жизни, выбор политиков, формирование требований граждан и помощь в формировании государственной политики.

 Партии можно сравнить с ножом с двойным лезвием, если коррупция узаконится, они должны найти новые воздействия путем представления вознаграждений тем, кто подключаются к политическим играм и наоборот, воздействуя порицанием на тех, кто не хотят подключиться к политике, узаконив коррупционные системы.12

В большинстве случаев  государства с однопартийной  системой,   особенно в развивающих странах проявляют беспечность в отношении проявления и распространения коррупции.13 

В основном власть в однопартийных системах, наравне с усилиями для достижения национальных целей, старается, обеспечить экономические интересы своих членов и сторонников.  Практика показывает, что даже политические режимы, которые с революционными целями и борьбой с несправедливостью и неравенством начинают свою власть, через определенное время обнаруживаются их эконмические и монополистические интересы.14

Главы режима ставят себе в задачу защиту групп, от которых зависимы, используя свою власть насколько возможно и законно, представляют экономические привилегии лицам и группам из числа своих сторонников. 

В некоторых  других странах с однопартийной  системой политическая власть разделена  между несколькими влиятельными лицами или такой небольшой группой, такая система называется олигархической.15

В олигархической системе,  состав правителей на самом  деле государством в государстве, внутри которого существует разделение власти.16 Целю олигархов, является использование политической власти для завоевания большинства олигархических экономических источников. Политические и исполнительные должности также распределяются с учетом влияния и авторитета между членами группы. Олигархическая власть  создаёт благоприятную почву для развития коррупции в высших эшелонах власти. С одной стороны, власть должна бороться с коррупцией, но в структурах власти ни кто не имеет абсолютную  политическую власть, чтобы бороться с остальными. В итоге самое влиятельное лицо или группировка, которая находится при власти, начинает злоупотреблять политической властью для приобретения наибольших материальных благ. В вопросе связи политического режима с коррупцией обращает внимание, то, что политический режим превращает национальные идеи и чаяния в руководства для действий.17    

Правительства, которые наравне со своей законностью подчеркивают свое соответствие морально-нравственным нормам, считают себя стражами морально-нравственных ценностей общества, упорно скрывают нравы и поведение своих ответственных лиц, чтобы сохранить их репутацию.18

Обычно когда  раскрывается некомпетентность или связь кого-то из ответственных лиц политического режима в коррупции, то он тайно подвергнется порицанию, вместо исключения его из  государственной службы его переведут на другую работу, это само собой приводит к распространению коррупции во все властные структуры.  

Родственные отношения  и кумовство между сотрудниками отдельных структур власти создают  благоприятную атмосферу для  развития таких негативных явлений.

Модель управления государством и стиль построения исполнительной политики непосредственно повлияет на уровень коррупции в государственных структурах.    

Бесспорно, основанный на демократии и народовластии с точки зрения политической структуры, модель управления не даст разрастаться коррупции в государственном управлении. 

Если эта модель применена правильно и полно и действительно происходит из народа, опираясь на закон, то тогда уровень коррупции в таком обществе минимален.

Естественно нельзя утверждать, что такому обществу удастся искоренить коррупцию, но смело можно сказать, что демократия с его положительными особенностями способствует для снижения уровня коррупции в государственном управлении.    

Аннотация

Проявлению коррупции в управлении способствуют различные факторы. Для борьбы с этим негативным экономическим, социальным и политическим проявлением,  прежде всего надо выявить, причины, способствующие для его появления.  Изучение и анализ причин появления коррупции в управлении способствуют в борьбе и предупреждении этого зла. В этом деле  государство и правительственные структуры должны предпринимать действенные меры, конечно с учетом демократических принципов.

Annotation. 
Manifestation of corruption in the administration promotes a variety factors. To combat this negative economic, social and political manifestation, we must first identify the causes that contribute to its occurrence. Study and analysis of the causes of corruption in the administration promotes to the prevention and fight this evil. In this case, the State and government agencies should take effective measures, taking into account the course of democratic principles.

Ключевые  слова:  управленческая коррупция, специальность, демократия, юридические правила.

 

 

 

 

  1. Кози А. Средства основного права. Тегеран: «Мизон», 1382.
  2. Кози А. Государственное право и политические институты. Третье издание. Тегеран, 1372.
  3. Мадани Саид Джалаладдин. Собрание государственного права. Тегеран: «Пайдор», 1382.
  4. Монтескье Ш. О духе законов/ Перевод Алиакбари Мухтади. Тегеран, 1349.
  5. Рабеи А. Да здравствует коррупция // Политическое обществоведение и коррупция в странах третьего мира. Тегеран: Министерство культуры и исламского воспитания, 1383.
  6. Кулипур Р. Анализ справедливой власти и коррупции в государственном управлении// Культура управления, 1384г.  №10.
  7. Фарухсиришт Б. Первое действенное исследование коррупции в государственном управлении. Тегеран: 1383
  8. Халафхони М. Исследование связи между общественным капиталом и коррупцией // «Рахбурд», Тегеран 1388, №53
  9. Сомити С. Демократическое право. Тегеран: «Мизон», 1380
  10. Фархадинажад М. Сопоставительное исследование коррупции в развитых и развивающих странах //Кавли идори, Тегеран 1382, №4
  11. Mocan – MN. What determines corruption?// International evidence from micro NBER working paper No,146 April, cambrindaye. MA, NBER 2007.
  12.   Dellaporta, Donatella: UNESCO Covier, 1997.

 

1 Кози А. Средства основного права Тегеран «Мизон» 1382. С.114

2 Там же. С.115

3 Там же. С.116

4 Там же. С.214

5 Mocan – MN? What determines corruption? International evidence from micro NBER working paper no, 146 April, cambrindaye. MA, NBER

6 Сомити С. Демократическое право. Тегеран. Мизон 1380 г. С.18

7 Сомити С. там же. С.90

8 Xin and Rudel, t.r (2004) The concett polihal

9 Монтескье Ш.Л. О дух законов/ Перевод Алиакбари Мухтади. Тегеран 1349 С.94

10 Фархадинажад М. Сопоставительное исследование коррупции в развитых и развивающих странах// Кавли идори. Тегеран 1382, №4 С.43

11 Халафхони М. Исследование связи между общественным капиталом и коррупцией // Рахбурд, Тегеран, 1388 г. №53

Информация о работе Демократия и управленческая коррупция