Государственный и политический строй Ирана

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

До Исламской революции 1979 г. Иран являлся парламентской монархией (после принятия в 1906 г. Конституции), в которой реальная власть принадлежала шаху.

Первая иранская Конституция состояла из двух компонентов – Основного закона, принятого в 1906 и наиболее важной части – Дополнений к Основному закону, принятых в 1907. В 1911 был принят закон о всеобщих выборах, который заложил основы избирательной системы в Иране, действующей до сих пор – всеобщее избирательное право, прямые и тайные выборы на пропорциональной основе, отмена имущественного ценза. В 1963 избирательное право получили женщины. Несмотря на значительные изменения в общественно-политической жизни Ирана в последующие 70 лет, кардинальных изменений Конституции не произошло, а внесенные поправки лишь расширили полномочия шаха.

Работа содержит 1 файл

Государственный и политический строй Ирана.docx

— 28.03 Кб (Скачать)

До Исламской  революции 1979 г. Иран являлся парламентской  монархией (после принятия в 1906 г. Конституции), в которой реальная власть принадлежала шаху.  
 
Первая иранская Конституция состояла из двух компонентов – Основного закона, принятого в 1906 и наиболее важной части – Дополнений к Основному закону, принятых в 1907. В 1911 был принят закон о всеобщих выборах, который заложил основы избирательной системы в Иране, действующей до сих пор – всеобщее избирательное право, прямые и тайные выборы на пропорциональной основе, отмена имущественного ценза. В 1963 избирательное право получили женщины. Несмотря на значительные изменения в общественно-политической жизни Ирана в последующие 70 лет, кардинальных изменений Конституции не произошло, а внесенные поправки лишь расширили полномочия шаха.  

 
Многие из декларированных конституционных  прав оказались нереализованными. В  частности, не был создан согласно ст. 2 Дополнений Совет из пяти улемов, призванный контролировать соответствие принимаемых  законов принципам ислама. В 1978, в  разгар оппозиционной борьбы шах  предложил аятолле Шариатмадари создать и возглавить этот Совет, но последний от этого предложения  отказался. Шах часто использовал  право роспуска меджлиса (парламент). Его законотворческая деятельность контролировалась шахом.  
 
После свержения монархии 11 февраля 1979 был проведен всеобщий референдум по вопросу будущего государственного устройства, по результатам которого Иран 1 апреля 1979 провозгласили исламской республикой. Конституция, принятая в декабре 1979 закрепила основные черты этого уникального государственного устройства, совмещающего элементы религиозной и республиканской власти, реализовав основной принцип исламской государственности – велаяте факих. Конституционно было закреплено верховенство не только исламских принципов в организации законодательной, исполнительной и судебной власти, но и верховенство исламского духовенства в структурах государственной власти. Воплощением монополизации духовенством политической власти явились те полномочия, которыми наделен рахбар (руководитель) – глава страны. Рахбаром является общепризнанный факих –религиозный правовед.  
 
Рахбар контролирует деятельность всех ветвей власти. Определяет основные направления внутренней и внешней политики, назначает главу судебной власти, главнокомандующих вооруженными силами и внутренними войсками, главнокомандующего Корпусом стражей Исламской революции, подписывает указ о назначении президента, который избирается путем всенародного, прямого и тайного голосования, назначает шесть факихов в Наблюдательный Совет. Он наделен правом объявлять войну и заключать мир, объявлять амнистию или смягчать приговор по предложению главы судебной власти. После исламской революции пост рахбара был пожизненно закреплен за имамом Хомейни, после его смерти в 1989 Совет экспертов избрал рахбаром аятоллу Али Хаменеи.  
 
Совет экспертов, входящий в систему высших органов власти, состоит из 86 членов, избирается на 8 лет (выборы – в 1982, 1990, 1998) путем прямых выборов. В практике государственного управления влияние рахбара реализуется через представителей его канцелярии. Конституционные полномочия рахбара позволяют ему в значительной мере контролировать и дублировать работу президента.  
 
По Конституции, высшим после рахбара государственным лицом является президент. Президент возглавляет исполнительную власть, должность премьер-министра в результате поправок, внесенных в Конституцию в 1989, была ликвидирована. Президент как глава страны представляет Иран на официальном уровне, особенно в отношениях с зарубежными государствами. Президент избирается на 4 года путем прямого голосования.  
 
Высшим органом законодательной власти является однопалатный парламент – меджлис. Избирается прямым голосованием сроком на 4 года. Число мест в меджлисе распределяется пропорционально населению городов и провинций (останов). Для принятия решения необходим кворум в две трети от общего числа депутатов. Представители конфессиональных меньшинств при произнесении депутатской клятвы использует священную книгу своей религии.  
 
В функции меджлиса входит разработка, обсуждение и принятие законодательных актов, предложенных правительством. Меджлис утверждает совет министров по представлению президента и располагает правом делать запросы членам кабинета. В случае выражения недоверия правительство или отдельные министры обязаны уходить в отставку.  
 
Законодательным органом, сочетающим функции верхней палаты и конституционного контроля, является Наблюдательный Совет, состоящий из 12 членов и проверяющий соответствие принимаемых меджлисом законов исламу и конституции. Половину членов Совета составляют факихи, назначаемые рахбаром, остальные избираются меджлисом из числа кандидатов, которых представляет глава судебной власти. Члены Наблюдательного Совета избираются на 6 лет, но через 3 года по жребию сменяется половина членов каждой из двух групп. Все принятые меджлисом законопроекты НС обязан рассмотреть в течение 10 дней. Законопроект приобретает силу закона только после одобрения его НС. Противоречия между меджлисом и НС привели к тому, что в 80-е ни один из основополагающих законов не был принят, и правительство работало в условиях законодательного вакуума. Поэтому с согласия Хомейни в 1989 в структуру власти была введена Ассамблея по определению целесообразности, которая выносит окончательное решение в случае несогласия между меджлисом и НС. Постоянные и временные члены Ассамблеи назначаются рахбаром страны. Помимо разрешения возникающих в процессе принятия законов разногласий, Ассамблея наделена конституционным правом совместного с рахбаром определения основных направлений политики страны.  
 
В структуру власти входит созданный в 1989 Высший совет национальной безопасности (ВСНБ). На этот совет возлагается определение конкретной государственной политики, общие направления которой определяются рахбаром совместно с Ассамблеей по целесообразности. Руководит работой Совета президент, а его членами являются главы трех ветвей власти, начальник Генерального штаба вооруженных сил, глава Планово-бюджетного Управления, министры иностранных дел, внутренних дел, два представителя Рахбара, соответствующий министр правительства в зависимости от повестки дня. В последние два года представитель рахбара в Совете Хасан Рухани активно участвовал в международных переговорах от имени иранского государства.  
 
 
Судебная система. В результате кардинальной реорганизации судебной власти в 1922–1939 ее основой стали нормы светского права. Введение Гражданского (1927–1935), Процессуального кодекса по гражданским делам (1939) и Кодекса о наказаниях (1939), Закона о регистрации документов и имущества (1932) завершили секуляризацию права.  
 
После исламской революции в основу судебной системы были положены нормы ислама. В наибольшей степени они коснулись уголовного, семейного права и системы наказаний. Первоначально высшим органом судебной власти в ИРИ (до 1989) являлся Верховный судебный Совет, после 1989 – Глава судебной власти, назначаемый на 5 лет рахбаром. Глава судебной власти назначает председателя Верховного суда, определяет Генерального прокурора, предлагает президенту кандидатуру на пост министра юстиции. Верховный суд осуществляет общий контроль над системой судебной власти и деятельностью судов. Суды делятся на общие, включающие уголовные и гражданские суды, и специальные. Общие суды в целом сохранили порядок, сложившийся в шахский период. К ним относятся высшие и низшие уголовные суды, высшие и низшие гражданские суды. Наибольшие изменения произошли в системе специальных судов, к которым отнесены семейные и бракоразводные дела, а также профессиональные суды. Специальный гражданский суд (разрешение семейных споров, разводы, опекунство, установление родства, наследство) является общественным, по своим полномочиям равный гражданскому и уголовному. Особую активность приобрели суды по делам духовных лиц и исламские революционные суды. Исламские революционные суды (закон 1983) являются частью судебной системы ИРИ и подчиняются Главе судебной власти. Они разделяются на суды по политически (включая распространение наркотиков) и экономическим вопросам (спекуляция, хищение государственного имущества). В 1989 созданы новые революционные суды по делам коррупции, проституции, похищения детей, вооруженных нападений. Специальные суды для духовенства были созданы на основании фетвы Хомейни 1987, судья и прокурор этого суда подчиняются непосредственно рахбару, что фактически выводит этот суд за рамки общей судебной системы. Во главе почти всех судов, кроме военного, а также во главе министерства юстиции стоят представители духовенства. Министерство юстиции в судебной системе ИРИ отвечает за поддержание связей между тремя ветвями власти и предоставление меджлису судебных законопроектов. В подчинении Министерства находятся нотариат и судебная экспертиза.  
 
Пересмотр конституции 1979. В политической системе, установленной конституцией, имелись противоречия. Часть из них проистекала из самой природы шиитских политических представлений и правовых принципов, а часть – из неопределенности в распределении полномочий между президентом и премьер-министром. По мере ухудшения состояния здоровья Хомейни стало ясно, что необходимо пересмотреть конституцию. В соответствии с письмом Хомейни от 24 апреля 1989 была создана специальная группа в составе 20 членов для пересмотра некоторых положений конституции.  
 
Требования, предъявляемые к Руководителю. Самой трудной проблемой для 20 членов группы, получившей название Совет по переоценке конституции Исламской Республики Иран, стало определение того, каким критериям должен соответствовать преемник Хомейни. По Конституции 1979, Руководитель должен был быть авторитетным лидером. Однако в шиитской традиции отсутствуют нормативные правила определения авторитета. В результате компромиссов и споров была выработана формула, по которой функции «руководителя» были отделены от функций «авторитетного лидера». Соответственно от Руководителя требуется лишь достаточный жизненный и политический опыт.  
 
Должность Руководителя дается пожизненно. Его избирает Совет экспертов, состав которого формируется по результатам всеобщего голосования из кандидатов, одобренных Советом попечителей. Все три уровня государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная контролируются Руководителем страны, которым с 1989 является аятолла Сейед Али Хаменеи.  
 
В новой конституции отменен пост премьер-министра и созданы предпосылки для перехода к президентской республике. В состав исполнительной власти входят: глава правительства – президент, избирается на всеобщих выборах на четырехлетний срок и совет министров (назначается президентом с одобрения парламента). До настоящего времени власть президента сильно ограничена полномочиями Руководителя и парламента.  
 
Высший законодательный орган – Собрание исламского совета, меджлис, который избирается всеобщим голосованием сроком на четыре года и состоит из 290 депутатов.  
 
Высший орган судебной власти – Верховный суд. Срок полномочий верховного судьи – пять лет.  
 
Пересмотренная конституция предусматривает создание Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ). На этот совет возлагается определение государственной политики под контролем Руководителя. Председательствует в ВСНБ президент. В заседаниях Совета в качестве его членов участвуют руководители всех трех ветвей власти, глава Совета верховного командования вооруженных сил, ответственный за государственный бюджет и планирование, два представителя Руководителя, министры внутренних дел и информации, министр правительства в зависимости от повестки дня и командующий Корпусом стражей исламской революции.

Региональные  и местные органы управления 
 
Страна разделена на 28 останов (провинций), которые подразделяются на 282 шахрестана, в свою очередь делящихся на 742 бахша. Наиболее развитыми останами являются Тегеран, Центральный, Исфахан и Восточный Азербайджан. Во главе останов стоят остандары (генерал-губернаторы), назначаемые Министерством внутренних дел и утверждаемые президентом.  
 
МВД назначает губернаторов (глав шахрестанов) и бахшдаров. Сельские районы делятся на дехистаны, объединяющие несколько деревень, во главе которых стоят дехдары (старосты). Согласно ст. 100 Конституции исполнительная власть каждого из уровней контролируется советами соответствующих административных единиц.  
 
Система муниципальных органов власти является выборной. Впервые выборы местных органов власти были проведены в 1999. Городские Советы избирают руководителей исполнительных органов (муниципалитеты).  
 
 
Политические партии.  
 
В первые месяцы после падения шахского режима многие из ранее запрещенных партий стали действовать легально. Это партии, входившие в Национальный фронт, партии марксистского типа, а также партии, использовавшие исламские лозунги. Активное участие в свержении шахского режима приняли такие левые партии как Организация моджахедов иранского народа (Моджахедин-е Хальк), Организация партизан-федаев (Федаяне хальк) иранского народа, Народная партия Ирана (Туде). Поддержали революцию некоторые буржуазно-демократические партии Национального фронта, члены которых вошли в состав Временного революционного правительства, партия «Движение за свободу Ирана (Нехзате азадие Иран)», лидер которой Мехди Базарган был назначен имамом Хомейни главой этого правительства.  
 
Однако вскоре некоторые из них перешли в оппозицию режиму. Наиболее серьезное сопротивление оказала партия «Моджахеддин-е хальк», поддержавшая первого президента ИРИ Абольхасана Банисадра, совершившая ряд террористических акций против высших функционеров режима. Деятельность этих партий была запрещена. Основная масса членов оппозиционных партий в настоящее время находится в эмиграции. Наиболее крупной и активной партией, продолжающей вести борьбу с исламским правительством, является «Моджахеддин-е хальк», имеющая собственные военные базы в Ираке. За рубежом действуют «Федаяне хальк» и «Пейкар». В эмиграции действуют и светские либеральные партии, в том числе группирующиеся вокруг сына последнего шаха. На полулегальном положении находится «Движение за свободу Ирана», лидером которой после смерти Базаргана является Ибрагим Язди. Члены партии, несмотря на периодические гонения, принимают активное участие в политической жизни ИРИ.  
 
Несмотря на то, что в 1981 был принят закон о партиях, его действие до окончания войны с Ираком было приостановлено. После запрета большинства партий партийная деятельность в ИРИ в течение более десяти лет была представлена, главным образом, исламскими партиями и группировками. В начале 1979 для завоевания духовенством политической власти, по инициативе Хомейни была создана Партия Исламской Республики (ПИР), в которую вошли все действовавшие исламские группировки и организации. Вооруженными силами ПИР стал Корпус стражей исламской революции. Среди духовенства не было единой точки зрения на направления внешней и внутренней политики, целью ПИР являлась выработка общей позиции. Свою задачу по созданию исламского режима власти ПИР выполнила, а так как противоречия внутри партии нарастали, в 1987 она была распущена. Группировки и партии, входившие в ее состав, возобновили свою деятельность.  
 
Политическое ядро ПИР составляло Общество борющегося духовенства (Джаме-йе руханияте мобарез), представлявшее сплоченную группировку сторонников построения исламского государства во главе с велайе факихом. Эта организация возглавляет консервативное крыло политических сил страны.  
 
В 1988 произошел раскол внутри «Общества борющегося духовенства» и из него (с согласия Хомейни) выделилось «Ассамблея борющихся улемов» (или Ассамблея борющегося духовенства (Маджма-йе руханийуне мобарез)). В организацию входили такие известные исламские политические лидеры как сын Хомейни Ахмад Хомейни, Мохаммад Мусави Хоениха, Мохаммад Хатами, Мохаммад Реза Тавассоли, Мохаммад Али Абтахи, Али Акбар Мохташеми, Мехди Кярубби. Эта организация с 1997, т.е. после выбора Мохаммада Хатами президентом ИРИ, стала олицетворять реформаторское крыло в политической жизни ИРИ. Борьба этих двух группировок иранского духовенства составляла основное содержание политической жизни ИРИ до середины 90-х годов.  
 
После роспуска ПИР, партии, входившие в нее, возобновили свою деятельность, со второй половины 90-х партийное строительство активизировалось. В 2002 МВД зарегистрировало более 200 партий и общественно-политических организаций. Крупнейшей партией реформаторского крыла является Фронт участия исламского Ирана (Джебхе мошаракяте Иране эслами), или партия Мошарекят. Организована сторонниками Хатами в 1998 г., стала ядром, образованного накануне выборов в меджлис 2000 г. Фронта 23 хордада (день избрания Хатами президентом), в который вошли 18 партий и организаций, выдвинувших общих кандидатов. Генеральным секретарем Мошарекят являлся брат Мохаммада Хатами- Мохаммад Реза Хатами. В Центральный совет партии входят члены правительства, крупные общественные деятели.  
 
Деятельность реформаторского правительства Хатами была активно поддержана партией «ОМИР – Организация моджахедов исламской революции» (Саземане моджахедине энгелабе эслами). ОМИР была сформирована сразу после революции, в период ирано-иракской войны деятельность партии была приостановлена и возобновлена после 1988.  
 
Сторонником реформ, особенно в экономике, является центристская партия «Служители созидания Ирана – Хезбе каргозаране сазандегие Иран» (Каргозаран). Партия была создана в 1996 сторонниками Рафсанджани в правительстве и меджлисе во главе с тогдашним мэром Тегерана Голам Хоссейном Карбасчи.  
 
Старейшей и наиболее крупной партией консервативных сил, ядром Общества борющегося духовенства является «Исламское Коалиционное Общество (ИКО)» (Джамийате моталефейе эслами), созданное на базе объединения трех религиозных группировок. Вошла в состав ПИР, прервав самостоятельную деятельность. После роспуска возобновила работу как самостоятельная партия.  
 
Накануне выборов в меджлис 7 созыва была создана партия нео-консервативных сил «Абадгяран» (Устроители), завоевавшая большинство мест в меджлисе. Лидер партии Голамали Ходдад Адель (лингвист, президент созданной в 1990 Академии персидского языка).  
 
В 2001 была создана партия нео-реформаторов «Иранцы за демократию» (лидеры – Казем Шоале Саади и Мохсен Сазегар), деятельность которой ограничивается публикацией статей, критикующих теократический режим, в зарубежных и электронных изданиях.  
 
 
Вооруженные силы.  

     В шахский период в Иране была создана  сильная и технически хорошо оснащенная армия. Во время революционного движения она не участвовала в его подавлении, но и не встала на сторону нового режима. C первых дней после свержения  шахского режима lуховенство приступило к созданию альтернативных армии  вооруженных сил – Корпуса  стражей исламской революции (КСИР), который из добровольческого соединения превратился в регулярное формирование, состоящее из сухопутных войск, ВВС, ВМС и разведывательно-диверсионных сил специального назначения «Кодс». В составе ВВС Корпуса находятся  ракетные войска. Кроме того, КСИР контролирует ополчение «Басидж». 

     В соответствии со ст.110 Конституции верховным  главнокомандующим всеми вооруженными силами является рахбар. Он осуществляет руководство через Генеральный  штаб, который является высшим, центральным  органом управления всех видов и  компонентов ВС страны. Во всех органах  военного управления рахбар имеет личных представителей. Министерство обороны  отвечает за военное строительство, составление военного бюджета, за военные  НИОКР, работу предприятий Организации  оборонной промышленности (около 40 предприятий военного комплекса), закупки  вооружения и т.п. Организация и  структура Сил охраны правопорядка очень сложна. Общее руководство  осуществляет верховный главнокомандующий  вооруженными силами через министра внутренних дел, непосредственное руководство  через командующего силами охраны правопорядка. 

     Жандармерия как часть сил охраны правопорядка подчинена Министерству внутренних дел. В структуру вооруженных  сил входят спецслужбы, наиболее мощной из которых является САВАМА (приемник САВАК – шахской тайной полиции). За разведывательную деятельность отвечает Министерство информации. Призывной  возраст – 21 год. 

      
Внешняя политика. 

     Ориентация  на поддержку Запада, сделали Иран шахского периода форпостом влияния  США в зоне Персидского залива. Установив прочные экономические  отношения с СССР, Иран оставался основным противовесом усиления советского политического влияния в регионе. 

     После революции 1979, которая проходила  под антиимпериалистическими лозунгами, внешнеполитический курс резко изменился. Главными внешнеполитическими концепциями  ИРИ стали: «ни Запад, ни Восток (т.е. советский блок), а ислам», экспорт  исламской революции. США были объявлены  «большим сатаной», СССР – «малым сатаной». Были разорваны отношения с Израилем. Захват американского посольства в  Тегеране в 1979 привел к разрыву дипломатических  отношений с США. Начавшаяся в 1980 война с Ираком, а затем и  оккупация островов Абу-Муса, Томбе-Бозорг и Томбе-Кучек осложнили отношения  Ирана с арабскими странами. 

     В 90-х внешняя политика стала более  взвешенной, учитывающей прежде всего  прагматические цели государства. Провозглашенная  М.Хатами концепция «диалога цивилизаций» стала курсом на расширение международных  связей, постепенное сокращение числа  стран, которых после свержения  революции Иран считал своими врагами. Отношения с СССР, которые стали  налаживаться уже с середины 80-х, после распада СССР еще более  расширились (имеется в виду РФ). После нейтральной позиции, занятой  ИРИ в конфликтах в Кувейте (1991), Афганистане (2001) и Ираке (2003) стабилизировались  связи с большинством стран. Значительно  расширились отношения с Евросоюзом. Однако сохраняется противостояние с США и Израилем.  
США причислили Иран к «оси зла», сохранили режим эмбарго и санкций против компаний, участвующих в развитии нефтегазовой отрасли Ирана. Главной проблемой, осложняющей отношения с Израилем и США, является позиция по Палестине. Исламский режим не признает права Израиля как государства и выступает за восстановление Палестины как независимого государства, в 80 – первой половине 90-х официально поддерживал движения «Хезболла» и «Хамас». 

     Отношения Ирана и России после исламской  революции, отличавшиеся неровностью, осложнялись пребыванием советских  войск в Афганистане. Иранская сторона  прекратила подачу газа по газопроводу  в СССР. В 1989 было подписано крупномасштабное долгосрочное Соглашение о сотрудничестве, которое предусматривало участие  СССР в ряде долгосрочных программ, включая военную программу. 

     После распада СССР Иран перестал быть непосредственным соседом России, сохранив общую границу  по Каспию. Позиции Ирана и России в 90 – начале 2000-х по ряду внешнеполитических, особенно региональных, проблем совпадали, в частности по Таджикистану и  Афганистану, по вопросу расширения НАТО на Восток. Новым направлением экономического сотрудничества стало  участие России в создании атомной  энергетики Ирана, являющегося членом ДНЯО. В 2001 Мохаммад Хатами и В.В.Путин  подписали в Москве новый Договор  об основах взаимоотношений и  принципах сотрудничества между  РФ и ИРИ сроком на 10 лет с автоматическим продлением на последующие пятилетние периоды. Иран активно участвует в работе международных и региональных организаций. 

      
Иран  в постсоветский  период.

     Распад  СССР изменил внешнеполитическую обстановку на Среднем Востоке. Война в Персидском заливе продемонстрировала усиление позиций  западных государств, особенно США. Соединенные  Штаты стали придерживаться стратегии  сдерживания Ирана. США также  воспрепятствовали тому, чтобы экспорт  нефти и газа из стран Центральной  Азии и Закавказья направлялся через  иранскую территорию.  
Отношения с арабскими государствами Ближнего Востока и Персидского залива остаются напряженными, хотя и в меньшей степени, чем в 1980-е годы. Основная причина трений заключалась в негативной реакции Ирана на арабо-израильский мирный процесс и поддержке воинствующих мусульманских группировок среди арабов. 

     Попытки Ирана укрепить отношения с государствами  Персидского залива были подорваны  возобновившимся многолетним спором с Объединенными Арабскими Эмиратами  из-за суверенитета над островами  Абу-Муса, Томбе-Бозорг и Томбе-Кучек.

Информация о работе Государственный и политический строй Ирана