Государственная регистрация юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:12, реферат

Описание работы

Чтобы устранить эти и другие значительные недостатки, решено было значительно изменить институт государственной регистрации юридических лиц, придать ему новый, более систематизированный, облик. Данную инициативу в феврале 2001 г. выдвинул Президент России В. Путин, выступая на Всероссийском совещании руководителей налоговых органов и органов налоговой полиции Российской Федерации. Центральной идеей проекта выступила передача функций государственной регистрации юридических лиц от Министерства юстиции РФ к налоговым органам, т.е. введение в практику принципа "одного окна" (соединения процедур регистрации юридического лица и его постановки на налоговый учет путем единого представления документов). Этим предполагалось, во-первых, унифицировать процедуру легитимации юридических лиц и, во-вторых, снизить административные проволочки в ее реализации.

Работа содержит 1 файл

реферат юр лиц.docx

— 33.85 Кб (Скачать)

 Наиболее полно и  четко это можно проследить, проанализировав  процессуальные действия регистрирующих  органов, результатом которых  является принятие либо решения  о государственной регистрации  юридического лица, либо решения  об отказе в такой регистрации.  Однако Федеральный закон N 129-ФЗ  такой возможности не предоставляет.  В нем нет ни одной нормы,  которая бы закрепляла правила  принятия таких решений. Существующие  в его содержании статьи под  наименованием "Порядок государственной  регистрации" (ст. 8 - 11, 13, 15, 18, 22) указывают  лишь на сроки, место регистрации,  правила подачи документов и  т.п. Нет подобной информации и среди подзаконных актов Правительства РФ и Федеральной налоговой службы.

 Вместе с тем необходимые  нам правила (хоть и не в  идеальном состоянии) закреплены  в отношении принятия решения  о регистрации общественных объединений,  торгово-промышленных палат, религиозных  организаций, т.е. в отношении  регистрации тех юридических  лиц, решение о которой принимают  органы Министерства юстиции  РФ. Согласно Правилам рассмотрения  заявлений и принятия Минюстом  России и его территориальными  органами решения о государственной  регистрации торгово-промышленных  палат, общественных объединений,  в том числе политических партий, профсоюзов и национально-культурных  автономий, эти органы, прежде  чем принять решение о государственной  регистрации общественного объединения,  проверяют документы с точки  зрения: 1) соответствия Конституции  РФ, Федеральному закону "О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей", Федеральному закону "Об общественных  объединениях", федеральным законам  об отдельных видах общественных  объединений; 2) наличия полного перечня  требуемых по закону документов; 3) соблюдения надлежащего порядка  и правильности оформления документов; 4) достоверности информации, содержащейся  в представленных на государственную  регистрацию документах; 5) соответствия  названия общественного объединения  требованиям закона; 6) наличия в  Едином государственном реестре  юридических лиц зарегистрированного  общественного объединения с  тем же названием на территории, в пределах которой данное  объединение осуществляет свою  деятельность.

 Исходя из представленного  перечня можно сказать, что  органы, принимающие решение о  государственной регистрации общественных  объединений, осуществляют, во-первых, количественную и, во-вторых, качественную  проверку. Если первой соответствует  проверка количества представленных  на регистрацию документов и  наличия в них необходимых  сведений (п. 2, 3), то для второй  характерна проверка этих сведений  на истинность, достоверность, соответствие  нормам законодательства (п. 1, 4 - 6).

В целях реализации перечисленных  задач орган, принимающий решение  о государственной регистрации  общественного объединения, вправе: 1) получать для ознакомления у обратившегося  за государственной регистрацией общественного  объединения подлинные экземпляры документов и иных материалов; 2) получать справки и объяснения от представителей общественных объединений и других заинтересованных лиц и организаций  по вопросам, связанным с государственной  регистрацией общественного объединения; 3) направлять запросы в государственные  органы и общественные объединения; 4) получать заключения специалистов по вопросам, возникающим в связи  с государственной регистрацией общественных объединений; 5) совершать  иные действия, вытекающие из требований закона.

 Закрепление подобных  требований и правил также  и в законодательстве, регулирующем  государственную регистрацию юридических  лиц с обычным статусом, не  только желательно, но и необходимо. Это позволит четко определить  круг прав и обязанностей органов,  принимающих решения о государственной  регистрации юридических лиц.

 На сегодняшний же  день процессуальные действия  органов Федеральной налоговой  службы при принятии решения  о регистрации юридического лица  можно определить только из  оснований отказа в государственной  регистрации юридического лица, ибо последние отражают главным  образом суть регистрации, т.е.  описывают те факты, поиском  которых и занимаются регистрирующие  органы.

 Федеральный закон  N 129-ФЗ в качестве оснований  для отказа в регистрации юридического  лица называет лишь: 1) непредставление  необходимых для государственной  регистрации документов (п. 1 ст. 23); 2) представление документов в ненадлежащий  регистрирующий орган (п. 2 ст. 23); 3) ситуацию, когда юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, является учредителем другого  юридического лица (п. 3 ст. 23 и п. 2 ст. 20); 4) ситуацию, когда происходит  государственная регистрация юридических  лиц, которые возникают в результате  реорганизации юридического лица, находящегося в процессе ликвидации (п. 3 ст. 23 и п. 2 ст. 20).

 Как видно из представленного  списка, законодатель в качестве  оснований для отказа в регистрации  юридического лица выделяет лишь  количественные критерии, связанные  с нарушением правил оформления  представленных на регистрацию  документов. Качественная же сторона  (проверка достоверности представленных  сведений) остается за рамками  регистрации. Вместе с тем именно  она (качественная сторона регистрации)  и является осевой (центральной,  сущностной) стороной государственной  регистрации вообще и государственной  регистрации юридических лиц  в частности.

 Согласно ч. 1 ст. 35 действовавшего  ранее Закона РСФСР "О предприятиях  и предпринимательской деятельности" отказ в государственной регистрации  предприятия был возможен, во-первых, в случае нарушения порядка  создания предприятия, а во-вторых, в случае несоответствия учредительных  документов требованиям законодательства  РСФСР. Исходя из этого на  регистрирующие органы возлагалась  обязанность по проверке не  только соблюдения правильности  порядка представления заявителем  документов, но, что важно, и соответствия  представленных документов требованиям  законодательства.

 Таким образом, нетрудно  понять, за счет чего законодатели  снизили срок государственной  регистрации юридических лиц  с одного месяца до пяти  дней. Понимая уязвимость своей  позиции, сторонники действующих  норм продолжают ссылаться на  уменьшение административных барьеров  и утверждают, что введенная в  действие в 2002 г. система имеет  несравнимые преимущества по  сравнению с действовавшим ранее  законодательством. Позволим себе  изложить собственную точку зрения.

 Существующий на сегодняшний  день список оснований для  отказа в государственной регистрации  юридических лиц, регистрируемых  в обычном порядке, нельзя никак  назвать полноценным и тем  более эффективным. Законом этот  список необоснованно сужен. За  его рамками находится масса  ситуаций, в которых вполне оправданно  и разумно было бы отказать  юридическим лицам в государственной  регистрации. К этим случаям  можно отнести, например, использование  в наименовании юридического  лица слова "Россия" и производных  от него слов, указание в представленных  на регистрацию документах недостоверных  сведений о месте нахождения  юридического лица, учреждение общества  с ограниченной ответственностью  другим хозяйственным обществом,  состоящим из одного лица, и  многие другие ситуации. Более  того, данные требования закреплены  законодательно в соответствующих  источниках. Кому, если не регистрирующим  органам, следить за их соблюдением?

 Федеральный закон  N 129-ФЗ предусматривает лишь один  вариант, когда регистрирующий  орган вправе обратиться в  суд с требованием о ликвидации  юридического лица, - "в случае  допущенных при создании такого  юридического лица грубых нарушений  закона или иных правовых актов,  если эти нарушения носят неустранимый  характер, а также в случае  неоднократных либо грубых нарушений  законов или иных нормативных  правовых актов о государственной  регистрации юридических лиц" (п. 2 ст. 25). При этом законодатель  вменил эти действия не в  обязанность, а в правомочия регистрирующему органу. Иными словами, последний может (когда захочет!) осуществить соответствующую проверку и выявить нарушения.

 В связи с этим  следует присоединиться к вопросу  отдельных специалистов, которые  не понимают логику нашего  законодателя: зачем регистрировать  юридическое лицо, вносить данные  о нем в Государственный реестр  для того, чтобы потом его ликвидировать  и исключать из Реестра ?

 Ответ на этот вопрос, пожалуй, можно найти в особенностях  российского бюрократизма, принцип  деятельности которого основан  на выполнении директив начальника, а уже какими средствами это  сделать - вопрос второстепенный. Подобным образом поступили и  разработчики законопроекта о  государственной регистрации юридических  лиц: Президент поставил перед  чиновниками задачу добиться  снижения сроков регистрации  - они его и снизили, но при  этом исказили до невозможного  суть самой государственной регистрации.

 При сегодняшнем состоянии  законодательства субъекты предпринимательства,  нарушившие требования, предъявляемые  к своему статусу, свободно  могут легализоваться и осуществлять  свою "теневую" деятельность, вводя  контрагентов в заблуждение. Последствия  такой деятельности можно себе  представить.

 Для исправления возникшей  ситуации, по нашему мнению, необходимо  дополнить Федеральный закон  N 129-ФЗ нормами о содержательной  проверке представленных на государственную  регистрацию документов. Было бы  правильно дополнить гл. III "Порядок  государственной регистрации"  ст. 9.1 "Правовая экспертиза представленных  на государственную регистрацию  документов", которая бы, во-первых, ставила в обязанность регистрирующим  органам проведение правовой  экспертизы представленных документов  и, во-вторых, указывала, что проверке  должны подвергаться а) формальная  сторона представленных сведений, т.е. количество и правильность  заполнения представленных документов, б) содержательная сторона представленных  сведений, т.е. их истинность (достоверность), и в) сведения о юридических  лицах - учредителях создаваемого  юридического лица на факт  обнаружения процесса его ликвидации. Это желательный минимум содержания  данной статьи. Конкретизирующие  положения, подобно положениям  вышеприведенного Приказа Минюста  РФ, могут быть даны приказом  Федеральной налоговой службы, где  подробно освещался бы порядок  проведения такой экспертизы.

 Кроме того, необходимо  увеличить список оснований для  отказа в государственной регистрации,  отразив в нем нарушения, обнаруженные  при правовой экспертизе представленных  на регистрацию документов. В  данном случае вполне приемлемо  были сформулированы основания  для отказа в государственной  регистрации юридических лиц  в действовавшем Законе РСФСР  "О предприятиях и предпринимательской  деятельности": "Отказ в государственной  регистрации предприятия возможен  в случае нарушения установленного  настоящим Законом порядка создания  предприятия, а также несоответствия  учредительных документов требованиям  законодательства РСФСР" (п. 2 ст. 35). Для того чтобы снизить возможность  административных препон со стороны  регистрирующих органов, было  бы правильным уточнить данную  формулировку указанием не на "требования законодательства  РСФСР", а на "требования федеральных  законов Российской Федерации". Круг таких федеральных законов  невелик - это прежде всего  ГК РФ, а в ряде случаев - законы, посвященные регулированию  правового статуса отдельных  организационно-правовых форм, и  специфические законы, закрепляющие  отдельные требования к юридическим  лицам (такие как "О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках", "О противодействии экстремистской  деятельности" и некоторые другие).

3. Третьей значительной  особенностью нового законодательства  о государственной регистрации  юридических лиц следует назвать  сам принцип "одного окна", согласно которому путем одной  подачи документов в регистрирующий  орган предприниматель получает: 1) свидетельство о государственной  регистрации юридического лица; 2) свидетельство о постановке  юридического лица на налоговый  учет, 3) документы, свидетельствующие  о регистрации юридического лица  в качестве страхователя в  органах Пенсионного фонда РФ, органах Фонда социального страхования  РФ, органах Фонда обязательного  медицинского страхования РФ; 4) документ, свидетельствующий о присвоении  юридическому лицу номера в  Федеральной службе государственной  статистики.

 Обязанность по предоставлению  всех необходимых сведений из  Единого государственного реестра  юридических лиц в уполномоченные  государственные органы возложена  на держателя этого Реестра  - органы Федеральной налоговой  службы. Порядок такого представления  достаточно прост. В пятидневный  срок со дня принятия решения  о регистрации юридического лица  налоговые органы пересылают  все сведения в соответствующие  государственные органы, где на  их основе производятся необходимые  процессуальные действия. После  принятия этими органами соответствующего  решения оно направляется обратно  в органы Федеральной налоговой  службы, должностные лица которых  связываются с заявителем государственной  регистрации юридического лица  и передают ему необходимые  сведения, сделав соответствующие  пометки в Государственном реестре.

 Постановка же юридического  лица на налоговый учет происходит  еще проще, а именно путем  предоставления сведений из одного  отдела органа Федеральной налоговой  службы, занимающегося регистрацией  юридического лица, в другой, уполномоченный  ставить юридические лица на  налоговый учет. Данное нововведение  действительно облегчило всю  процедуру легализации предпринимательской  деятельности и устранило излишние  административные проволочки при  регистрации предпринимателей в  соответствующих государственных  органах. Законодательством, на  наш взгляд, четко и слаженно  отрегулирована вся система движения  сведений, начиная от предоставления  их из Государственного реестра  и заканчивая выдачей необходимых  документов заявителю регистрации  юридического лица.

Информация о работе Государственная регистрация юридических лиц