Демократия: сущность, разнообразие форм

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 13:31, контрольная работа

Описание работы

Демократия выступает способом обеспечения активного участия народных масс в деятельности организаций, движений, партий и государства и поэтому является субъектом политики. Вот почему в XX веке слово "демократия" стало, пожалуй, самым популярным у народов и политиков всего мира. Сегодня нет ни одного влиятельного политического движения, которое не претендовало бы на осуществление демократии, не использовало этот термин в своих, часто далеких от подлинной демократии целей

Работа содержит 1 файл

Демократия. Сущность, разнообразие форм..doc

— 77.00 Кб (Скачать)

      3. Важной предпосылкой демократии является социальный плюрализм. Он означает многообразие социального состава населения в лице четко оформившихся профессиональных, региональных, религиозных, культурных, этнических и других групп, обладающих коллективным самосознанием. Такие группы сдерживают тенденцию к концентрации государственной власти, выступают противовесом силам, стремящимся к ее монополизации, создают возможность установления эффективного контроля  над властью.

      Социальный  плюрализм не противоречит такой  важнейшей предпосылке демократии, как наличие многочисленного  и влиятельного среднего класса, поскольку  сам он состоит из многочисленных групп. Средний класс отличается высоким уровнем образования, развитым самосознанием личности, чувством собственного достоинства, компетентностью  политических суждений и активностью. Он больше, чем низшие и высшие слои заинтересован в демократии. В наиболее развитых странах средний класс составляет большинство населения, Украина стоит в самом начале пути его формирования.

      4. Общей предпосылкой демократии является грамотность населения, его образованность в целом. Очевидно, что от образованности прямо зависит компетентность политических суждений личности, ее интеллектуальное развитие, свобода мышления, чувство собственного достоинства. Необразованный человек по существу стоит вне политики и вне демократии, является объектом манипулирования со стороны власти или других политических сил.

      Воздействие экономических и социальных факторов на государственное устройство во многом определяется господствующей в обществе политической культурой. Она представляет собой способы восприятия и осмысления политики в человеческом сознании, установки и ценностные ориентации характеризующие отношения граждан к власти.

      5. Одной из влиятельных предпосылок демократии является религия. Она может как тормозить переход к демократии, так и стимулировать его. Благоприятное воздействие на утверждение демократического правления оказал протестантизм с его установками на индивидуальную свободу, ответственность, равенство, отрицание церковной иерархии. Сегодня все страны с преобладающим протестантским населением имеют демократические правительства.

      В то же время Ислам, с его жестокими  законами Шариата не стимулирует  развитие демократии . 
 
 
 

      Современные формы демократии. 

      Либеральная демократия. Существующие в наши дни демократические системы ведут свое начало от форм правления, возникших в конце XVIII - XIX вв. под прямым и разнообразным влиянием либерализма. Идеология либерализма подробно анализировалась в разделе “Мировые политические идеологии”, поэтому напомним коротко, что это идейное и политическое течение выступило под знаменем свободы личности, ограждения ее от государственной тирании. Либерализм впервые отделил индивида от общества и государства, разграничил две автономные сферы - государство и гражданское общество, ограничил конституционно и институционально сферу действия и полномочия государства в его взаимодействии с гражданским обществом и личностью, защитил автономию и права  меньшинства по отношению к большинству, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил личность фундаментальными, неотъемлемыми правами и утвердил ее в качестве главного элемента политической системы.

      Под либеральной демократией понимается такая модель народовластия, в которой личность выделяется из общества и государства, а основное внимание обращено на создание институциональных  и других гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих всякое подавление личности властью.

      Характерными  чертами данной модели демократии в  ее классическом варианте (XIX - начало  XX вв.) являются:

      - отождествление народа как субъекта  власти с собственниками-мужчинами,  исключение низших слоев, прежде  всего наемных рабочих, а также  женщин из числа лиц, наделенных избирательным правом;

      - индивидуализм, признание личности  первичным и главным источником  власти, приоритет  прав индивида  над законами государства. Права  личности закрепляются в конституции,  неукоснительное соблюдение которой  контролирует независимый суд;

      - формальный характер демократии, вытекающий из понимания свободы  как отсутствия принуждения, ограничений.  В отличие от античной демократии  свобода здесь трактуется не  как возможность активного равноправного  участия в политике для всех граждан, а как пассивное индивидуальное право быть огражденным от вмешательства со стороны государства и других людей;

      - парламентаризм, преобладание представительных  форм политического влияния. Вырождение  античной демократии в произвол  большинства ясно продемонстрировало, что правление нуждается в институтах, которые бы защищали общество от самого себя и утверждали бы постоянную власть закона;

      - ограничение компетенции и сферы  деятельности государства преимущественно  охраной общественного порядка,  безопасности и прав граждан, его невмешательство в дела гражданского общества, экономические, социальные и духовно-нравственные процессы;

      - разделение властей, создание  системы сдержек и противовесов  как условия эффективного контроля  граждан над государством, предотвращения злоупотреблений властью;

      - ограничение власти большинства  над меньшинством, обеспечение индивидуальной  и групповой автономии и свободы.  Меньшинство обязано подчиняться  большинству лишь в строго  определенных вопросах, за пределами  которых оно полностью свободно.

      Коллективистская  демократия. Преодолеть недостатки либерального государства и осуществить подлинное народовластие пытаются концепции и реальная модель коллективистской демократии. Эту модель нередко называют также идентитарной. Это название отражает тот факт, что она исходит из целостности народа (нации, класса), наличия у него единой воли еще до акта ее публичного выражения и идентичности этой воли и действий представителей власти.

      Коллективистская  демократия - это модель народовластия, отражающая автономность личности, являющейся составной частью целостного организма (народа, нации, класса). Коллективистская модель демократии признает первичность однородного по своему составу народа (по отношению к личности) в осуществлении власти и неограниченность, абсолютность власти большинства (отождествляемого с народом) над меньшинством, в том числе над отдельной личностью.

      Социалистическая  демократия. Получила развитие в марксизме и особенно в ленинской и сталинской теории “социалистической демократии”. Именно в Советах реализовались такие принципы коллективистской демократии, как полновластие, распространенность на все области жизнедеятельности людей, прямая демократия (общие собрания, наказы избирателей, право отзыва депутатов), демократический централизм, предполагающий жесткое подчинение меньшинства большинству, монизм, недопустимость политического и идеологического инакомыслия и т.д.

      Отличительными  чертами социалистической явились  полное отрицание частной собственности, а следовательно и всякой автономии личности, подмена народа рабочим классом, трудящимися, а также идея ведущей роли авангарда народа - коммунистической партии, призванной руководить процессом перехода к полной демократии - общественному самоуправлению.

      Несмотря  на существенные различия, разнообразные коллективистские теории демократии имеют ряд общих черт. К ним относятся:

      1) коллективизм в трактовке народа, признание народа единым, однородным  целым;

      2) отсутствие противоречий внутри  народа, рассмотрение политической  оппозиции как патологии или врага, подлежащего насильственному устранению;

      3) коллективистское понимание свободы  как активного равноправного  участия гражданина в делах  всего государства и общества;

      4) тоталитарность, всепроникающий характер  власти, полная беззащитность меньшинства, в том числе отдельной личности;

      5) устранение самой проблемы прав  человека, так как целое - государство  - и без того заинтересовано  в соблюдении прав составляющих  его частей;

      6) всеобщая политическая мобилизация,  преимущественно прямое участие граждан в управлении, рассмотрение представительных органов и должностных лиц не как самостоятельных в пределах закона руководителей, а как проводников воли народа, его слуг;

      7) декларирование социальной демократии, то есть перенесение главного  акцента с юридического провозглашения политических прав на обеспечение социальных условий для участия граждан в управлении.

      Плебисцитарная  демократия. Некоторые важнейшие идеи коллективистской, идентитарной демократии нашли свое прямое выражение в современных западных теориях. Наиболее видной из них является плебисцитарная теория демократии. Согласно плебисцитарной теории демократии в современных государствах с большой численностью населения и огромными по сравнению с древнегреческими полисами территориями античная модель народовластия не может быть реализована. Тем не менее существуют формы, которые позволяют всем гражданам выразить свое отношение к важнейшим вопросам социально-экономического и политического развития государства. К таким формам относятся референдумы, всенародные опросы и т.д. Референдум и гражданская инициатива, сохранившиеся в конституциях многих стран (например, Швейцарии), можно рассматривать как элементы прямой демократии, унаследованные от прошлого представительной демократией. Таким образом, плебисцитарная демократия - форма народовластия, при которой возможности политического влияния граждан в отличие от прямой демократии сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится правительством, партией или инициативной группой.

      Плюралистическая  демократия. Современная западная демократия выросла из либеральной политической системы и наследует ее основополагающие принципы: конституционализм, разделение властей и др., а также такие ценности, как индивидуальная свобода, права человека и т.п. Оценки и названия современной западной демократии неоднозначны, но чаще всего ее называют плюралистической, поскольку она базируется на признании разнообразия общественных интересов (экономических, социальных, культурных, религиозных, групповых, территориальных и др.), а также форм их выражения (политических партий, ассоциаций и объединений, общественных движений и пр.).

      Несмотря  на принципиальную общность с классической либеральной демократией, современная плюралистическая демократия существенно отличается от нее. Ее главное отличие состоит в том, что она строится на синтезе различных идей, концепций и форм организации. Плюралистическая демократия занимает как бы промежуточное положение между индивидуалистической (либеральной) и коллективистской моделью народовластия.

      Партиципаторная демократия. Акцентируя главное внимание на сложном групповом составе народа как субъекта власти, теория плюралистической демократии не может отразить все аспекты современных демократий и дополняется рядом других концепций. Одной из них, концентрирующей внимание на самом процессе осуществления власти, является партиципаторная теория демократии.

      Партиципаторная демократия (от participatе - принимать участие) - это такая модель народовластия, которая признает необходимость участия широких слоев населения не только в выборах своих представителей, и даже не только в принятии решений на референдумах, собраниях и т.п., но и непосредственно в политическом процессе - подготовке, принятии и осуществлении решений и контроле за их выполнением.

      Эта теория исходит из трактовки демократии как универсального принципа организации  всех областей общественной жизни. Демократия должна быть везде - в семье, школе, в университетах, на производстве, в партиях, государстве и т.д. В обществе не существует таких областей, которые находятся вне политики и не допускают демократического участия.

      Главными  целями партиципации (участия) являются всесторонняя демократизация общества, социальная эмансипация и общественная самореализация личности. Максимальным расширением участия граждан в принятии решений на всех ступенях власти и во всех сферах жизнедеятельности человека достигается максимальный учет в политике интересов народа, прочная легитимация власти, преодоление политического отчуждения граждан. Участие многих людей в управлении увеличивает интеллектуальный потенциал для принятия решений, повышает вероятность их оптимизации, а следовательно, обеспечивает рост стабильности политической системы и эффективности управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Демократия: сущность, разнообразие форм