Государсво как политический институт

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:01, реферат

Описание работы

Термином «государство» обозначается политический институт, который характеризуется следующими чертами:
-отношение власти и подчинения
- у государства есть масса возможностей
Формы государства и его органов определяются, как правило, национальными традициями управления и его развитием в русле общих принципов демократии, иначе говоря, своеобразием сочетания национального и интернационального в политике

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 2
1 Государство как политический институт………………………………… 3
2 Политические партии………………………………………………………… 7
3 Основные тенденции в развитии международных отношений………... 12
Заключение………………………………………………………………. 16
Список использованной литературы…………………………………… 17

Работа содержит 1 файл

политология контрольная работа, вариант № 12.docx

— 36.92 Кб (Скачать)

     Партия – это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти. М. Вебер определял партию как механизм продвижения к власти лидера, А. де Токвиль – частным случаем политических ассоциаций, формирующихся на основе свободного выбора человека. М.Я. Острогорский, противореча Токвилю, считал партию феноменом, стремящимся подчинить себе все проявления политической активности человека.

Функции партий:

Политические партии выполняют  определенные функции в политической системе, отражающиеся в основных направлениях их деятельности. Содержание и характер выполнения конкретных функций меняется с развитием общества и изменением

 политических систем. К числу наиболее важных функций  относят:

1. Функция представительства  интересов— политические партии выявляют и формулируют интересы граждан. Характер представительства интересов меняется с развитием общества. В середине XIX века во время зарождения массовых партий эта функция была одной из наиболее значимых. Относительно слабая социальная дифференциация общества сочетавшаяся с высокой социальной поляризацией позволяла партии, представляя интересы некоторой многочисленной группы, получить количество голосов, достаточное для формирования правительства и оказания значительного влияния на процесс принятия политических решений. Однако в современном обществе рост социальной атомизации затрудняет получение достаточного уровня поддержки. Каждый гражданин является носителем интересов нескольких групп. Этот феномен можно определить как «феномен эрозии партийной поддержки». Появляется новый тип партий, т.н. catch all parties — партии стремятся так формулировать свои программы, чтобы получить поддержку значительного количества избирателей, независимо от их социальных характеристик.

2. Посредническая функция—  функция объединения граждан. Политические партии выражают интересы граждан, доносят их требования до государства. Политические партии, с одной стороны, объединяют частные интересы, перенося их из сферы гражданского общества в сферу политических решений. С другой стороны, они конкурируют за право оказывать решающее влияние на процесс принятия политических решений, наделять некоторые интересы статусом общественно-значимых.

3. Функция проектирования  и прогнозирования, формулирования  общественных программ. Каждая партия  формирует свой взгляд на развитие  общества, систему общественно-значимых  задач и способы их реализации. При осуществлении этой функции 

 партии могут руководствоваться  двумя мотивами. Либо использовать  некоторую идеологию, следуя ее  принципам при разработке программ  вариантов решения общественных  проблем

 — этот стиль формирования  программ называется идеологическим. Либо стремиться наиболее эффективно  решить конкретную проблему вне  контекста идеологии, с учетом  сложившихся обстоятельств —  это прагматический стиль формирования  программ.

4. Функция политической  социализации граждан. Заинтересованная  в расширении круга сторонников,  партия формирует некоторую картину  политического мира, содержащую 

 представления о политических  Проблемах, их относительной значимости, путях решения, роли человека  в политике. Тем самым, она сообщает  людям политические знания, ценности»  модели политического поведения. 

5. Функция осуществления  власти. Партии стремятся к завоеванию  власти в конкурентной борьбе  на выборах. Это одна из наиболее  значимых функций политической  партии, отличающих ее от других  общностей граждан.

 

 

3 Основные тенденции в  развитии международных отношений

Важной характеристикой  современного этапа  международных  отношений является их динамичность. К началу 80-х гг. завершилась политическая деколонизация. Теперь решения, важные для развития международных отношений, принимаются на всех континентах. В  течение последних двух десятилетий  в мире стремительно происходили  процессы интернационализации экономических  и культурных отношений,  что послужило основой для интернационализации политических процессов. Нагляднее всего это проявилось в Европе.

В начале 90-х гг. перестал существовать европейский социалистический  лагерь, была ликвидирована Организация Варшавского Договора. Вслед за  этим распался Советский Союз - одна из двух сверхдержав. Противостояние между ним и второй сверхдержавой - США, в орбиту которого были втянуты все участники мирового взаимодействия, ушло в прошлое. В результате разрушилась старая система международных отношений, носившая название биполярной, или двухполюсной. Однако  международные отношения характеризуются не только простым изменением соотношения сил между участниками мировой политики. Набирают силу различные новые тенденции в их развитии.

     Первая тенденция развития международных отношений - рассредоточение власти. Вопрос о будущем системы международных отношений открыт. Некоторые политологи считают,  что в настоящее время происходит формирование системы коллективного лидерства США, Западной Европы и Японии. Другие утверждают, что США надо признать единственным мировым лидером. Третьи видят возможность возрождения биполярной системы,  где однако вместо СССР в идеологическом и военно-политическом противостоянии с США будет находиться Китай. Однако принципиальное своеобразие современной эпохи заключается в том, что сейчас нельзя говорить об абсолютном лидерстве тех или иных государств в системе международных отношений. Изменения в расстановке политических сил на мировой арене, формирование многополюсного мира создают множество альтернатив развития и предоставляют более широкое поле для поиска способов разрешения международных глобальных и региональных конфликтов, межгосударственных споров.

      Вторая тенденция современных международных отношений - новое понимание роли ядерного оружия в системе национальной безопасности. До сих пор система международных отношений  была основана  на ядерном сдерживании, когда угроза ядерного нападения нейтрализуется угрозой ответного удара с нанесением  напавшей стране непоправимого ущерба. Однако в начале 80-х гг. и советские, и американские ученые просчитали на ЭВМ последствия подобного обмена ядерными ударами. Открывшаяся картина получила название «ядерной зимы» или «ядерной ночи», которые по сути означают гибель человечества. Итогом стало признание того, что ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, идеологических, каких-либо других целей в условиях, когда резко усилилась глобальная взаимозависимость государств. Стало ясно, что недостаточно ограничить число государств, владеющих ядерным оружием, недостаточно не допускать его распространения. Встал вопрос о необходимости предпринять шаги к уничтожению части накопленных запасов ядерного оружия. Вскоре последовали практические шаги по реализации этого нового понимания.

     Третья тенденция развития международных отношений - это формирование в последнее время нового представления о путях обеспечения национальной безопасности отдельного государства в условиях, когда она становится неотъемлемой частью  проблемы создания всеобщей безопасности. Появился новый термин в лексиконе мировой политики – «всеобъемлющая система международной безопасности». С середины 80-х гг. уже достигнуто немало конкретных международных договоренностей, которые и переводят новое понимание задач безопасности в русло практических действий.  Сейчас стало очевидно, что расчет на силовое давление в целях обеспечения национальной самообороны перестает быть эффективным. С другой стороны, нет необходимости и в том, чтобы обеспечивать национальную безопасность, опираясь только на  собственные, национальные ресурсы.  Система коллективной безопасности позволяет рассчитывать в борьбе с агрессором на многонациональные силы, военный и экономический потенциал других стран.  Это означает, что можно существенно сократить национальные расходы на военные цели, ограничив их уровнем разумной достаточности.

     Четвертая тенденция развития международных отношений - это разработка политических инструментов предупреждающего воздействия мирового сообщества на участников конфликтов, невоенных гарантий мира, мер по предотвращению назревающих военных конфликтов. Создаются центры по предупреждению военных конфликтов. Новая ситуация наблюдается на международных переговорах. Теперь переговоры все больше рассматриваются не как средство достижения односторонних преимуществ, а как процесс совместного принятия решения, когда стороны изначально нацелены на сотрудничество, ищут выход, приемлемый для всех сторон.

     Пятая тенденция  развития международных отношений - включение в круг задач обеспечения безопасности мирового сообщества, помимо военных, проблем иного характера. Это такие проблемы, как изменение климата и разрушение природной среды, международный терроризм, диспропорции в экономическом и научно-техническом развитии.

     Шестая тенденция развития международных отношений - их демократизация. Необходим демократический контроль над внешней политикой и системой международных отношений, чтобы избежать опасных для мира ситуаций. Такая демократизация проявляется в том, что, выражая (на выборах) свое отношение к внешнеполитическому курсу правительства, люди тем самым влияют на международные отношения. Эффективным средством влияния на позиции государств, курс правительств оказываются также обращения и рекомендации, принимаемые в ходе международного диалога общественности.

 

 

Заключение 

Понимание государства, его  сущности и закономерности развития позволяют определить его как  сложное и исторически развивающееся  общественно-политическое явление; подтвердить  наличие плюрализма  в понимании и определении государства. Государство занимает  центральное место в  политической и общественной жизни  любой страны.

     Любая политическая деятельность, в конечном счете, так или иначе, связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные современные государственные образования. Но аксиомой является то, что результатом политической деятельности людей и их объединений, является государственная власть. И что бы ни было зафиксировано в программных документах различных политических партий разных времен, ясно одно: им нужна государственная власть для осуществления своих явных или тайных целей. Самое существенное в государстве – не возможность объединения людей, не территория, а обладание властью. Поэтому бесперебойного «правильного» правового механизма образования и осуществления государственной власти нет.

 

 

 

 

 

 

     

 

      Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изм. и доп. от 21.07.2007 № 5-ФКЗ);

 

  1. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 1996. – 264 с.;

 

  1. Валишевский К. Роман императрицы. Екатерина II. - СПб., 1908;

 

  1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юристъ, 1999. – 278 с.;

 

     5 Воротилин Е.А. Идеи правового государства в истории политической мысли // Политология: Курс лекций. - М., Изд-во «Проспект», 1997. – 220 с.;

 

 


Информация о работе Государсво как политический институт