Государство, его место и роль в политической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

Центральным элементом политической системы выступает государство. В повседневной жизни термин "государство" отождествляется со страной или обществом. Однако в научной литературе есть 2 главных значения данного термина. Государство трактуется:
• как совокупность государственных учреждений, то существуют аппарат регулирования обществом;
• как специальный вид политико-правовой власти общества.

Содержание

1 Государство………………………………………………………..3стр
1.1 Понятие и признаки государства………………………………4стр
1.2 Функции государства……………………………………………6стр
2 Политическая система общества…………………………………8стр
3Государство, его место и роль в политической
системе общества……………………………………………………10стр
4Заключение…………………………………………………………14стр
5Список литературы …………………

Работа содержит 1 файл

Политология.docx

— 37.15 Кб (Скачать)

 

3. Нормативная  подсистема – политические нормы  и традиции, определяющие и регулирующие  политическую жизнь общества, в  том числе этико-моральные нормы.

 

4. Культурно-идеологическая  подсистема - совокупность различных  по своему содержанию политических  идей, взглядов, представлений и  чувств участников политической  жизни, т.е. политическое сознание  субъектов политической системы,  которая функционирует в двух  уровнях:

 

- теоретическом (политическая идеология);

- эмпирическом (политическая психология).

Особое внимание уделяется политической культуре –  комплексу типичных для данного  общества стереотипов поведения, ценностей, политических представлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Государство, его место и роль в политической системе общества

 

 

Характеризуя  роль и место государства в  политической системе общества следует

исходить, прежде всего, из того, что оно - в любой  стране и на любом этапе

развития  общества - выступает как самая массовая и самая всеобъемлющая

организация. Оно объединяет или стремиться объединить вокруг себя  различные

слои населения.

В конституциях и других законодательных актах  оно стремится определить себя

как сообщество всего народа, объединение, действующее  ради всеобщего блага.

Это стремление закреплялось и в Конституции  СССР 1977г. (ст. 1 “Союз

Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное

государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции,

трудящихся  всех наций и народностей страны”), и в Конституции Российской

Федерации 1993 года (ст. 2 “Человек, его права и  свободы являются высшей

ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина

– обязанность  государства”, ст. 3 “.единственным источником власти в

Российской  Федерации является ее многонациональный  народ”), и в Конституции

США (“Мы, народ  Соединенных Штатов, в целях образования  более совершенного

Союза, утверждения  правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации

совместной  обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и

нашему потомству  благ свободы, учреждаем и вводим эту Конституцию для

Соединенных Штатов Америки”).

Аналогичные стремления выражать волю всего народа проявляли себя и в

конституционных актах других государств. “Народ” при этом зачастую является

только социальным фоном, за которым скрывается реальная государственная

власть, принадлежащая  определенному классу, социальному  слою или правящей

группировке. В реальности же именно те, в чьих руках находится

государственная власть, являются реальными творцами внутренней и внешней

политики.

Сказанное, однако, не означает, что государство  ограничивает свою социальную

базу лишь непосредственно стоящими у власти правящими кругами. Напротив,

государство прилагает реальные усилия для расширения своей социальной базы,

которая обеспечивает ему стабильность. В идеале каждое современное

государство стремится к тому, чтобы его  социальная основа, закрепленная

конституцией, которую составляют все подданные  государства, превратилась в

его реальную основу. Для проведения эффективной  деятельности, то есть

полноценной реализации своих функций государству  необходимо иметь как можно

большее число  убежденных сторонников его внутренней и внешней политики.

Особое место  и роль государства в политической системе общества определяется

еще и тем, что в его руках находятся  огромные материальные и финансовые

ресурсы. В  некоторых странах оно является монопольным собственником основных

средств и  орудий производства, что особенно ярко  проявлялось во

внутриполитической  деятельности бывших социалистических стран. Так,  в СССР

в исключительной собственности государства находились земля, ее недра, леса и

воды, а также  основные средства производства в промышленности, банки,

средства  связи, основной жилищный фонд и т.д., иное имущество, необходимое

для осуществления  государственных функций.

Как показывает практика, наличие хорошо развитой государственной формы

собственности необходимо для нормального функционирования государства.

Однако, как  считают отечественные правоведы, необходимым условием

стабильности  общества и политической системы  в целом является сосуществование

на равных правах самых различных форм собственности. Государство в этом

смысле не должно подавлять прочие составляющие общественной системы.

Основное  отличие государства от других политических институтов общества

состоит прежде всего в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его

властная  сила универсальна: она распространяется на все население и

общественные  партии данной страны; она держится на прерогативах - полномочиях

отмены всякой другой власти, а также на наличии  таких средств воздействия,

которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают.

К таким средствам  воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников,

армия, суд  и т.д.

Политические  партии и массовые общественные организации  также могут иметь

свои постоянно  действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их

нормальное  функционирование. Однако в отличие  от государственного аппарата

они не имеют  в свое структуре, например,  таких  органов, которые призваны

охранять  действующую в обществе правовую систему  -  органов милиции, суда,

прокуратуры, адвокатуры  и т.п., функционирующих  в интересах всех членов

общества.

Среди различных  элементов политической системы  государство выделяется еще и

тем, что  располагает разветвленной системой юридических средств, которые дают

ему возможность  управлять многими отраслями  экономики и оказывать воздействие

на все  общественные отношения. Обладая соответствующими полномочиями,

различные государственные  органы не только издают в рамках своей  компетенции

нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию.

Достигается это  по-разному - путем воспитания, поощрения и убеждения,

осуществлением  постоянного контроля за точным осуществлением этих актов,

применением в необходимых случаях мер  государственного принуждения.

Следует отметить, что в некоторых  странах  общественные организации могут

иметь в своем  распоряжении неприсущие им юридические  рычаги воздействия.

Однако они, в отличие юридических средств  воздействия, находящихся в руках

различных государственных  органов, носят ограниченный характер.  Возникают

они у общественных организаций не в силу самой природы  данных объединений, а

в результате того, что само государство наделило их правом издания

юридических актов.

Наконец, государство  обладает суверенитетом. Суверенность политической власти

выступает как  один из признаков государства. Его  содержание заключается в

верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими

негосударственным организациям внутри страны и в независимом  поведении страны

(государства)  на внешней арене.

Итак, государство  и общественные объединения –  это самостоятельные части

политической  системы. Они обладают внутренней самостоятельностью и

независимостью  в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел.

Функционирование  политической системы общества осуществляется на основе

правовых  норм. Все организационные структуры  политической системы действуют  в

рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент

государственной и общественной жизни.

Конечно, названные  особенности не исчерпывают всей специфики государства как

элемента  политической системы общества на фоне всех других ее структурных

элементов. Но они дают общее представление  о государстве, а также о факторах,

определяющих  место и роль государства в  политической системе общества.

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Заключение

 

 

 

 

В зависимости  от степени участия в политической жизни органы и организации –  элементы политической системы в  научной литературе подразделяются на следующие группы:

 

Собственно-политические. К их числу относятся государство, все политические партии, отдельные  общественные организации.

 

Характерным признаком этих организаций является их прямая связь с политикой, их активное воздействие на политику.

 

Непосредственной  целью их создания и функционирования выступает политическая цель.

 

Несобственное-политические объединения.

 

К ним относятся  такие организации, которые возникают  и развиваются не в силу непосредственно  политических, а в силу экономических  и других причин.

 

Политическая  деятельность этих организаций не составляет основу их функционирования. Она не имеет для них решающего значения.

 

Решающая  роль среди всех вышеназванных объединений  – составных частей политической системы общества - всегда играло и  продолжает играть государство.

 

В структуре  политической системы общества государство  является объективно необходимым ее составным элементом на протяжении всей истории развития общества, а, следовательно, и его самого.

 

Государство выступает, прежде всего, в качестве альтернативы в бесплодной борьбе между  различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами.

 

Его можно  рассматривать как организационную  форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания.

 

В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социально-классовое  расслоение общества. Отсюда следует, что государство выступает политической организацией экономически господствующего  класса.

 

Право является необходимым стабилизирующим фактором политической системы. Источниками  права являются не только нормативные  акты, но и обычаи, традиции, прецеденты, а также решения (законы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1.Теория государства и права.  Мелехин А.В. М.: 2007. — 640 с.; Консультант Плюс, 2009, 2-е изд

2. Автор: Горелов А.А.

Издательство: Флинта; МПСИ, 2008 г

3. Краткий учебник для вузов. — М.: Издательская группа НОРМА— ИНФРА-М — 448 с

4.Интернет-рессурсы  http://ru.wikipedia.org

5.Интернет-рессурсы  http://politologa.net/

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государство, его место и роль в политической системе общества