Формы государственного правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:43, реферат

Описание работы

Госуда́рство — это особая форма организации общества действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях. Дальше рассмотрим подробнее тему.

Содержание

1. Форма государства.
2. Формы правления.
2. 1. монархия.
2. 2. республика.
3. Формы государственного устройства.
3. 1. уНИТИРНОЕ ГОСУДАРСТВО.
3. 2. ФЕДЕРАЦИЯ.
3. 3. КОНФЕДЕРАЦИЯ.
4. Формы политического режима.
4.1. Антидемократические режимы.
4.2. демократические режимы.
5. Причины и особенности изменения форм государственного и политического режима.

Работа содержит 1 файл

реферат по политологии.doc

— 109.00 Кб (Скачать)
">государственного  правления, при которой верховная  роль в организации

государственной жизни принадлежит парламенту.

В такой  республике правительство формируется  парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова.

Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями :

обнародует  законы, издает декреты, назначает главу  правительства, является

верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министра, канцлер) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой

парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная  деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.

Парламентарная  форма республиканского правления  представляет собой такую структуру  высших органов государственной власти, которая реально

обеспечивает  демократизм общественной жизни, свободу  личности, создает

справедливые  условия человеческого общежития, основанное на началах правовой законности. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Италию,Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.

Президентская республика -  одна из разновидностей современной

формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.

Наиболее  характерные черты президентской  республики :

-  внепарламентский  метод избрания президента и  формирова-ния  правительства;

-   ответственность правительства  перед президентом, а не пе-ред  парламентом;

-   более широкие, чем в парламентарной  республике, полномо-чия главы

государства.

Классической  президентской республикой являются Соединенные Штаты Америки. В  соответствии с конституцией США, в основе которой

лежит принцип разделения властей, четко  определено, что законодательная

власть  принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная -

Верховному  суду. Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (выборов)  -  через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом, из лиц принадлежащих к его партии.

Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности.

Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 году.

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями : как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует в правительстве, назначает членов Верховного суда.

В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная

исполнительная  власть, наравне с которой по принципу разделения властей

нормально функционируют законодательная  и судебная власти. Эффективно

действующий механизм издержек и противовесов, существующих в современных президентских республиках, способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.

Смешанная республика- форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.

Характеристика  смешанной республиканской формы  правления:

С одной  стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум  недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы ( в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если  в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен. 

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Первой  республикой с подобной формой правления  была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Литва, Словакия, Россия, Украина, Киргизская Республика (с июля 2010 года). 

  1. Форма государственного устройства.
 

Форма государственного устройства -  это национальное и административно-

территориальное строение государства, которое раскрывает характер,

взаимоотношений между его составными частями, между  центральными и местными органами государственного управления, власти.

Форма государственного устройства показывает :

-  из  каких частей состоит внутренняя  структура государства;

-  каково  правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов;

- как  строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой  государственной форме выражаются  интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

По форме  государственного устройства все государства  можно подразделить на три основные группы :

-   унитарное;

-   федеративное;

-   конфедеративное. 

3.1 Унитарное государство. 

Унитарное государство  -  форма государственного устройства, при котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.

Отличия федеративного государства от унитарного заключается в наличии самостоятельных административно-территориальных единиц, как правило, обладающих собственным бюджетом, собственной системой законодательной и исполнительной власти и строящих отношения с федеральным центром на основе разграничения полномочий и ответственности.

Основные  признаки унитарного государства:

  1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
  2. Единые для всей страны высшие органы власти;
  3. Единая система законодательства;
  4. Единое гражданство;
  5. Единая денежная единица;
  6. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Примеры унитарных государств – царская  Россия, Бельгия, Голландия, Япония, Бразилия и др. 
 

3.2  Федерация. 

Федера́ция  — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Признаки федеративного государства:

Две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права  выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.

Можно выделить наиболее общие черты, которые  характерны для большинства федеративных государств:

  1. Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: штатов, кантонов, республик.
  2. В союзном государстве верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  3. В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.
  4. В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство федеральных единиц.
  5. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, ФРГ, Бразилия, Индия и др.).
  6. Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации.

Информация о работе Формы государственного правления