Государственное управление и политическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 12:24, доклад

Описание работы

Политическая система – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 57.50 Кб (Скачать)


3

 

Государственное управление и политическая деятельность

 

Политическая система – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений. Важнейшими элементами политической системы общества являются политические партии и общественные объединения.

Партийные системы, сложившиеся в различных странах, отличаются друг от друга по отдельным параметрам, и прежде всего своей организационной структурой и характером членства. В соответствии с этим можно выделить:

- массовые партии;

- кадровые партии.

Массовые партии по своему характеру близки к социальным или религиозным массовым движениям. Они отличаются высокой степенью идеологизированности своей программы, требованием активного участия каждого члена в делах партии, а также наличием членских взносов. Кадровые партии видят свою главную задачу в привлечении в ходе избирательной кампании максимально большого числа избирателей различных социальных слоев.

Отдельные партии могут существовать в форме объединения нескольких партий.

Различаются партии имеющие прямое и косвенное членство. При прямом членстве кандидат в члены партии принимается в индивидуальном порядке, при косвенном – человек может стать членом партии в силу того, что связан с организацией, которая входит в какую-либо партию. Политические партии действуют в большинстве стран. В то же время существуют государства, где создание политических партий запрещено законом (Иордания, Саудовская Аравия).

Кроме того, сложившиеся партийные системы можно классифицировать на:

1.              Многопартийные (идеальный вариант): при этом нет доминирующей партии, следовательно, они примерно одинаковы по влиянию, численности и т.д.

2.              Двухпартийные: не значит, что только 2 партии, но 2 из них наиболее сильные, многочисленные и попеременно сменяют друг друга (США, Великобритания).

3.              Однопартийные.

Возрастание роли политических партий в жизни государства привело к правовой регламентации их деятельности. Наиболее активно процесс институализации деятельности политических партий протекал после Второй мировой войны:

определялось понятие политической партии, ее роли и место вполитической системе; закреплялся порядок создания и прекращения деятельности политических партий;

фиксировались основные принципы организационного построения и порядка деятельности политических партий, определялась возможная финансово-экономическая база партийной деятельности;

устанавливались основы взаимодействия политических партий с государственными органами (участие в избирательном процессе, в работе законодательных и представительных органов) и органами местного самоуправления.

Одним из важных направлений регламентации деятельности партии являются законодательные требования, которые выдвигаются к их структуре и внутренней деятельности (членство, порядок принятия и и содержание уставов, партийных программ, формирование руководящих органов).

Правовой основой политической системы белорусского государства является Конституция Республики Беларусь. Конституция отражает формальное измерение политики, закрепляет основы общественно-политического строя страны. Кроме того, правовой статус политических институтов, принципы осуществления их деятельности закреплены в таких нормативных документах, как Гражданский кодекс Республики Беларусь, Избирательный кодекс Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении», «О профессиональных союзах», «О свободе совести и религиозных организациях», «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь», «О республиканских и местных собраниях», Декрет Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений», Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 1 декабря 2000 г. № 22 «Об утверждении Правил оформления и рассмотрения документов, представляемых для государственной регистрации политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также постановки на учет и государственной регистрации их организационных структур».

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 5 октября      1994 г. «О политических партиях» (с изменениями и дополнениями от 13 декабря 1999 г. И 22 июня 2001 г.) политической партией является независимое, образованное на основах индивидуального добровольного членства, объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.

В статье 4 Конституции закрепляется как возможность многообразия политических институтов, так и фактический запрет на установление обязательной идеологии политических партий и иных общественных объединений и социальных групп. В соответствии со статьей 5 Конституции Республики Беларусь политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции, законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах.

В Конституции Республики Беларусь (часть 3 статьи 5) отмечено, что создание и деятельность политический партий, а ровно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, запрещается.

Граждане Республики Беларусь имеют право на свободу объединения в политические партии. Принадлежность или не принадлежность к политической партии не может служить основанием для ограничения его прав и свобод либо для недопущения исполнения им установленных законом обязанностей за исключением случаев, предусмотренных статьей 12 Закона «О политических партиях». (членами партии не могут быть: работники МВД, КГБ, КГК, МЧС, военнослужащие, судьи, прокурорские работники; на период своих полномочий приостанавливают членство в партии Президент Республики Беларусь, члены ЦИК).

Принадлежность или непринадлежность гражданина к политической партии не может служить основанием для предоставления либо не предоставления ему государством льгот и преимуществ. Не допускается требование об указании в официальных документах на членство в той либо другой политической партии (за исключением случаев, предусмотренных статьей 12 Закона «О политических партиях».

Политические партии в Республике Беларусь действуют на основе принципов свободы ассоциаций, демократизма, самоуправления, законности, гласности и равноправия всех политических партий. Политические партии основывают свою деятельность согласно своим уставам и программам. Деятельность политических партий не должна препятствовать органам государственной власти и управления, предприятиям, организациям и учреждениям в осуществлении ими своих функций.

Государство гарантирует защиту прав и законных интересов политических партий, создание условий для выполнения ими своих уставных целей и задач. Органам государственной власти и управления, предприятиям, организациям, учреждениям и их должностным лицам запрещается вмешиваться во внутренние дела политических партий либо препятствовать в той либо иной форме их деятельности, если она осуществляется в соответствии с законом и их уставами.

На территории Республики Беларусь не могут создаваться политические партии других государств и иностранные граждане не могут состоять в наших партиях.

Реестр партий ведет Министерство юстиции Республики Беларусь.

Учредителями политических партий могут быть граждане Республика Беларусь, достигшие 18 лет, обладающие избирательным правом, не ограниченные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лишения свободы. Необходимое количество – не менее 1 тыс. учредителей из большинства областей и г. Минска. Партии строятся по территориальному признаку. У партий есть свое название, символика, программа, устав (там закрепляются цели, задачи, методы деятельности, порядок приема членов, их права и обязанности). Партии не могут выбрать себе название, которое уже имеется или название партии, которая ранее была ликвидирована.

Партии имеют право в установленном законом порядке:

Образовывать и распространять свои печатные издания.

Пользоваться государственными СМИ.

Распространять информацию о себе, свои идеи, лозунги.

Проводить митинги.

Участвовать в выборах.

Деньги в партии поступают в результате:

- уплаты членских взносов;

- пожертвований, дарений;

- доходов от издательской деятельности;

- поступлений от проведения культурно-массовых мероприятий;

Государство не финансирует политические партии, им запрещено получать помощь из-за границы, принимать пожертвования анонимно.

За нарушения Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «О политических партиях» и других актов законодательства политические партии несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Политическая партия, нанесшая незаконными действиями материальный или моральный ущерб гражданам, государству или юридическим лицам, обязана возместить его в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. В отношении политических партий могут быть применены следующие виды взысканий:

- письменное предупреждение;

- ликвидация политической партии.

В случаях совершения политической партией действий, нарушающих Конституцию Республики Беларусь, других законодательных актов и (или) устав данной партии, Министерством юстиции выносится письменное предупреждение. Предупреждение выдается либо направляется по почте руководящему органу политической партии не позднее чем в трехдневный срок после его вынесения. Письменное предупреждение Министерства юстиции Республики Беларусь может быть обжаловано в Верховный суд Республики Беларусь.

Политическая партия ликвидируется по решению Верховного Суда Республики Беларусь (представление о ликвидации партии в Верховный Суд могут вноситься Министерством юстиции или Республиканской Прокуратурой) в случаях:

1)    Совершения партией действий, предусмотренных частью второй статьи 6 Закона Республики «О политических партиях» (запрещено создание и деятельность партий политических партий, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды);

2)    повторного в течение года действий, за которое было вынесено письменное предупреждение;

3)    если при регистрации политической партии со стороны ее учредителей были допущены такие нарушения законодательства, которые носят непоправимый характер.

Кроме того, партии могут быть ликвидированы по решению своих высших органов.             

Конституционно-правовой статус общественных объединений.

Общественные объединения бывают:

1.              Республиканские общественные объединения, деятельность которых распространяется на территорию всей республики.

2.              Международные общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию Республики Беларусь (одну или нескольких административно-территориальных единиц) и территорию одного или нескольких иностранных государств, и которое имеет там организационные структуры.

3.              Местные общественное объединение, деятельность которого распространяется на территорию 1 или нескольких административно-территориальных единиц.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией граждан права на объединения и вопросы организации их деятельности, реализуются законом «Об общественных объединениях» от 4 октября 1994г. с последующими изменениями и дополнениями.

Основные признаки общественных объединений:

1.              негосударственность

2.              неприбыльность

3.              добровольность объединения

Правовое положение общественных объединений:

В законе (ст.1) дается определение: Общественное объединение —добровольное формирования граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав.

Иностранные граждане могут вступать в объединения, если это предусмотрено уставом.

Не допускается вмешательство организации в государственную деятельность и наоборот. Формы государственного вмешательства в деятельность общественных объединений представляют собой исключения из общего запрета, предусмотренные ст. 7 Закона «Об общественных объединениях». Такие исключения предусмотрены по следующим основаниям: охрана основ конституционного строя, целостности и безопасности государства, общий надзор за соблюдением законодательства Республики Беларусь, контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям и задачам, осуществлением финансовой деятельности.

Информация о работе Государственное управление и политическая деятельность