Государство и право

Автор: Коля Линкис, 01 Декабря 2010 в 08:55, реферат

Описание работы

Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права – составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Работа содержит 1 файл

Государство и право.docx

— 15.24 Кб (Скачать)

Государство и право  – важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права  – составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и  реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного  порядка тесно связаны с положениями  политико-правовой теории. 

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных  общественных явлений.   

Пытаясь понять, что  такое право  и какова его роль в жизни общества, еще римские  юристы обращали внимание на то, что  оно не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел), употребляется  в нескольких смыслах. Во-первых, право  означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. В другом смысле право –  это то, что «полезно всем или  многим в каком-либо государстве, каково цивильное право». 

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление  о праве. Появилось множество  различных правовых идей, теорий и  суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как  гражданское (цивильное), хотя и в  «модернизированном» виде, но сохранилось.  

Споры о понятии  права, ровно, как и о соотношении  государства и права, права и  закона имели место не только в  далеком историческом прошлом. Они  продолжались и в XX в., имеют место  также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так  же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два  разных определения права. 

Один из этих  подходов, именуемый позитивистским, ориентируется  не только на неразрывную связь государства  и права, но и на то, что государство  является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как «система общеобразовательных, формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон  государственную волю господствующего  класса и выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений». 

При таком подходе  право полностью или почти  полностью отождествляется с  законом, а точнее – с нормативно-правовыми  актами, исходящими от государства  и обеспечиваемыми государством. 

Другой подход к  праву – непозитивистский, не связывает  столь жестко, как первый, понятие  права с понятием государства. Право  при этом рассматривается как  «претендующий на всеобщность и  общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических , корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды»1. 

При таком подходе  к праву последнее не отождествляется  с законом и подзаконными актами. Закон считается правовым лишь в  том случае, если он несет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание «заложен»  правовой идеал. 

В этом заключается  одна из главных причин того, что  данный подход, несмотря на свою явную  привлекательность, в реальной жизни, на практике является менее распространенным и применяемым, чем первый, позитивистский подход. 

Используя последний  и неразрывно связывая государство  с правом, и, наоборот, теоретически и практически исходят из того, что  право в реальной жизни  не иначе, как в виде общеобязательных правил поведения (норм), которые непосредственно  издаются либо санкционируются (утверждаются) государством. За нарушение их к  нарушителю применяются различные  меры государственного воздействия. 

Государство и право  взаимозависимы друг от друга, но в  тоже время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно  воздействует на государство путем  установления общеобязательных для  всех его органов, должностных лиц  и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок  деятельности и взаимоотношений. 

Понятие и основные признаки государства 

Государство есть продукт  развития общества, продукт непримиримости классовых противоречий. Государство  появляется там,  тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые  противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится  на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления  возникает и развивается особый институт-государство, которое никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство  есть продукт общества на известной  стадии развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось  на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужна  была сила, которая бы умерила столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ними, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство.  

Возникновение государства- это приспособление общества к новым  условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (т.е. в экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические  отношения частной собственности  сохранились, поддерживались, развивались. Экономические отношения – базис, причина всех трансформаций, протекающих  в надстройке, к которой относится  и государство. 

Государство есть особая организация политических сил, находящихся  у власти. 

Государство отличается от родоплеменной организации следующими признаками. Во-первых, публичной властью, не совпадающей со всем населением, обособленной от него. Особенность  публичной власти в государстве  состоит в том, что она принадлежит  лишь экономически государствующему классу, является политической, классовой властью. Эта публичная власть опирается  на особые отряды вооруженных людей  – первоначально на дружины монарха, а в дальнейшем – армию, полицию, тюрьмы и другие принудительные учреждения; наконец, на чиновников, специально занятых  управлением людьми, подчинением  последних воле экономически господствующего  класса. 

На содержание публичной  власти и ее аппарата (чиновников, армии, полиции, тюрем и т.д.) с населения  собираются налоги, которые  были известны родовому строю. 

Во-вторых, разделением  подданных не по кровнородственному, а по территориальному признаку. Вокруг укрепленных замков монархов (королей, князей и т.д.) под защитой их стен селилось торгово-ремесленное население, росли города. Здесь же селилась и богатая наследственная знать. Именно в городах, прежде всего люди связаны были не кровнородственными, а соседскими отношениями. С течением времени кровнородственные связи  заменяются соседскими и в сельской местности. 

Причины и основные закономерности образования государства  были едиными для всех городов  нашей планеты. Однако в разных регионах мира, у разных народов процесс  образования государства имел свои особенности, подчас весьма существенные. Они были связаны с географической средой, конкретными историческими  условиями, в которых создавались  те или иные государства. Классической формой является

Информация о работе Государство и право