Фашизм и его политическая идеология

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 23:19, контрольная работа

Описание работы

Сохранить себя, не позволить манипулировать собой питая нас ложной информацией. Для этого стоит исследовать историю болезни, как это делает ваш доктор- ведь после можно приобрести «правильное лекарство». Нужно провести анализ, найти ответы на вопросы: почему в Германии и Италии? Почему тогда? Из- за чего? Чего хотели люди? Кто с чем остался? Люди просто отчаялись или это была идея с которой они родились И многие другие. Между тем национальные чувства очень уязвимы. По наблюдениям психологов, проявления национального насилия вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие или защиту.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 |
1. Авторы теории фашизма………………………………………………………4 |
2. Содержание теории фашизма и ее особенности……………………………..8 |
3. Политическая практика фашизма и ее оценка………………………………12 |
Заключение………………………………………………………………………19 |
Список литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

Семестровая Работа 1 Политология.docx

— 32.65 Кб (Скачать)

Немецкие нацисты провозгласили  труд (включая предпринимательство  и управленческую деятельность) социальным долгом, охраняемы государством. «Первая  обязанность каждого гражданина государства, – гласила программа  нацистской партии, – трудиться  духовно и физически ради общего блага». Социальные отношения должны зиждется на «верности между предпринимателем и коллективом, как между вождём и ведомыми, для совместного труда, выполнения производственных задач и на благо народа и государства».

В рамках фашистского корпоративного государства предприниматель рассматривался как «вождь производства», ответственный  за него перед властью. Наёмный работник обязан был проявлять усердие, поддерживать дисциплину и заботиться о повышении  производительности труда. Не повинующихся или сопротивляющихся ждало жестокое наказание. Со своей стороны государство гарантировало право на труд, право на отпуск, пособия, премии, страхование и т.д. Подлинный смысл системы сводился к тому, чтобы работник отожествлял себя со «своим» производством через «национально-государственную идею».

Представления о желательности  сословной структуры общества фашисты  заимствовали у консерватизма. Однако они, в отличие от консерваторов, делали ставку на постоянную активность масс, направляемых государством.

Тотальная мобилизация. Фашистские режимы стремились опереться на широкие  народные массы, пронизанные обязательной для всех идеологией. С помощью  разветвлённой сети корпоративных  и воспитательных учреждений, массовых собраний, торжеств и шествий государство  старалось полностью преобразовать  самую сущность человека, покорить и дисциплинировать его, захватить  и контролировать его дух, сердце, волю и разум, формировать его  сознание и характер, воздействовать на его поведение. Пресса, радио, кино, спорт, искусство были целиком поставлены на службу фашистской пропаганде, признанной мобилизировать массы на решение политических, производственных и военных задач.

Популизм. Фашисты, обращаясь  к разным общественным группам, говорили именно то, что встречало сочувствие этих групп. Но далеко не всегда сами верили в то, что говорили. Следует отметить у них наличие жёсткого идейного ядра и мягкой идейно-пропагандистской оболочки, позволявшей влиять на общество. Популизм стал важнейшей частью политики фашистов, без него была бы невозможна тотальная мобилизация.

 

3. Политическая практика  фашизма и ее оценка

Первые фашистские организации  — “фаши ди комбаттименто” (отсюда название всего течения) — появились в Италии в марте 1919 года. В октябре 1922 года итальянские фашисты пришли к власти, их лидер (“дуче”) Б. Муссолини занял пост премьер-министра. Оформление фашистской диктатуры в Италии завершилось в 1926 году.

В начале 1919 года возникла фашистская партия в Германии. С февраля 1920 года было принято название — национал-социалистская (нацистская) немецкая рабочая партия. Отсюда название германской разновидности  фашизма — нацизм.

В январе 1933 года нацисты  пришли к власти в Германии. С  их приходом были свернуты все демократические  институты, распущены политические партии, включая традиционные буржуазные, а коммунистическая партия Германии была запрещена.

Были распущены профсоюзы  и все массовые общественные организации, упразднены установленные Веймарской конституцией институты, в частности, права рейхстага (парламента), автономии земель, местное самоуправление. Были полностью ликвидированы основные права и свободы, завоеванные немецкими трудящимися в течение предшествующего столетия.

Для реализации политики массовых репрессий в Германии были созданы  концентрационные лагеря, куда без  судебного разбирательства и  указания срока заключения бросали  граждан, подозреваемых в действиях  против фашистской диктатуры. К началу второй мировой войны в гитлеровской Германии было около ста концлагерей, а общее число заключенных  в них людей составляло около  миллиона человек.

Фашизм превратил страну в государство, в котором все  стороны жизни, вплоть до мелочей, контролируются из единого центра. Это позволило  проводить идеологическую обработку  населения и выявлять инакомыслящих для беспощадного уничтожения.

В начале может показаться странным, как могло случиться, что в Германии, одной из самых культурных и просвещенных стран Европы, возник фашизм и овладел умами и душами людей.

Но опыт Италии и Германии наглядно раскрываются предпосылки, которые  благоприпятствуют его появлению и установлению соответствующего политического режима, теоритическая основа этих предпосылок уже была описанна выше, но на примере Германии и Италии это следующее:

общенациональный кризис, затрагивающий в той или иной мере все общественные слои и группы и обостряющий до предела социальные, в том числе межэтнические, противоречия;

ослабление  реальной власти либерально-демократического государства, его неспособность предложить и  реализовать эффективные меры вывода общества из кризиса;

oслабление международных позиций страны, вплоть до ее национального унижения, как это имело место в случае с Германией, вынужденной подписать Версальский мирный договор, травмировавший национальное сознание немцев;

наличие влиятельных левых  партий (коммунистической, социал-демократической), устрашающих революционной перспективой не только крупный капитал, но и средние  слои общества;

наличие фашистского движения во главе с искусным лидером-демагогом, умело играющим на общественных противоречиях, манипулирующим массой и обещающим  вывести страну из кризиса посредством  быстрых и решительных действий;

наконец, поддержка фашистов различными социальными и политическими  слоями, в том числе крупной  буржуазией, рассчитывающими использовать фашистские организации в качестве удобного временного орудия в борьбе с соперниками и врагами; кризис общественного сознания, разочарование  масс в либеральных и демократических  ценностях; нестабильность, питающая националистические, милитаристические и завоевательные настроения.

Одновременное наличие всех этих факторов позволило фашизму  приобрести такой размах в Европе в 20-30-х годах, вовлечь большинство  стран мира в самую масштабную и кровопролитную войну. Так же следует  обратить внимание на сложность международной  ситуации в этот период. Она характеризовалась  недооценкой ведущими державами  мира фашистской угрозы, попустительством агрессору, противоречиями. Франция  была заинтересована в сохранении Версальской  системы и стремилась для этой цели создать блок европейских государств. Англия и США склонялись к восстановлению германского военно-экономического потенциала, рассчитывая не допустить французскую гегемонию на континенте и, главное, направить агрессивные устремления германского фашизма на восток с перспективой войны между Германией и СССР.

Советский Союз предпочел  план создания системы коллективной безопасности. Противоречия стран-участниц дипломатического процесса и их взаимная подозрительность в конечном счете способствовали безнаказанности и разжиганию аппетитов фашистских режимов. Захват Германией демилитаризованной Рейнской зоны и поддержка третьим рейхом войск Франко в Италии убедили Гитлера в безопасности проведения политики агрессивных захватов.

В середине августа 1939 года, когда, по оценке Москвы, угроза войны  в Европе стремительно нарастала, СССР заключил с Германией пакт о ненападении  с составлением секретного протокола. Такой ценой в Кремле рассчитывали сохранить нейтралитет, а определив  свою “сферу интересов” посредством  секретного протокола, улучшить в случае войны стратегическое положение  СССР, выдвинув передовые рубежи обороны  Советского государства на 200-250 километров на запад. Как считало советское  руководство, это обеспечивало решение  главной задачи — не быть втянутым в войну — и казалось надежнее, чем неопределенная перспектива  зыбкого союза с западными  державами.

Однако начавшаяся 1 сентября 1939 года германо-польская война сразу  же переросла в мировую. Началась оккупация европейских государств, которые сдавались агрессору  одно за другим. Советский Союз с  началом войны объявил нейтралитет. Несмотря на внешние дружественные  связи с третьим рейхом, СССР усиленно готовился к войне именно с  Германией. И в Москве, и в Берлине  понимали, что схватка между СССР и Германией неизбежна.

22 июня 1941 года гитлеровская  Германия  напала на Советский  Союз.

Политические цели фашистской Германии в полной мере выражали принципы политики геноцида по отношению к  народам СССР. Вскоре после вторжения  вермахта на его территорию Гитлер заявил в кругу своих приближенных, что его основная цель в войне— лишить восточные народы “какой бы то ни было формы государственной организации и в соответствии с этим держать их на возможно более низком уровне культуры”. Он подчеркнул при этом, что “эти народы имеют одно-единственное оправдание своего существования — быть полезными для нас в экономическом отношении”. На другом совещании с командующими войсками фюрер высказался еще более категорично: “Нам недостаточно просто разбить русскую армию и захватить Ленинград, Москву, Кавказ. Мы должны стереть с лица земли эту страну и уничтожить ее народ”.

Была создана индустрия  смерти в концентрационных лагерях: непосильный рабский труд, крематории, газовые камеры, чудовищные эксперименты над людьми.

Захваченная гитлеровцами советская  земля была превращена в огромный лагерь смерти. Здесь с нечеловеческой жестокостью осуществлялся нацистский план уничтожения мирных жителей, чем  грубо попирались известные положения  Гаагских конвенций 1897-го и 1899 годов, хотя под этими конвенциями стоит  подпись Германии.

В названных конвенциях недвусмысленно сказано, что мирное население, не участвующее  в военных действиях, должно пользоваться неприкосновенностью, что незащищенные города и селения воспрещается бомбардировать или обстреливать. Но правители фашистской Германии игнорировали эти документы. Гитлеровское руководство и верховное  командование вермахта неоднократно и  нагло заявляли на весь мир о том, что Гаагские конвенции неприменимы  к войне с Советским Союзом.

Все это свидетельствовало  о том, что война, развязанная  фашистами против СССР, была войной на истребление. В своих выступлениях Гитлер заявлял: “Мы должны развивать  технику обезлюживания. Если вы спросите меня, что я понимаю под обезлюживанием, я скажу, что имею в виду устранение целых расовых единиц. Конечно, я имею право устранить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви”.

Главным источником, в соответствии с которым шло планомерное  истребление огромных масс населения, является план “Ост”. По своей жестокости и цинизму этот документ уникален в истории человечества. План содержит в себе ужасающие подробности  уничтожения советских людей. В  него включались такие средства, как  уничтожение интеллигенции, низведение культуры народа до самого низкого  уровня, а также искусственное  сокращение рождаемости, вплоть до того, что требовалось “не допускать  борьбы за снижение смертности младенцев, не разрешать обучение матерей уходу  за грудными детьми”.

Гуманитарным результатом Второй мировой войны, заводилой которой был германский фашизм, явилась «Всеобщая декларация прав человека», принятая 10 декабря 1948 года. Сегодня эта декларация сделала своё дело и перестала быть актуальной, т. к. взамен государству и человеку на сцену истории выходит культура и личность. Устаревшая «Декларация» никак не препятствует ограничению прав культур на самоопределение - жить по тем законам, которые соответствуют системе ценностей каждой данной культуры. Личность по-прежнему принуждается жить по чуждому ее культуре укладу. Культуральными интервентами стали отнюдь не только старые поборники империй, тоталитарной власти, но и новые миссионеры, называющие себя «либералами» и «демократами», являющиеся по-существу усреднителями и стерилизаторами уникальных систем ценностей и культур, приводящими общества в ситуацию «аномии» (смешения ценностей, отчуждения) - как раз той, что предшествовала возникновению германского фашизма.

 

Заключение

Гипотетически, чтобы уйти сегодня от фашизма, нужно его  опередить - принять «Декларацию  прав культур/личности», провозгласить  примат культуральных систем ценностей, свободу личности, понимая личность как систему отношений, как носительницу уникальной системы ценностей. Никто не должен иметь права проводить культуральную (ценностную) интервенцию и подавление, стерилизацию. Каждая культура имеет право на развитие, на воплощение своей системы ценностей в законах и укладе, по которым она живет.

Это достаточно простые принципы, но наивно полагать, что какое-либо государство добровольно делегирует эти права своим подданным  и их культурам. На сегодня все  культуральные противоречия заводятся государствами в неразрешимые тупики, тлеющие костры конфликтов и террора - косовские албанцы в Сербии; баски в Испании; курды в Турции; чеченцы в России; абхазы и осетины в Грузии, палестинцы в Израиле; Приднестровье; Кашмир в Индии и т. п. Государства пытаются все эти генераторы деструктивности объединитиь в какой-то жупел «мирового терроризма», но это манипуляция, которая ни к чему не ведет. Необходимо честное и трезвое разрешение назревших проблем культурных свобод - бать дорогу новой нарождающейся свободе.

Как это ни печально, но скорее всего для принятия и культуральной «Декларации» потребуется новый фашизм и новая мировая война, на этот раз, может быть, не с десятками, а с сотнями миллионами жертв. Природа, скорее всего, опять будет вынуждена пойти на «непопулярные меры», чтобы заставить людей идти вперед, к свободе, развитию и прогрессу…

 

Список литературы

 

[1] Замковой В.И.   Германский  фашизм - одна из главных форм  тоталитаризма/ Ин-т междунар. права и экономики. – М.:ХГЦ “Велес”,1994. – 39 с.

Информация о работе Фашизм и его политическая идеология