Демократия, понятие и виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:19, реферат

Описание работы

Демократия как политическое понятие имеет множество значений и толкований в современной литературе. К демократии веками стремились прогрессивные общественные силы во имя создания справедливого государственного устройства, которое бы обеспечивало свободное бытие каждому человеку в обществе. Однако и в наше время трудно назвать иное политическое явление, которое бы вызывало такую острую борьбу во многих странах мира, как демократия, и было бы объектом самых разнообразных изысканий, политических экспериментов и спекуляций.
Процесс развития и становления демократии длителен, многообразен и противоречив. Он не завершился и поныне. Ни одна политическая система в мире пока не воплощает в себе идеалы демократии, а представляет лишь результат “многоступенчатого, продолжающегося исторического процесса”.

Содержание

Введение.
Понятие “демократия”.
Виды демократии.

Работа содержит 1 файл

Реферат.Демократия..docx

— 36.60 Кб (Скачать)

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ  ДЕМОКРАТИЯ.

 

           Форма политической организации социалистического  общества  в  представлении теоретиков левых некоммунистических сил Запада (социал-демократов и неомарксистов), а также некоторых коммунистов в коммунистических  партиях Западной и Восточной Европы. Согласно концепции социалистической демократии, демократия  в социалистическом обществе  должна распространяться не только на сферу политики (как при буржуазной демократии), но и на экономику, работу, культуру. Это станет возможным благодаря установлению общественной собственности на  все или большую часть средств производства, что позволит преодолеть ограничения демократии, связанные с частной собственностью и злоупотреблениями собственниками своей властью.    Социалистическая демократия является  не отрицанием  буржуазной демократии, но ее расширением и распространением  на  все сферы человеческой  деятельности, что позволит предоставить людям качественно большую свободу, чем та, которую предоставляет буржуазная демократия в условиях капитализма.

     Сторонники  этой концепции критиковали  “реальный  социализм”  в СССР  и  других коммунистических странах, указывая на дефицит в них демократии, на тоталитарный характер  их  политических систем.  По мнению сторонников социалистической демократии, современное общество  станет подлинно социалистическим лишь после дополнения его демократией, т. е. прежде всего после ликвидации монополии на власть коммунистической партии   и  установления политического  и  идеологического  плюрализма. 

     Так, австромарксист О. Бауэр писал в 1936 году, что противоречие между демократическим социализмом Запада  и революционным социализмом Востока “будет устранено в тот день, когда современная диктатура  станет на путь своего  решительного  преобразования  в  социалистическую демократию”.  Это преобразование, по Бауэру, предлагало демократизацию современного  государства и экономики, установление контроля трудящихся  над бюрократией, ее доходами привилегиями.  К преобразованию современного тоталитаризма в систему социалистической  демократии   социал-демократические лидеры и идеологи  признавали и позднее.    Эта концепция социалистической  демократии  была  воспринята  реформистскими  коммунистами  (в современной терминологии – “правыми ревизионистами”) в  Восточной  Европе после смерти  Сталина  в  1953 году и разоблачения его преступлений  в  1956 году.  В 1968 году она активно использовалась  сторонниками  демократического  социализма  в  Чехословакии. Так, известный деятель “пражской весны” философ  И. Свитак считал необходимой замену тоталитарной диктатуры социалистической демократией без отказа  от социалистических  завоеваний, в особенности – от общественной собственности на средства производства. Чехословацкие реформисты полагали, что диктатура пролетариата,  являющаяся  не демократией, но  неизбежной на первой стадии  строительства  социализма, в ЧССР выполнила свою историческую задачу, поэтому актуальным стал переход ко второй стадии социализма – всенародной демократии или  социалистической демократии (очевидно отличие этой концепции от официальной советской трактовки, фактически ставившей знак равенства между социальной демократией и диктатурой пролетариата).  Социалистическая демократия, по мнению М. Йодла, М. Кусы, И. Свитака и других реформаторов, предполагала политический и идеологический плюрализм,  право на оппозицию, отделение коммунистической партии  Чехословакии от государства. Близкие к этим идеям концепции социалистической демократии на Западе развивали коммунистические теоретики Э. Фишер (исключен из компартии Австрии в 1969 году) и Р. Гароди (исключен из Французской компартии в 1970 году), впоследствии – еврокоммунисты. 

       

А так же и  другие виды демократии:

     КОЛЛЕКТИВИСТСКИЕ  ДЕМОКРАТИИ.

 

     Они известны также под названием  Народные демократии, напротив, исходят  из того, что именно народ как  целостность, а не отдельные индивиды или группы людей  обладает неделимым  и неотчуждаемом правом устанавливать  законы и определять деятельность правительства. Коллективистские демократии, так или  иначе, признают приоритет народа или  отождествляемого с ним крупного социального субъекта (например, рабочего класса, коренной этнической общности) в  выражении общей воли и осуществлении  власти.  Такие демократии фактически исходят из однородности народа как  социального субъекта, непогрешимости его воли, и поэтому они абсолютизируют принцип подчинения меньшинства  большинству, а также отрицают автономию  личности. Попытки осуществить коллективистскую демократию в “чистом” виде приводили  на деле к правлению от имени “народа” узкой группы лиц, к подавлению политических прав и гражданских свобод,  к  жестоким репрессиям против инакомыслия. Опыт их реализации в ряде стран показывает, что власть народа не может быть реальной без одновременного признания и институционально-правового закрепления личности в качестве важнейшего субъекта политики.

     ПРОЦЕДУРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ.

 

     Комплекс  политической технологии, обеспечивающий существование и развитие демократических  институтов, избирательного процесса (нормирование, избирательные законы, правила документирования и т. д.), процедурные правила работы государственных  и иных учреждений, нормы и условия  их  взаимодействия, регламент производственных процедур – совещаний, отчетов, запросов, взаимоотношений между учреждениями и внутри них.  Процедурная демократия – это организационная форма  демократии. При отсутствии или недостатках  содержательных устоев демократического процесса  процедурная  демократия оказывается его главной  дисциплинирующей  основой, выполняя функции кодекса  поведения  граждан демократического общества.

     ПЛЕБИСЦИТАРНАЯ  ДЕМОКРАТИЯ.

 

     (от  лат. plebs – простой народ и scitum – решение; plebiscitum – решение народа; плебисцит – всенародное голосование).

     В истории социально-политической мысли  концепция плебисцитарной демократии прочно связана с именем М. Вебера, хотя с некоторыми допущениями черты  плебисцитарной демократии могут быть обнаружены в политической истории  древнегреческих полисов. Смысл  концепции плебисцитарной демократии в его теоретических изысканиях раскрывается логикой теории бюрократии. Для Вебера была очевидна внутренняя взаимосвязь процессов возрастания  роли бюрократии и  распространения  институтов  современной демократии, принципов свободы, равенства и  представительного правления. Самостоятельно положить предел бесконтрольной власти бюрократии народ, избиратели, включенные в рутину регулярных  демократических выборов, не в состоянии. Необходим разрыв, придание системе  нового качества, прекращение “произвола политических клик”,  что, по мысли Вебера, возможно только при условии прихода харизматического лидера, которого народ путем плебисцита наделяет самыми широкими властными полномочиями  вплоть до приостановки действия нормативных актов законодательной власти и роспуска парламента.

     Таким образом, в концепции Вебера плебисцитарная демократия – один из основных, а  в определенных условиях  единственный инструмент демократизации, средство решить авторитарными методами те проблемы, перед которыми оказывается бессильна  “формальная”  демократия, переходный этап к демократическому принципу легитимности посредством харизматического господства. Однако практика современного авторитаризма  и  тоталитаризма опровергала  убежденность Вебера во временном, переходном  характере этапа харизматического лидерства, закономерной эволюции авторитарных институтов в демократии, неизбежности усиления роли представительной ветви  власти. В руках лидеров авторитарного  и тоталитарного толка плебисцит  может стать средством укрепления системы личной власти, устранение политических соперников и подавления оппозиции, методом решения стоящих  перед режимом проблем в обход  парламента, политических партий и  иных демократических институтов.

СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ.

 

      Современная демократия это представительство  интересов, а не сословий. Как участники  политической жизни, все граждане в  демократическом государстве равны. С точки зрения договорной теории происхождения государства равенство  политических и гражданских прав объясняется тем, что каждый из вступивших в договор индивидов считал других его участников равными себе, и  только на таких условиях мог быть заключен договор, признаваемый всеми.

      Равенство это двоякого рода равенство перед  законом и равенство политических прав. Не случайно богиню правосудия- Фемиду изображают в виде женщины с весами в руках и повязкой на глазах- символами беспристрастности богини, объективности правосудия. Равенство политических прав предполагает, что каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным; на всех в равной мере распространяются свобода слова, печати, собраний, митингов и другие права закрепляемые законом.

  Теории естественного права и общественного договора составили основу доктрины классического либерализма - идейно- политического течения, главными требованиями которого стали свобода предпринимательства и обеспечения основных политических свобод. Многие идеи классического либерализма нашли отражение в утвердившихся в демократических странах принципах политического устройства. Именно поэтому поэтому современную демократию называют либеральной демократией, хотя в ее развитии немалая роль принадлежит и консерваторам и социал- демократам. Современное демократическое государство понимается как государство правовое, в котором на практике осуществлен принцип разделения властей и защищены права и свободы граждан. Основные принципы государственного устройства, важнейшие права и свободы закреплены в конституции- основном законе государства. 
 

      В демократических государствах действует  принцип конституционализма, согласно которому конституция обладает высшей юридической силой по отношению  ко всем

правовым  нормам. Для того чтобы этот принцип  осуществлялся на практике, создан институт конституционного надзора. В  европейских странах конституционный  надзор может осуществлять специально создаваемый Конституционный суд; в США, Канаде и некоторых других странах вопрос о соответствии правовой нормы конституции вправе поставить  любой суд, а окончательное решение  по этому вопросу выносит высшая судебная инстанция страны.

      Занимающая  важнейшее место в договорной теории происхождения государства  идея народного суверенитета в либеральной  демократии нашла воплощение в таких  принципах, как парламентаризм и  выборность, сменяемость органов  власти, их ответственность перед  обществом, перед избирателями.

      Понятие “парламентаризм” применяется к  системе государственного устройства, при которой парламент занимает центральное место в политическом управлении и только он имеет право  принимать законы. На парламентских  выборах, на выборах в центральные  и местные органы власти избиратели голосуют за кандидатов, выдвигаемых  политическими партиями. В современном  обществе партии стали неотъемлемой частью демократической политической системы. Между тем возникновение  партий не отвечало представлениям большинства  сторонников теории естественного  права и общественного договора о политическом строе демократии. Они полагали, что цель разумно  устроенного общества состоит в  достижении наибольшего блага для  наибольшего числа граждан и  потому противоречия между интересами общества и отдельного человека или  социальной группы не существует, а  значит, и нет основы для возникновения  нескольких партий. Исторический опыт показал, что в демократическом обществе различие социальных интересов сохраняется, потому-то политическая практика демократических стран и создала механизм выявления, защиты и согласования интересов основных социальных групп, центральным звеном которого стали политические партии.

      Партии  возникают в связи с необходимостью вести избирательную борьбу в  условиях быстрого увеличения числа  граждан, получающих право голоса, и  установления

практики  регулярного проведения выборов. Свою роль организатора избирательного процесса партии сохранили и до настоящего времени. Наряду с этим постепенно определилась и их основная в демократическом  обществе роль инструмента связи  гражданского общества и государства.

      Согласно  законам и политической традиции в демократическом обществе, партии должны бороться за власть и за политическое влияние легальными парламентскими методами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Использованная  литература: 

    1.Учебное пособие для 10-11 классов “Введение в политологию”,

    издание 2-е, 1995г.

    2.Конституция Российской Федерации, 1993г.

    3.Учебное пособие для средних общеобразовательных школ, лицеев и гимназий “Демократия: государство и общество”.

    4.Под редакцией Г. Ю. Семигина  “Политическая Энциклопедия”  I  том        Москва 1999г.  изд. “Мысль”.

    5.В.  П. Пугачев, А.  И. Соловьев  “Введение  в политологию   Москва 1996г. изд.  “Аспект пресс”.

    6.К.  С. Гаджиев “Введение  в политическую  теорию”     Москва 2000г. изд.  “Логос”.

    7.Р.  Даль “О демократии”      Москва 2000г.  изд. “Аспект пресс”.

    8.А.  И. Соловьев “Политология”  Москва 2000г. изд.  “Аспект пресс”.

    9.В.  А. Мельник “Политология”  Минск 1996г. изд.  “Высшая школа”. 
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Демократия, понятие и виды