Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 15:50, реферат
В своей работе я постараюсь раскрыть не только основные черты, признаки такой формы государственного устройства, как федерация, но отличия федеративного государства от унитарного.
Введение
1. Федеративное государство: характеристика и особенности
2. Отличия федеративного государства от унитарного
Заключение
Список используемой литературы
МОСКОВСКИЙ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И
ПРАВА
Эссе
по дисциплине «Конституционное (государственное)
право зарубежных стран»
Тема:
«Федеративное государство.
Особенности и его отличия
от унитарного».
Выполнила:
студентка
учебной группы № ЮЗВДс72/0-10
юридического факультета
заочной формы обучения
Иванова Ю.В.
Москва, 2010
Оглавление
Введение
1. Федеративное государство: характеристика и особенности
2. Отличия федеративного государства от унитарного
Заключение
Список
используемой литературы
Введение
Вопрос о форме государственного устройства в настоящее время вызывает большую актуальность, так как во все времена как отечественные, так и зарубежные ученые и исследователи интересовались вопросами формы государства. Сложившись на практике, получили теоретическое обоснование и законодательное закрепление основные формы государственного устройства – федерация и унитарное государство.
В теории государства и права вопрос о форме государственного устройства как составной части формы государства является одной из самых распространенных тем для обсуждения.
Государства, имеющие формой государственного устройства федерацию и унитаризм, расположены в разных уголках земного шара. И у каждого из них, помимо общих черт, есть свои специфические особенности.
В своей работе
я постараюсь раскрыть не только основные
черты, признаки такой формы государственного
устройства, как федерация, но отличия
федеративного государства от унитарного.
1. Федеративное государство: характеристика и особенности
Федерация (лат. foederatio — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.
По данным ООН в современном мире 201 государство, десятую часть из этих государств составляют (более двадцати) федерации, в которых проживает около трети населения Земли. Они расположены на различных континентах - в Европе (Австрия, Бельгия, Германия и др.), в Азии (Индия, Малайзия и т.д.), в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.), в Африке (Нигерия, Эфиопия и т.д.), в Океании (Австралия, Соединенные Штаты Микронезии и др.
Федерация – это сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образовании, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью.
В федеративном государстве наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.
При этом
субъект федерации не имеет права
выхода из состава федерации и, как
правило, не может быть субъектом
международных отношений. Субъекты
федерации могут иметь
Можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:
- территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик;
- в союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается союзной конституцие;
- субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
- в большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;
- основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура союзного парламента. Одна палата рассматривается как орган общесоюзного представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.
При анализе федерализма одним из наиболее сложных вопросов является юридическое и фактическое разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. Речь идет об установлении общих принципов определения объема предметной компетенции как союза в лице его высшего законодательного органа - парламента, так и субъектов федерации в лице их законодательных собраний. Установление принципов разграничения компетенции имеет большое значение прежде всего потому, что от этого зависит юридическое положение государственного образования в союзе и характер тех отношений, которые складываются между союзом и членами федерации.
Впервые подобная система разграничения компетенции была осуществлена в США. Американская конституция установила систему «дуалистического федерализма», в основу которого положено жесткое разграничение сфер компетенции Союза и штатов.
Дуалистический
принцип разграничения
В некоторых федерациях (ФРГ, Австрия) устанавливаются две сферы компетенции: исключительная компетенция союза и сфера конкурирующей компетенции. Наиболее строго эта система проведена в Основном законе ФРГ.
По особенностям
конституционно-правового статуса субъектов
федеративного государства выделяют симметричные
и асимметричные федерации. В первых субъекты
обладают одинаковым конституционно-правовым
статусом (например, Федеративная Демократическая
Республика Эфиопия, Соединённые Штаты
Америки), во вторых — конституционно-правовой
статус субъектов различен (например,
Республика Индия, Федеративная Республика
Бразилия). Вопрос о том, к какому из типов
относят Российскую Федерацию, а также
о том, не является ли она лишь имитацией
федерации в принципе, в науке спорен.
В любом случае отмечается, что абсолютно
симметричных федераций на сегодняшний
день не существует: все они обладают теми
или иными признаками асимметричности.
Федерации строятся по территориальному
и национальному признакам, которые в
значительной мере определяют характер,
содержание, структуру государственного
устройства.
2. Отличия федеративного государства от унитарного
Унитарное
государство — форма
Основные признаки унитарного государства:
- единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны; единые для всей страны высшие органы власти; единая система законодательства; единое гражданство; единая денежная единица.
Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.
В отличие
от унитарной формы
Федеративная форма государственного устройства обладает следующими характерными признаками, отличающими ее от унитаризма:
1. В отличие от унитарного государства территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Она состоит из территорий субъектов федерации. В некоторых федерациях наряду с государственными образованиями имеются такие территориальные единицы, которые не являются субъектами федерации. Например, в США в самостоятельную единицу выделен Федеральный округ Колумбия, в пределах которого расположена столица страны - Вашингтон. Территория Бразилии состоит из штатов. Федерального округа и двух особых территорий.
Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова, так как они не обладают суверенитетом, под которым следует понимать свойство государственной власти быть независимой в сфере как внутренних, так и внешних отношений. Субъекты федерации юридически лишены права участия в международных отношениях. Субъекты федерации не обладают правом одностороннего выхода из союза
2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции. Следует сразу же оговорить, что некоторые федерации не наделяют субъекты учредительной властью.
Наделение
субъектов федерации
3. Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов. Эти акты действуют только на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству. Принцип приоритета общефедерального закона является всеобщим для всех без исключения федераций.
Следует иметь в виду также и то, что в пределах субъектов федерации действуют общесоюзные законы. Кроме того, федеральные законодательные органы могут, как правило, принимать законы специально для определенных членов федерации.
4. Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему. Конституция союза и соответствующего государственного образования определяет порядок организации, процедуру и пределы юрисдикции судебных органов субъекта федерации. Обычно независимо от числа членов федерации судебная система строится по единому образцу. Наиболее типичный пример в этом отношении - судебная система 50 американских штатов. Высшей судебной инстанцией штата является верховный суд штата, состав которого либо избирается населением, либо назначается губернатором с согласия сената штата. Верховный суд штата главным образом занимается рассмотрением апелляций на решения нижестоящих судов. Подобно Верховному суду США верховные суды отдельных штатов обладают также правом конституционного надзора. Они не только могут отменить любой закон штата под предлогом его несоответствия конституции штата, но и ревизовать конституцию штата. Верховный суд штата может признать недействительным любой раздел конституции штата на том основании, что он противоречит федеральной конституции.
В крупных штатах создаются промежуточные апелляционные суды, которые рассматривают жалобы на решения судов первой инстанции по менее важным делам. Наиболее важными судами первоначальной юрисдикции, рассматривающими дела с участием присяжных заседателей, являются окружные суды штатов. Они в свою очередь располагают апелляционной юрисдикцией в отношении решений низших судов (единоличные мировые судьи, полицейские суды, муниципальные суды).
5. Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего государственного образования. Система двойного гражданства закрепляется конституциями большинства федеративных государств. Соответствующие положения содержатся в конституциях ФРГ, Швейцарии, Австрии. Конституции некоторых федераций (Индия, Малайзия и др.) признают только союзное гражданство. Предоставление субъектам федерации права собственного гражданства является, по сути дела, обычной юридической фикцией, так как этот институт на практике никаких правовых последствий не порождает.
Информация о работе Федеративное государство. Особенности и его отличия от унитарного