Фашизм как тип тоталитаризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 16:52, контрольная работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы – рассмотреть фашизм как тип тоталитаризма.
Задачами работы является изучение происхождения фашизма и его идеологии, а так же рассмотрение видов фашистских государств.

Содержание

Введение 2
1. Возникновение фашистских движений 4
2. Италия 7
3. Германия 11
4. Идеология и социальная база фашизма 14
Заключение 17
Список используемой литературы 18

Работа содержит 1 файл

моя работа по политологии.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

  г) Принадлежали к церковному клиру.

Большой совет фашистской партии состоял из чиновников по должности и по назначению. Председателем совета являлся глава правительства. Совет ведал конституционными вопросами, обсуждал  важнейшие законопроекты, от него исходили назначе­ния на ответственные посты.

Установление корпоративного строя позволило Муссолини разделаться с парламентом, с тем. Вместо него была создана “палата фашистских организаций и корпораций”. Члены ее назначались Муссолини 1938 г.

Неотъемлемым свойством фашистской диктатуры является внешняя экспансия. Муссолини заявлял претензии на то, чтобы “возродить Римскую империю”. Фашистская Италия требовала себе некоторые французские земли, претендовала на Мальту,  пыталась захватить остров Корфу, надеялась установить господство над Австрией (до союза с гитлеровской Германией), готовилась к захвату Восточной Африки.

В осуществление этой программы, никак соответствовавшей военной способности Италии, Муссолини удалось захватить слабую, отсталую Абиссинию (1936 г.),  оккупировать Албанию (1938г.)

В июне 1940 года Италия - партнер Германии и Японии по антикоминтерновскому пакту - объявила войну Франции и Англии. Спустя некоторое время она напала на Грецию. Итальянская  фашистская пресса наполнилась обещаниями скорой великой афро-европейской Римской империи. Конец был совсем не таким. [3, C. 116]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. германия

 

История Веймарской республики показывает картину острой борьбы могущественных промышленно-финансовых монополий, с одной стороны, и высокоорганизованных отрядов рабочего класса - с другой.

Ноябрьская революция, несмотря на поражение, долго давала себя знать. В 1923 году Германия снова  переживает революционную ситуацию. В Саксонии и Тюрингии возникли рабочие правительства. Славной страницей в историю германского рабочего класса вошло гамбургское восстание 1923 года.

Положение едва стабилизировалось, как разразился экономический кризис 1929 года. Уровень промышленной продукции понизился почти наполовину, а безработных стало 9 млн. человек. Народные массы переходили на сторону компартии. На выборах  1930 года она получила 4,5 млн. голосов - на 1 300 000 человек больше, чем в 1928 году. Охваченные страхом перед новой революцией, монополии Германии решили вручить власть фашистской партии Гитлера. Она возвещала создание нового немецкого «рейха», великой империи, построенной на костях всех ненемецких народов, «искоренение марксизма и коммунизма», физическое истребление евреев.

Три обстоятельства способствовали установлению фашистской диктатуры в Германии:

а) монополистическая буржуазия нашла в ней желанный выход из острой политической ситуации, созданной экономическим кризисом;

б) мелим буржуазия и некоторые слои крестьянства видели в демагогических обещание гитлеровской партии осуществление надежд на смягчение экономических трудностей, вызванных ростом монополий и усугубленных кризисом;

в) рабочий класс Германии - и это едва ли не главное оказался расколотым и поэтому разоруженным: коммунистическая партия была недостаточно сильна, чтобы остановить фашизм помимо  и против социал-демократии.

Февральский декрет, названный «В защиту народа и государства», отменял свободу личности, слова, печати, собраний. Февральский же «чрезвычайный» декрет «В защиту германского народа» наделял неограниченными полномочиями полицию и т.д.

Неслыханные репрессии обрушились прежде всех и больше всех на коммунистов. Депутаты компартии в рейхстаге были лишены мандатов и арестованы. Сама партия была  запрещена  (март 1933 года), ее пресса закрыта. Вскоре наступила очередь всех других партий, включая буржуазные. Право на существование получила одна только нацистская партия.

Центральные и местные органы фашистской партии имели правительственные функции. Решения съездов партии получали силу закона. Партия имела особое устройство. Члены партии должны были беспрекословно подчиняться приказам местных “фюреров”, которых назначали сверху.

В непосредственном подчинении партийного центра находились палаческие «штурмовые отряды» (СА), охранные отряды (СС) и некоторые особые воинские части, укомплектованные фанатичными сторонниками Гитлера. Особое мести в системе репрессивного аппарата заняла тельная полиция - гестапо, располагавшая огромным аппаратом, значительными средствами и неограниченными полномочиями.

Августовский закон 1934 года уничтожал должность президента, а его полномочия передавал “фюреру”,  который одновременно оставался главой правительства и партии. Ни перед кем не ответственный, «фюрер» пребывал в этой роли пожизненно и мог назначить себе преемника.

С первых дней власти гитлеровцы стали готовиться к «большой войне», которая должна была обеспечить германской нации господство над всем миром. Односторонне, при благожелательном отношении США, Англии и Фракции, Германия разрывает Версальский договор  и создает колоссальную военную машину. В 1939 году Гитлер отдал приказ о начале военных действий против Польши. Вторая мировая война началась. [3, C.210]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Идеология и социальная база фашизма

 

 

Истории ХХ в. Известны разные фашизмы: итальянский фашизм, немецкий национал-фашизм, португальский фашизм диктатора Салазара (до 1974г.), испанский фашизм генерала Франко (до 1975г.) и др. Каждый из национальных вариантов отличается заметным своеобразием в идеологии. [1, С. 366]

Фашизм отрицал гуманизм и ценность человеческой личности. Ее следовало подчинить абсолютному, тотальному (всеобъемлющему) целому – нации, государству, партии. Программа германской нацистской партии провозглашала: «Общая польза превыше личной пользы». Гитлер часто подчеркивал, что в мире происходит переход «от ощущения „я“ к ощущению „мы“, от прав личности к верности долгу и ответственности перед обществом». Такое новое состояние он и называл «социализмом».

В центре фашистской доктрины находился не человек, а коллектив – нация (у германских нацистов – «народное сообщество»). При этом в различных теориях фашизма сущность и становление нации могли толковаться по-разному. Так, для итальянских фашистов определяющими моментами были не этническая природа, расовая принадлежность или общая история, а «единое сознание и общая воля», носителем которых и было национальное государство.

Немецкие нацисты исповедовали иной, биологический взгляд на нацию – так называемую «расовую теорию». Они полагали, что в природе существует «железный закон» пагубности смешения живых видов. Смешение («метизация») приводит к деградации и мешает образованию высших форм жизни. В ходе борьбы за существование и естественного отбора более слабые, «расово неполноценные» существа должны погибнуть, считали нацисты. Это, по их мнению, соответствовало «стремлению природы» к развитию вида и «улучшению породы». В противном случае слабое большинство вытеснило бы сильное меньшинство. Вот почему природа должна быть сурова к слабым. В одной из своих речей Гитлер так сформулировал идеал нового общества: «Мы хотим произвести отбор слоя новых господ, чуждого морали, жалости, слоя, который будет сознавать, что он имеет право на основе своей лучшей расы господствовать, слоя, который сумеет установить и сохранить без колебаний свое господство над широкой массой» [4, С. 351]

Австриец Г.Горбигер, земляк Гитлера, создал теорию о том, что были найдены и научно обоснованны истоки арийской расы, которая будто бы сохранила первозданную чистоту, чтобы господствовать над миром.  Идеи Г.Горбигера прекрасно сочетались и с основными постулатами «нордического романизма» и «народнического идеализма», которые были сформулированы лидером НСДАП 20-х гг. Отто Штрассером в его «14 тезисах германской революции» (1929 г.): «Германская революция видит благо нации не в накоплении материальных ценностей, не в безграничном повышении жизненного уровня, а исключительно в оздоровлении германской нации». [5, С. 23-24]

С точки зрения нацистов, особенно «вредными» были народы, живущие в разных странах и не имеющие собственного государства. Национал-социалисты с остервенением уничтожили миллионы евреев и сотни тысяч цыган.

В отличие от немецкого фашизма, итальянский фашизм спекулировал на идее воссоздания Великой Римской империи. Одна из основных идей итало-фашизма – идея корпоративного государства.  Корпоративная система исходит из того, что человек может выразить себя как гражданин, только будучи членом группы. Муссолини ввел в политический язык понятие тоталитаризма, когда сказал, что фашистское государство тоталитарно, т.е. не допускает никакой ассоциации или ценностей, кроме себя.

В семействе фашистских идеологий несколько особняком стоит идеология, связанная с именем Антониу Салазара – португальского диктатора, правившего страной с 1932г. 60-х годов. «Один из моих принципов, которому я всегда следую, – отмечал он, – заключается в следующем: никто не может оспаривать правоту главы государства, что означает, что в урегулировании политических проблем есть только один верховный арбитр, чье просвещенное решение является обязательным для всех».

Фашизм – сложное явление, обусловленное многими факторами. Но в известном смысле можно сказать, что фашизм приходит и уходит не только в силу наличия или отсутствия этих факторов, но и вместе с личностью того политического лидера, который становится его символическим выражением. [1, С.368]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, я вкратце указала основные, на мой взгляд, принципы, характеризующие фашизм и фашистов. Нельзя отрицать, что в фашизме не существовало недостатков или ошибок; их было даже более чем достаточно. Однако указанные здесь тенденции, безусловно, заслуживают самого пристального внимания. В принципе я не сказала ничего нового, а просто попыталась взглянуть на фашизм с несколько иной стороны. Я подтверждаю все сказанное ранее противниками фашизма. Действительно, фашизм отрицает гуманизм, пацифизм, индивидуализм, "свободу, равенство и братство" и утверждает трансцендентность, воинственность, авторитет, "порядок, власть и справедливость", а также приоритет политических и, если угодно, сверхчеловеческих ценностей над экономическими и общечеловеческими. Поэтому, наверное, господам демократам и товарищам коммунистам стоит перестать обзывать друг друга коммуно-фашистами и демо-фашистами соответственно. Человек демо-коммунистических воззрений никак не может быть фашистом. Ведь фашисты покушаются на "священные" принципы демократии и отвергают многопартийность, всеобщее равное избирательное право (т.е. господство чистого "количества"), а также сами основы коммунистической идеологии - классовую борьбу и исторический материализм. Фашист не стремится к "счастью", как его понимают демократы и коммунисты, т.е. к материальному благополучию и сытому спокойствию. Таким образом, фашизм действительно является человеконенавистнической идеологией в самом широком понимании этого слова.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.      «Всеобщая история государства и права» Черниловский З.М., - М: “Юристъ”, 1995;

2.      Журнал «Социс» № 5(253) – Москва, Изд-во: «Наука» 2005г.

3.      Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. «Политология» – Изд-во: “Юристъ”, 2001г.

4.      «История фашизма в Западной Европе» – М.: «Наука», 1987г.

5.      Мухаев Р.Т. «Политология» 3-е изд-е перераб. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008

 

4

 



Информация о работе Фашизм как тип тоталитаризма