Государство как политический институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

У термина «государство», как и у любого другого термина в общественных науках, существует множество определений, каждое из которых отражает определённые черты и свойства этого понятия или совокупность этих свойств и черт.
Само слово «государство» (англ. – state, нем. – der Staat, франц. – etat) с XVI в. употребляется в форме stato (Макиавелли), в число значений которого входят положение, статус общества.

Содержание

1. Понятие государства и его сущность
2. Исторические формы государства и политические режимы.
Литература

Работа содержит 1 файл

государство как политический институт-вариант 5-Шинкарев.doc

— 51.00 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ИМЕНИ К.Г. РАЗУМОВСКОГО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по курсу «Политологии»

на тему «Государство как политический институт»

 

 

 

 

 

 

Подготовил:     студент 4-го курса

ЭиП 7275-Э-08    Шинкарев И.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011


Содержание

 

1.      Понятие государства и его сущность

2.      Исторические формы государства и политические режимы.

     Литература
1. Понятие государства и его сущность

 

У термина «государство», как и у любого другого термина в общественных науках, существует множество определений, каждое из которых отражает определённые черты и свойства этого понятия или совокупность этих свойств и черт.

Само слово «государство» (англ. – state, нем. – der Staat, франц. – etat) с XVI в. употребляется в форме stato (Макиавелли), в число значений которого входят положение, статус общества. Можно сказать так: государство – это способ целевого объединения людей, заинтересованных в обеспечении мира и порядка на территории проживания.

Между тем, государство – это организация общества, необходимая как условие, предпосылка решения общих дел.

Государство – это, конечно, политическая организация общества, система публичной власти, воплощающей право и силу.

А также, государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою публичную власть на территорию всей страны и её население, а также на других лиц, проживающих на её территории, располагает для этого аппаратом принуждения и управления, с помощью нормативно-правовых актов, обязательных для всех велений, и обладает чертами суверенитета.

Возможности решения общих (публичных) дел определяется наличием государственного аппарата управления, правомочием (иметь право и мочь) государственных органов принимать законы, общеобязательные нормы, а также осуществлять предусмотренные законом определенные действия или требовать известных действий от других участников правоотношений, обеспечивать пределы власти над человеком, права и свободы гражданина, условия, при которых он вправе требовать от власти защиты своей жизни и своих же интересов.

Органы государственной власти и управления взаимодействуют с институтами гражданского общества – партиями, общественно-политическими движениями, группами интересов и т.д. при решении общих (публичных) дел, принятии законов, иных общезначимых нормативных актов, управленческих решений. Поэтому государство можно признать как важнейший элемент, составную часть политической системы общества.

Государство – это не просто организация общества, а высшая форма общности, содержанием которой является народ, и через эту форму каждый народ-нация представляет себя в мировом сообществе как единое неделимое целое. Можно поэтому утверждать, что государство – это МЫ, граждане.

Социальное назначение государства выражается в его целях и функциях.

Цель государства – то желаемое, возможное и необходимое состояние общества, его жизнедеятельности, которое должно быть достигнуто; это тот идеал, та логически обоснованная конструкция, образ, который требуется создать, воплотить в жизни. Цель государства закрепляется в основном законе (конституции) и определяет функции государства.

Функции государства (это внутренняя и внешняя политика) – главные направления деятельности, виды управляющего воздействия на общество со стороны органов государственной власти и должностных лиц.

Основными функциями государства являются:

Обеспечение, охрана целостности и стабильности общества, его территории;

Создание и обеспечение адекватной правовой системы как совокупности взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих юридических средств, с помощью которых регулируются общественные отношения;

Создание и обеспечение условий для развития всех сфер жизнедеятельности общества;

Охрана конституционности и правозаконности во взаимоотношениях власти и общества, гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

Координация, согласование потребностей и интересов социальных слоёв общества, определение приоритетов его развития;

Обеспечение общенациональных интересов в мировом сообществе.

В соответствии с функциями государства создаётся структура его органов управления: представительных, исполнительно-распорядительных, судебных, охраны общественного порядка, национальной безопасности, надзорно-контрольных.

Признаки государства:

Государство представляет собой единую территорию с организованной политической властью. Это значит:

государственная власть распространяется на всю территорию и всё население;

существуют государственные границы;

государство обладает территориальным верховенством.

Территория государства делится, как правило, на административные единицы:

по территориальному признаку;

по национальному признаку.

Государство – особая форма организации публичной и политической власти, обладающая аппаратом принуждения.

Государство организует общественную жизнь на правовых началах.

Суверенитет – это свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства от других видов власти, как внутри страны, так и на международной арене. Это проявляется:

независимость внешне политической деятельности;

право на границы;

право иметь своё государственное управление;

право иметь своё гражданство и принимать в него;

право иметь самостоятельное определение приоритетов в экономике и социальной политике.

Государство выступает в качестве арбитра примиряющего социальные классы и социальные группы между собой, а также устраняющего экономические противоречия.

Имеет свой флаг, герб, гимн.

Обобщая сущностные признаки, можно дать ещё одно определение: государство – способ и форма организации общества, механизм взаимосвязи и взаимодействия людей, проживающих на единой территории, объединённых институтом гражданства, системой государственной власти и права.

Существует колоссальный разброс общественного мнения, характеризующего отношение населения к государству, - от абсолютизации его роли как единственного источника общественного благополучия до такого же абсолютного отрицания всякого государства. И обе эти крайности существуют в общественной мысли и практике со времён Платона и Аристотеля, т.е. на протяжении всей истории развития государства и общества.

Однако факт остаётся фактом: общество не может существовать на основе преходящих целей. Его объединяет общая объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества.

Выделившись из общества, государство становится его основной властвующей политической организацией. Государственная власть – это главная объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории конкретного определённого государства.

Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию.

Такое сотрудничество и взаимодействие государственных и общественных организаций, в том числе и частных, способствует стабильности общественной жизни, установлению в обществе режима реальной демократии.

 

2. Исторические формы государства и политические режимы.

Объяснение причин зарождения государства как общественного явления осложняется тем, что каждый народ шёл своим путём к образованию государства. Сложность и неоднозначность конкретно-исторических процессов, взаимообусловленность общественной мысли и политической практики в разные времена породили разные точки зрения на объяснение универсальных причин появления государства, которые нашли отражение в разных теориях происхождения государства.

Патриархальная теория (её авторами признаются, в частности, Аристотель, Филмер) делает акцент на аналогии процессов развития государства и семьи, рассматривает государство как продукт и результат эволюции семьи, власть монарха сопоставляется с властью главы семьи, патриархальной общины.

Теологическая доктрина делает акцент на божественном провидении; согласно этой доктрине государство, власть – суть воплощение провидения – усваивают характеристики, развиваются в соответствии с системой религиозного вероучения – христианства, ислама и других религий.

Договорная теория (её отстаивали Гроций, Гоббс, Руссо), появившаяся уже в Новое время, в эпоху Просвещения, выделяет тот факт, что государство – результат соглашения, договора между людьми, которым стало в тягость их естественное свободное состояние «борьбы всех против всех» (Т. Гоббс), в результате чего они решились передать часть своих прав государству для общей пользы. Договорная теория была направлена против королевского абсолютизма и служила теоретическим обоснованием революций Нового времени.

Классовая теория (её апологеты Маркс, Энгельс, Ленин) делала упор на появление частной собственности, раскол общества на классы как главные причины возникновения государства, ставшего орудием классового господства, машиной подавления большинства населения в интересах правящего большинства. Государственная власть представлялась как выражение воли экономически господствующего класса. Классовая теория служила основанием революций XIX – XX веков.

Социальный дарвинизм как теория «естественного» отбора, выживания сильнейшего (Дюринг, Гумплович) в происхождении государства приоритетное значение отводила не социально-экономическим факторам разложения общины, а военно-политическим результатам, сопровождающим этот процесс. Необходимость государства понималась как следствие и как орудие постоянных войн за выживание, за земли и для управления завоёванными территориями и районами.

Психологическая теория (Петражицкий) объясняла появление государства, государственной власти особыми свойствами человеческой психики, в частности, стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было верить и подчиняться.

Такое многообразие историй происхождения государства объясняется как сложностью самого феномена государства, так и многообразием, универсальностью его функций в жизни общества.

Обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что государство – основной и один из важнейших институтов не только политической системы общества, но и всего общества в целом.

Этот институт возложил на себя огромный перечень функций и целей по всестороннему регулированию общественной жизни.

Государство как главная властвующая и организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных организаций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию.

 

Литература

 

Обществознание для абитуриентов / Под. ред. В.Н. Князева, Л.Ш. Лозовского, Б.А. Райзберга, Д.Н. Землякова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – (Домашний репетитор).

Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. – М.: Издательство «Интерстиль», 2002

Синчук Ю.В., Слоботчиков О.Н. Политология: Учебное пособие. – М.: Социально-экономический институт, 2005. – Издательство ГУП «Клинцовская городская типография», 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.

9

 



Информация о работе Государство как политический институт