Государственная власть в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 10:39, контрольная работа

Описание работы

Государство - как одна из форм политической организации общества - призвано осуществлять управление обществом на основе права с помощью специальных органов государственной власти. Система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляются задачи и функции государства, именуется государственным аппаратом. Для выполнения своих функций и задач органы государственной власти наделены властными полномочиями.

Содержание

Государственная власть в России……………………..……………………...3
Понятие, виды и принципы организации государственной власти в России……………………………………………………………………….3
Исполнительная власть…………………………...…….………………….7
Законодательная власть……………………………………….…………...8
Судебная власть…………………………………………………..……….10
Система органов государственной власти в России…………...…………..11
Президент РФ……………………………………………………………..11
Правительство РФ………………………………………………………...12
Федеральное собрание……………………………………………………14
Суды РФ…………………………………………………………………...16
Местное самоуправление в РФ……………………………………………...18
Органы государственной власти в субъектах РФ. Разграничение предметов полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ……….........................…19
Задача…………………………………………...……………………………..22
Список использованной литературы………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

контрольная право.docx

— 50.24 Кб (Скачать)

     Парламент Российской Федерации — Федеральное  собрание — состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных  выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого  субъекта).

     Поскольку органом общенародного представительства  является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

     В ст. 102 и 103 Конституции перечислены  основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях  проявляется принцип сдержек  и противовесов Президенту и Правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.

     Федеральное Собрание рассматривает все вопросы, связанные с основной экономической  деятельностью правительства: федеральный  бюджет; федеральный сбор налогов  и др. Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение чрезмерного усиления исполнительной власти и власти Президента.

     Система законодательных (представительных) государственной  власти субъектов Российской Федерации  устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и  Федеральным законом «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

     Названный Федеральный закон устанавливает  в статье 5 основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта РФ:

     а) принимает Конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает  устав субъекта Российской Федерации  и поправки к нему;

     б) осуществляет законодательное регулирование  по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации  в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;

     в) осуществляет иные полномочия, установленные  Конституцией Российской Федерации, Федеральным  законом «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации», другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

     «Право  законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной  власти субъекта Российской Федерации принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Российской Федерации».

     1.3. Судебная власть

     Важное  место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление  правосудия.

     Законодательная и исполнительная власти находятся  у истоков судебной власти: они  ее формируют. Однако затем судебная власть одновременно и отделяется и  возвышается, становясь властью  особого рода. Исходя из этого, следует  всегда иметь в виду, что судебная власть не аккумулирует властные функции: это лишило бы ее главного свойства — служить справедливому разрешению споров и конфликтов, в том числе  и тех, которые порождаются самими властными структурами в силу неправомерного использования власти или законно признаваемых за ними полномочий.

     В целом же миссия правосудия в обществе заключается в том, чтобы быть стражем порядка и оплотом  справедливости.

     Статья 118 Конституции РФ гласит: "Судебная система Российской Федерации устанавливается  Конституцией Российской Федерации  и федеральным конституционным  законом". Именно эти законодательные  акты служат правовой основой формирования системы правосудия как самостоятельной  ветви власти, которая могла бы стать мощным механизмом применения законодательства и его неукоснительного исполнения всеми гражданами и должностными лицами.

     Часть 2 ст. 4 Закона "О судебной системе  Российской Федерации" гласит: "В  Российской федерации действуют  федеральные суды, конституционные  (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации".

     В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов  Президент не вправе вмешиваться  в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов  судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом  Федерации на должности судей  Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент  также назначает судей других федеральных судов. Никто не в праве требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру — это было бы нарушением принципа разделения властей. В соответствии с Федеральным Законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность, и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ. 

  1. Система органов государственной  власти в России: Президент РФ, Федеральное  собрание (Совет Федерации  и Государственная  Дума), Правительство  РФ, суды РФ.

   Совокупность  органов российского государства, взаимосвязанных и взаимодействующих  между собой в ходе осуществления  государственной власти, образует систему  органов государственной власти Российской Федерации. В связи с  федеративным государственным устройством  России в данную систему входят органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной  власти субъектов Федерации.

   Согласно  ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную  власть в нашей стране осуществляет Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство РФ, суды РФ.

   2.1. Президент РФ

   Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных  с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

   В соответствии со своими конституционными полномочиями Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства России; принимает решение об отставке правительства; имеет право председательствовать на заседаниях правительства; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и министров; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка РФ, а также ставит вопрос о его освобождении.

   Государственную работу осуществляют все ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

   2.2. Правительство РФ

   Ведущую роль в системе органов государственного управления выполняют правительства. Они являются высшими исполнительными  и распорядительными органами государств и возглавляют всю систему  органов государственного управления. В соответствии с конституционными и иными актами на правительство возлагаются задачи «по общему руководству экономикой и социально-культурным хозяйством страны, разработке и осуществлению государственных бюджетов, по защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан, обеспечению государственной безопасности, осуществлению общего руководства строительством вооруженных сил и др.»

   Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ, обеспечивает в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории России. Оно направляет работу министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти, организует исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров  России, осуществляет систематический  контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

   В состав федерального Правительства  входят Председатель Правительства, заместители  Председателя Правительства и федеральные министры. Председатель Правительства РФ назначается главой государства с согласия Государственной Думы (ст. 111).

   Председатель  Правительства определяет основные направления деятельности Правительства  и организует его работу (ст.113). В  случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности  исполняет один из его заместителей.

   Правительство РФ действует в пределах срока  полномочий главы государства и  слагает свои полномочия перед вновь  избранным Президентом РФ (ст.116). Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом (ст.117). В свою очередь, Президент сам может принять решение об отставке Правительства. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. В таком взаимовлиянии проявляется принцип сдержек и противовесов.

   Полномочия  Правительства РФ связаны с различными сферами жизнедеятельности общества. Так, в области экономики Правительство  осуществляет регулирование экономических  процессов. В сфере бюджета и  финансов Правительство разрабатывает  и обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, разрабатывает  федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д. В социальной сфере Правительство РФ принимает  меры к реализации трудовых прав граждан, обеспечивает проведение единой социальной политики. В области науки, культуры и образования федеральное Правительство разрабатывает и осуществляет политику государственной поддержки развития науки, культуры, образования. В области природопользования и охраны окружающей среды Правительство РФ организует деятельность по рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов. В области укрепления законности и правопорядка Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности; в области обороны и государственной безопасности Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны страны и др. Правительство обладает правом законодательной инициативы.

   Полномочия  Правительства России реализуются  посредством его актов- постановлений и распоряжений, которые издаются на основании во исполнении Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов главы государства. Правительство РФ обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в РФ.

   2.3. Федеральное собрание

   Согласно  Конституции РФ (ст.95) Федеральное  Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной  Думы. Порядок формирования Совета Федерации определен Конституцией РФ и Федеральным законом от 5 августа 2000г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

   Палаты  Федерального Собрания самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией РФ. Она предусматривает (ст.100), что  палаты могут собираться совместно  лишь для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного суда и выступлений  руководителей иностранных государств.

   Согласно  ст. 102 Конституции РФ к ведению  Совета Федерации относятся: утверждения  изменения границ между субъектами Федерации, утверждение указа Президента о введении военного и чрезвычайного  положения; решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территорий; назначение выборов Президента РФ; назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов; назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора РФ.

   Государственная Дума - избираемый государственный  орган. Порядок избрания ее 450 депутатов  установлен Федеральным законом  от 24 июня 1999г. «О выборах депутатов  Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с  изм. и доп. от 12 апреля, 10 июля 2001 г.). Депутатом Государственной Думы может быть избран российский гражданин, достигший 21 года и имеющий право  участвовать в выборах. Выборы депутатов  Государственной Думы проводятся по мажоритарной системе по одномандатным  избирательным округам и пропорциональной системе по общефедеральному избирательному округу.

   Согласно  ст.103 Конституции РФ к ведению  Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства; назначение на должность и освобождение от должности  Председателя Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность  и освобождение от должности Председателя Счетной палаты; назначение на должность  и освобождение от должности Уполномоченного  по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Информация о работе Государственная власть в РФ