Гендерное направление в политологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 07:41, реферат

Описание работы

До начала XX века участие женщин в политике было минимальным. Однако женщины постепенно завоевывают и эту область деятельности. Сначала женщины требуют реализации активного избирательного права, чего и добиваются фактически повсеместно в течение XX века.
В своей работе, я бы хотела проанализировать мужские и женские стремления в политике, проследить становление равных, или почти равных с мужским, прав женщины, а так же рассмотреть современное положение дел в политике всего мира.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1 Различие поведения мужчин и женщин в политике………………...4
2 Положение женщины в России до XX века…………………………6
3 Положение современных женщин в политике………………………9
4 Женщины – политики современности………………………………13
Заключение………………………………………………………….......17
Список литературы……………………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

Гендерное направление в политологии.docx

— 41.74 Кб (Скачать)

Введение…………………………………………………………………3

1 Различие поведения мужчин  и женщин в политике………………...4

2 Положение женщины в России  до XX века…………………………6

3 Положение современных женщин  в политике………………………9

4 Женщины – политики современности………………………………13

Заключение………………………………………………………….......17

Список литературы……………………………………………………..19 
Введение

 

Значимость  выбранной мною темы обусловлена  изменениями, происходящими в современном  обществе. Изменение социального  статуса женщин происходит в середине XIX века. Сначала женщины начинают принимать участие в производственном процессе (так как для дальнейшего  экономического развития требуется  приток новой рабочей силы). Именно этот факт дал толчок к тому, что  жизнь женщин постепенно начинает протекать  не только в приватной сфере, как  это было ранее; женщины начинают играть все более важные роли и  в публичной сфере жизни общества. Постепенная, но постоянная трансформация  норм, ролей и ценностей неизбежно  вызывает интерес ученых, и тендерные  исследования в целом являются ответом  на события, происходящие в обществе и на сегодняшний день. Политика является одной из самых публичных  сфер жизни общества, где исторически  сложилось фактически полное доминирование  мужчин. До начала XX века участие женщин в политике было минимальным. Однако женщины постепенно завоевывают  и эту область деятельности. Сначала  женщины требуют реализации активного  избирательного права, чего и добиваются фактически повсеместно в течение XX века.

В своей  работе, я бы хотела проанализировать мужские и женские стремления в политике, проследить становление  равных, или почти равных с мужским, прав женщины, а так же рассмотреть  современное положение дел в  политике всего мира.

 

1 Различие поведения мужчин и женщин в политике

 

Следует рассмотреть, чем отличается женщина-политик  от мужчины-политика. Как считают  специалисты, женщины чаще всего  выдвигают законодательные инициативы, которые близки интересам женщин и которые на практике часто предаются  забвению в «мужском» парламенте. Женщина-политик осознанно отождествляет  себя с интересами, которые и традиционно, и по жизни принято считать  специфическими «женскими интересами»  или, по крайней мере, более близкими, понятными и насущными для  женщин. Например, проблемы продвижения  женщин на уровень принятия решений, защита прав женщин, вопросы образования, медицинского обслуживания, планирования семьи, детских учреждений, абортов  и т.д.. И здесь можно наблюдать  такой парадокс: если женщина-политик (женщина -законодатель) заявляет, что  в политике она - не женщина, то это  означает, что она не отождествляет  себя (осознанно, а скорее не понимая  всего этого) с интересами, объединяющими  все женское население, что она, как бы, отрекается от своей самости, полностью принимая стиль, созданный  по мужским правилам, в рамках которого заставляют действовать и жить женщину. Женщина мечтает о гармонии между  личной и общественной жизнью, между  профессиональной карьерой и домашним очагом. Это означает, что она  не хочет и не должна играть по мужским  правилам, а законно считает, что  эти правила должны быть созданы  ею самой. Правила же для совместного  поля игры должны быть созданы партнерами – мужчиной и женщиной.

Мужской и женский словарь в политике, как установлено, сильно отличаются друг от друга. Мужчины чаще всего  говорят о процентных ставках, акцизах, о НАТО, о технологиях... А женщины  в своих выступлениях больше употребляют  такие слова, как забота, уход, детский  сад, дом. Словом, мужские вопросы - «тяжелые», женские - «мягкие». А для принятия хороших решений необходим баланс. Мужчины в мире политики строят свои отношения в рамках: нападение - оборона. Когда в этот мир приходят женщины, отношения строятся по-другому, появляется больше шансов на диалог и сотрудничество. Мужчины и женщины в политике говорят на очень разных языках. У мужчин это официальный язык, в нем преобладает логика и аргументация, много технических и экономических терминов, но недостает слов, выражающих чувства. Язык политики и язык бюрократии являются видами языка власти - слова проходят сквозь нас, не достигая нашего сознания. Женщины считают, что не должны пользоваться типично мужскими речевыми оборотами и традиционной политической культурой. Они должны создавать свой язык, отражающий их жизнь и опыт, их желания и цели. В политике необходимо женское мышление, женское начало.

Традиционный  лидер в политике отличается авторитаризмом. Но это не модель для женщины. Ей лучше использовать свои природные  качества – коммуникативность, умение слушать и распознавать важность чувств, способность на компромисс, ориентированность на результат. Способность  женщин рассматривать поступки в  широком контексте, связывая один с  другим, есть ни что иное, как проявление мудрости, суть которой в вычленении не только одной логической цепочки  вещей и явлений, а способность  увидеть взаимодействие по закону причинно-следственной связи многих логических цепочек. Именно этим и отличается женщина как  особь человеческого рода. Таким  талантом, конечно, обладают и некоторые  мужчины. Тем не менее, как замечательно подметила Кэрол Гиллиган, профессор  психологии (Гарвардский университет, США): «Женщины обладают большей нравственной силой, у них более высокие  этические нормы и особая способность  устанавливать и поддерживать хорошие  отношения с людьми, т.е. все качества настоящего политического деятеля».

 

2 Положение женщины в России до ХХ века

женщина политика гендерный социальный

Социологи отмечают, что вопреки многим международным  договорам, подписанным Россией, включая  Факультативный протокол к Конвенции  о ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин, в России до сих пор нет национальных механизмов и процедур, способных не только юридически, но и фактически гарантировать  соблюдение конституционного принципа гендерного равноправия.

Объяснение  ситуации зачастую видят в патриархальных традициях российского общества. Действительно, если вспомнить «Книгу о домострое», памятнике средневековой  Руси, то женщина в этой книге  – жена, мать, хозяйка дома, полностью  подчиненная своему мужу. Если он уличит ее в предосудительных, на его взгляд, действиях, он должен «бережно и разумно, и больно, и страшно и здорово» побить супругу плетью. Зависимое  положение женщины не предполагало ее участия в общественно-политической жизни. Все тот же Домострой предписывал  ей на все вопросы посторонних  отвечать «не ведаю ничего того и  не слыхала и не знаю», да и самой  не задавать вопросов «о ненадобном». На домашних приемах хозяйке дома было положено поднести первую чарку  гостям, а затем скрыться в своих  покоях.

Ситуация  начала меняться во второй половине XVII – начале XVIII века. На дипломатических  приемах в доме главы Посольского  Приказа и воспитателя матери Петра I Артамона Матвеева их полноправным участником стала женщина – супруга  выдающегося дипломата Евдокия  Гамильтон6. Ее примеру постепенно последовали  и другие жены. Эпоха Просвещения, начатая правлением Петра I, способствовала изменению положения женщин в  обществе. Был отменен обычай, в  соответствии с которым вступающие в брак женщины не видели своего жениха вплоть до свадьбы. Было также  запрещено венчать без согласия брачующихся. Множились ассамблеи, где женщины получили право веселиться наравне с мужчинами.

Большую часть послепетровского просвещенного XVIII века Россией правили женщины: Екатерина I, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна, Елизавета и Екатерина II. Ближайшая  фаворитка Екатерины II княгиня Дашкова  стала первым президентом учрежденной  по ее проекту Российской Академии и оставалась в этом качестве одиннадцать  лет с 1783 по 1796 год. Дашкова долго  жила за границей. Там она встречалась  и беседовала с Вольтером, Д. Дидро, А. Смитом. Известно, что, обсуждая с  Дидро различные формы правления, Дашкова подчеркивала свои симпатии к английской конституционной монархии.

Княгиня была членом самой первой в России общественной организации «Вольное экономическое общество», занимавшейся проблемами русского земледелия и хозяйственной  жизни. Она была принята в Филадельфийское  философское общество и стала  членом Стокгольмской академии наук.

В годы правления  Екатерины Великой были учреждены  учебные заведения для девиц: прежде всего, Смольный институт с его  дворянским и мещанским отделениями. В нем девушки получали систематическое  образование: их учили новым языкам, литературе, Закону Божьему, алгебре, геометрии, физике, географии, естественной истории, танцам, рукоделию и домоводству. В середине XIX века появились учебные  заведения для девочек из всех сословий, причем учебная программа  почти ничем не отличалась от аналогичных  мужских заведений. Женщины получили право посещать университеты в качестве вольнослушателей. В последней трети XIX – начале XX века в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Казани стали открываться  высшие курсы для женщин: политехнические, агрономические, архитектурные, строительные, инженерные.

В 1906 г. именно в Российской Империи впервые  в Европе право голоса было предоставлено  женщинам. Это произошло в Великом  княжестве Финляндском, пользовавшемся известной автономией в рамках Российской Империи. Благодаря этому закону финские женщины стали членами парламента.

В 1908 г. в  России состоялся первый Всероссийский  женский съезд. Революционные настроения на этом съезде вынудили многих его  участниц скрываться от преследования  полиции. 23 февраля (8 марта) 1917 г. женщины-работницы  вышли на улицы Петрограда с протестом  против голода и войны. Это выступление  было началом Февральской буржуазно-демократической  революции 1917 года.

Равенство прав женщин было окончательно утверждено в советских конституциях. Советская  Россия стала первой страной, нарушившей гендерный запрет на профессию дипломата. В 1922 г. торговое представительство, а  с 1923 г. и дипломатическое представительство  в Норвегии возглавила Александра Коллонтай, революционерка, пропагандировавшая отказ  от буржуазного брака и воспевавшая  свободную любовь. Ее дипломатическая  карьера оказалась весьма успешной. В 1926 г. ее отправили послом СССР в  Мексику, а в 1930 году – в Швецию, где она оставалась во главе посольства вплоть до 1945 года. Ее женские качества: личное обаяние, развитая интуиция, миролюбие  – способствовали решению многих сложных проблем в тревожные  предвоенные годы и годы войны. Сама Коллонтай определяла дипломатию как  «искусство завязывать отношения с  людьми и развивать эти отношения». «Дипломат, говорила она, не давший своей  стране новых друзей, не может называться дипломатом»11. Впоследствии президент  Финляндии Урхо Кекконен отмечал  искреннюю благодарность финского народа в адрес Коллонтай за помощь Финляндии в выходе из войны, а  министр иностранных дел Швеции Кристиан Гюнтер подчеркивал, что пребывание Коллонтай на посту представителя  СССР в годы войны было счастьем для Швеции12. В 1945 г. инициативные группы в Норвегии и Швеции выдвинули  кандидатуру Коллонтай на получение  Нобелевской премии мира.

В созданный  в 1944 г. при МИД СССР Институт международных  отношений сначала принимались  лишь юноши. Спустя некоторое время  появились первые девушки, однако они  составляли явное меньшинство среди  студентов вуза. На работу в МИД  из них попадали единицы. Поэтому  вполне объяснимо, что те немногие женщины-послы  были не карьерными дипломатами, а политическими  назначенцами. В 60-х годах ХХ века партийный и советский работник Зоя Миронова возглавляла советские  миссии при ООН в Женеве и Нью-Йорке. Комсомольская активистка Валерия  Калмык в ранге Чрезвычайного  и Полномочного Посланника I класса была направлена послом в Коста-Рику. Послом в Швейцарии в 1980-х годах  стала высокопоставленный комсомольский  работник Зоя Новожилова. В прошлом  губернатор Санкт-Петербурга, Валентина  Матвиенко в 1990-х годах возглавляла  российское представительство в  Греции и на Мальте. Всего на год  с небольшим в 2003–2004 годах заместителем министра иностранных дел стала  бывший депутат Государственной  Думы от Либерально-демократической  партии России Э. Митрофанова. С января 2009 г. она возглавляет постоянное представительство России при ЮНЕСКО в Париже.

 

3 Положение современных женщин в политике

 

Согласно  переписи населения 2010 г. численность  женского населения России составляет 53,8 %. По данным Росстата количество работающих мужчин и женщин почти одинаково: 35 млн. и 33,7 млн. В неблагоприятных  условиях труда работает 3,5 млн. женщин, а каждая пятая занята на особо  тяжёлых и вредных работах. В  сельском хозяйстве только треть  женщин выполняет механизированные работы, две трети заняты тяжёлым  физическим трудом. К середине 90-х  годов Россия уже занимала 142-е  место по продолжительности жизни  мужчин (58 лет) и 100-е место по продолжительности  жизни женщин (73 года). По данным Всемирной  Организации Здравоохранения (ВОЗ) за 2011 г. российские женщины живут в среднем 76,1 года, а мужчины 64,3 года.

Только 8 января 1996 года Правительство РФ утвердило  своим постановлением «Концепцию улучшения  положения женщин в РФ». Одной  из стратегических задач, согласно этой Концепции, являлось оказание содействия участию женщин в процессе принятия решений на всех уровнях. Однако далее  в тексте этого документа было заявлено следующее: равные права и  равные возможности, а точнее «их  реализация связывается преимущественно  с мерами пропагандистско-воспитательного  характера». В какой мере пропаганда и воспитание могут повлиять на положение  дел? Только если в самой незначительной. Аналогичный чисто декларативный  характер носит весь текст этого  законодательного акта. Например, пункт 2 гласит: «право на равное участие лиц  обоего пола в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной и судебной власти и местного самоуправления». В пункте 2.1 содержится предложение  Совету Федерации и Правительству  РФ принять «законодательные акты и  целевые программы, направленные на обеспечение равного представительства  лиц обоего пола в органах государственной  власти». Кроме того, там содержится еще одна рекомендация, адресованная законодателю на случай принятия Закона о политических партиях: «в партийных  избирательных списках представительство  лиц одного пола на должно превышать 70% от общего числа кандидатов».

Также в 1996 году был издан Указ президента РФ «О повышении роли женщин в системе  федеральных органов власти и  органов государственной власти субъектов РФ» (указ № 1005 от 30.06.96). Этот документ интересен тем, что постановляет «рассмотреть вопрос о возможности  введения минимальной квоты для  замещения женщинами государственных  должностей федеральной государственной  службы». Все это было призвано обеспечить женщинам равные с мужчинами стартовые  возможности. Та же цель преследовалась изначально при создании института квотирования на представительство, а именно - обеспечение прав малочисленных (или коренных) национальностей. Если перенести эту перспективу в плоскость обсуждаемого вопроса, то получится, что продолжительно пустующее место, закрепленное за женщиной, никогда не удастся занять мужчине, который готов приступить к работе немедленно. В принципе, исходную установку (мотивацию) этой идеи понять можно: в обществе, в котором не обеспечивается адекватная реализация и защита прав и свобод всех граждан без исключения, о принципе законности и верховенства права даже не стоит заикаться. Основным препятствием к полноценному участию женщин в делах общества и государства является насилие (дискриминация). Цель, которую преследуют вдохновители этого проекта, также достаточно легко определить - претворение в жизнь политики равных прав и возможностей женщин и мужчин. Никто не спорит, что к проблеме равноправия полов привлекать внимание общественности нужно постоянно. В качестве примера можно сослаться на опыт развитых стран, особенно скандинавских. В парламенте Швеции женщины составляют 40%, в Норвегии - 9,4%, в Финляндии - 33,5%, в Дании – 33%, в России все иначе. Феминизм у нас также носит cвой оригинальный характер, суть которого в том, что он (феминизм) как явление неприемлем с позиций своеобразия национальной культуры. Российские женщины в деле борьбы за свои права ведут себя крайне непоследовательно, то есть, они, конечно, хотят добиться уважения и признания, но как только речь заходит о конкретных шагах, былой пыл улетучивается. Они предпочитают оставаться незаметными в общественной сфере: либо в силу загруженности, либо в силу отсутствия интереса к политике, либо из-за боязни стать публичной фигурой. Женщины-лидеры не могут убедить женщин-избирателей в правоте своих доводов. В итоге дела с женщинами-депутатами обстоят не так хорошо. Доказательством служит состав депутатов Государственной Думы V созыва: в списке «Единой России» женщины составляют 18 %, «КПРФ» - 4,3 %,«ЛДПР» - 7,3 %, «Справедливая Россия» - 15,6 %. На сегодняшний день в составе 450 депутатов Государственной Думы шестого созыва только 61 депутат – женщины.

Информация о работе Гендерное направление в политологии