Деятельность офицерского состава по обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:19, реферат

Описание работы

Раскрыть роль и значение деятельности офицерского состава для формирования законности и правопорядка в Вооруженных Силах.
Достижение данной цели видится в решении следующих задач:
- раскрыть сущность и значение, виды деятельности офицерского состава;

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 84.84 Кб (Скачать)

Наиболее заметных результатов добиваются те командиры  и начальники, которые овладели комплексным  системным подходом к этому сложному делу.

Четкое определение  индивидуальных должностных обязанностей, сфер ответственности должностных  лиц и контроль за их выполнением побуждают каждого командира и начальника ответственно заниматься вопросами улучшения дисциплины и укрепления правопорядка.

Законность в  подразделении обеспечивается путем:

- убеждения;

- надзора и контроля;

- обжалования незаконных  действий;

- принуждения.

Деятельность по обеспечению законности, правопорядка и укреплению воинской дисциплины включает в себя меры воспитательного и  организационного, а также организационно-правового  характера. Она реализуется в  пределах тех полномочий, которые  предоставлены командирам в определенных формах, установленных законами и  воинскими уставами.

Эта работа осуществляется по следующим основным направлениям:

- воспитание высоких  моральных, боевых качеств и  сознательного повиновения командирам  и начальникам;

- осуществление  организационно-правовых мероприятий  по поддержанию уставного порядка;

- повседневная требовательность  к подчиненным в сочетании  с уважением и заботой о  них;

- умелое сочетание  и правильное применение мер  убеждения и принуждения:

- личный пример  командиров и начальников в  соблюдении законности и других  норм;

- широкое использование  армейской общественности в укреплении  законности и правопорядка;

- работа по рассмотрению  и разрешению предложений, писем  и жалоб военнослужащих;

- контроль за использованием подчиненными законов.

В ходе работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в подразделении важно убедить  подчиненных в необходимости  добросовестного выполнения своих  функциональных обязанностей для их же служебного и личного благополучия, шире применять меры морального и материального поощрения, определенные уставами и приказами министра обороны РБ.

Таковы общие  требования к разработке и внедрению  единой системы профилактики правонарушений. Но каждый вид, род войск и даже каждое соединение и воинская часть  имеют свою специфику. Поэтому к  созданию системы профилактики правонарушений необходимо подходить творчески  и учитывать:

- реальное состояние  правопорядка и воинской дисциплины  в подразделении;

- характер и специфику  решаемых в ходе реформирования  задач;

- организационно-штатную  структуру, укомплектованность и  район дислокации (базирования) подразделения;

- национальный состав  и взаимоотношения с местным  населением;

- наиболее вероятные  предпосылки происшествий и преступлений, краткосрочный и долговременный  прогноз состояния правопорядка  и дисциплины.

Систематизация  работы должностных лиц подразделения  по профилактике правонарушений - насущная потребность практики укрепления правопорядка и дисциплины. Настойчивое ее проведение - задача первостепенной важности органов  военного управления, должностных лиц  воспитательных структур, всего офицерского  состава.

Факторами, которыми обеспечивается укрепление дисциплины и правопорядка, являются:

во-первых, понимание первостепенной важности дисциплины в целом и личной дисциплинированности в частности, убежденность в жизненной необходимости строгого и точного соблюдения военнослужащими установленных порядка и правил. Если отсутствуют понимание важности воинской дисциплины, убежденность в ее необходимости, то дисциплина не может быть прочной;

во-вторых, знание тех правил, которые надлежит строго и точно соблюдать;

в-третьих, важно сосредоточить внимание на межличностных отношениях военнослужащих, отношении коллектива к воинской дисциплине, а также отношениях начальников и подчиненных;

в-четвертых, важнейшим фактором, обеспечивающим воинскую дисциплину и правопорядок, является уставной порядок;

в-пятых, к важным объективным факторам обеспечения  воинской дисциплины и правопорядка относятся благоприятные условия  в семье военнослужащего, подразделении, гарнизоне, обществе.

Требовательность  эффективно формирует исполнительность и ответственность у подчиненных, при условии, если она постоянная, не носит грубого и оскорбительного  характера, сочетается с уважением  чести и достоинства. Ее проявление вырабатывает у подчиненных уважение к приказам и распоряжениям командиров, убеждает в необходимости их выполнения точно в установленные сроки. Требовательность офицера побуждает  подчиненных к активным и сознательным практическим действиям.

 

г) Правовая тактика офицерского состава

 

Важно умело использовать дисциплинарную практику. При этом главное - не скупиться на доброе слово, на поощрение. Дисциплинарный устав  требует не оставлять без воздействия  ни одного случая нарушения воинской дисциплины и при необходимости  строго взыскивать с нарушителей. Однако при объявлении взыскания необходимо не допускать поспешности, необъективности. Наказание должно прежде всего воспитывать.

Социально-психологическое  значение взысканий состоит в  том, чтобы, не унижая достоинства личности, побудить военнослужащего к точному  выполнению требований российских законов  и воинских уставов, помочь ему осознать проступок.

Особую роль играет умелая индивидуально-воспитательная работа. Это один из наиболее действенных  методов воспитания личного состава. Она требует настойчивости, терпения, педагогических навыков, знания психологии. Именно на ней необходимо сделать  акцент.

Важно широко и правильно  использовать разнообразные формы  и методы индивидуальной работы: поощрения, персональные поручения, помощь, личный пример, совет, критику, консультацию, выслушивание, задание и т.д.

Большое значение имеют, например, взаимный обмен информацией  с соответствующими органами прокуратуры  и милиции по вопросам борьбы с  преступностью, согласование мер для  раскрытия преступлений и розыска  преступников.

Наиболее распространенные формы этого взаимодействия:

- совместное участие  в профилактической работе в  связи с конкретным делом (организация  открытого судебного процесса  в расположении войсковой части  в присутствии личного состава,  устранение причин и условий,  способствовавших преступлению, разъяснение  приговора, правовая пропаганда  и др.);

- совместное изучение  прокурорской и судебной практики, разрешение дел и назначение  наказаний;

- совместная или  согласованная подготовка материалов  по правовой пропаганде, участие  в ее проведении.

Совершенствование взаимодействия командования подразделения  с органами военной прокуратуры  в первую очередь должно идти по следующим направлениям:

- более тесного  согласования действий (мероприятий)  в подразделении, направленных  на борьбу с преступлениями  и иными правонарушениями;

- совершенствования  взаимного обмена информацией  о преступлениях и других нарушениях  закона, проводимых мерах по укреплению  законности, и задачах, стоящих  в этой области;

- проведения совместных  проверок исполнения законов,  других совместных мероприятий  (совещаний, конференций, инструктажей, совместных разборов правонарушений  и т.д.);

- совместного обсуждения  протестов, представлений, других  актов прокурорского реагирования  с лицами, которым они адресованы;

- усиления правовой  помощи контролирующим органам  и органам общественности, инструктирования  их;

- проведения совместных  занятий по изучению законодательства, методов выявления нарушений  законов и обстоятельств, способствующих  им.

Успех приносят не случайные мероприятия, не авральный  метод, когда за наведение порядка  иные командиры активно берутся  лишь после серии нарушений, а  постоянная, целенаправленная, тщательно  спланированная работа, скоординированные  усилия всего командного, инженерного  и технического состава, воспитательных структур. Именно такая системная  работа, согласованная по целям, времени, имеющая конкретных исполнителей, позволяет  в комплексе решать задачи воспитания военнослужащих, активно влиять на все слагаемые, обеспечивающие достижение крепкой воинской дисциплины.

 

д) Совершенствование  законодательства в сфере борьбы с преступностью в ВС РБ (Из выступления  на совещании по вопросам 14 августа 2009 г.)

 

В ходе реформирования и последующего строительства и  развития Вооруженных Сил мы взялись  решить и решили многие проблемы, которые  десятилетиями оставались неразрешенными, нанося ущерб военному делу. Это  относится в немалой степени  к поддержанию и укреплению правопорядка в армии. Понятно, что дисциплина нужна не ради дисциплины, не в этом ее суть, а в том, что именно она  дает возможность четко функционировать  той или иной организации, социальному  институту, в том числе Вооруженным  Силам. Во все времена, а в современных  условиях - особенно, дисциплина - один из важнейших факторов поддержания  боевой готовности войск, успешного  решения ими задач по предназначению.

Одной из ведущих  причин, не позволявших эффективно противостоять преступности, например, в Советской Армии, являлась крайне неэффективная система оценки состояния  дисциплины, которая не позволяла  на протяжении десятилетий обеспечивать правопорядок.

Дело в том, что  криминальная статистика со временем стала для вышестоящих начальников  простым и удобным критерием  оценки деятельности подчиненных командиров. Так сложилась порочная система, которая позволяла без доскональных проверок и глубоких анализов реальной обстановки в воинских частях и подразделениях принимать решения в отношении  подчиненных командиров, наказывать и поощрять, снимать с должностей и продвигать по службе, создавая видимость  управленческой деятельности.

На столь сомнительной правовой и практической основе складывалось очковтирательство с круговой порукой общегосударственного масштаба.

Причем корни  этой проблемы уходят в глубокое историческое прошлое – еще в дореволюционной  армии вызывала нарекание порочная практика наказания офицеров за проступки  подчиненных, о чем написано, к  примеру, в «Офицерской жизни» №23 за 1906 год в статье «О пределах ответственности  начальников за проступки подчиненных». Автором 100 с лишним лет назад  подчеркивалось, что «…взваливать ответственность на начальника за поступок его подчиненного – это обречь начальника на переживание, может быть, целого ряда несправедливостей». Тем более что «могут быть случаи и проявления «злой воли» – специально для «подвоха» и сведения личных счетов…»

Именно в белорусской  армии реализованы идеи, о которых  писали офицеры и в дореволюционных  журналах, предложения, на которых акцентировалось  внимание на научных конференциях уже  в конце ХХ века.

В Вооруженных Силах  Республики Беларусь изданы нормативные  правовые акты, регламентирующие работу по поддержанию дисциплины, в которых  наряду с требованием «поощрять  и поддерживать командиров и начальников, вскрывающих негативные явления, их причины и принимающих необходимые  меры по утверждению законности и  правопорядка» содержится положение  о необходимости «запретить оценивать  работу должностных лиц по поддержанию  воинской дисциплины только по количественным показателям.

Основным показателем  оценки деятельности должностных лиц  по поддержанию воинской дисциплины является выполнение задач по предназначению при обеспечении сохранения жизни  и здоровья людей в процессе воинской деятельности.

Результаты реализации системы поддержания и укрепления дисциплины налицо.

С 1994 года по 2008 год  коэффициент преступности (количество преступлений в расчете на тысячу военнослужащих) сократился с 10,9 до 3,6. Для сравнения – в ряде государств ближнего зарубежья данный показатель в последние годы составляет 16 – 17, а в США только дезертировавших в сухопутных войсках – около 9 на 1.000 человек.

В белорусской армии  сохраняется также устойчивая тенденция  снижения преступлений в сфере межличностных  отношений (нарушений уставных правил взаимоотношений при отсутствии отношений подчиненности, превышений власти, сопряженных с насилием).

Так, за 5 лет с 2003-го по 2008 год число участников таких  преступлений сократилось более  чем в 2,5 раза.

Количество возбужденных уголовных дел по фактам нарушений  уставных правил взаимоотношений за 5 лет сократилось в два раза. Причем в прошлом году среди этих деяний впервые не допущено тяжких и особо тяжких преступлений.

Количество преступлений – превышений власти, сопряженных  с насилием, за 5 лет также сократилось  более чем в два раза.

Осуществлена закупка  комплексов средств автоматизации, в том числе автоматизированных систем управления войсками ("Бор-2П", "Поляна РБ", "Бор-1М1П", "Бор-2С", "Риф-Р") и автоматизированной системы обработки полетной информации "Двина", что позволит создать  единую автоматизированную систему  управления ВВС и войсками ПВО.

Вместе с тем  жизнь не стоит на месте. Поддерживать воинскую дисциплину на должном уровне в любых условиях обстановки несопоставимо  сложнее, чем обеспечить разовое  снижение преступности. Нужна огромная аналитическая, организаторская и  профилактическая работа, необходимы постоянный поиск и внедрение  оптимальных моделей управления процессом обеспечения нормативного поведения людей, поддержания правопорядка в столь сложных социальных системах одной из которых являются Вооруженные Силы. Поэтому даже позитивная динамика преступности не может удовлетворять военное ведомство.

Во-первых, еще есть правонарушения, связанные с преступным насилием среди военнослужащих. Пусть это в разы меньше, чем пять лет назад, но они есть.

Военное ведомство  неоднократно акцентировало внимание на политическом содержании преступности. Мы живем в открытом информационном обществе, и любой негативный информационный повод максимально используется для попыток дестабилизации обстановки.

Информация о работе Деятельность офицерского состава по обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах Республики Беларусь