Гражданское общество и правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:00, контрольная работа

Описание работы

Исторический опыт развития человеческой цивилизации четко выявил две тенденции: одни страны в своем развитии пришли к правовому государству, демократии, другие – к тоталитаризму, этакратии. Становление правового государства, демократии тесно связано с развитием гражданского общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3

1. Характерные признаки и функции гражданского общества………………..………..4

1.1. Условия возникновения гражданского общества…………….…………………...4

1.2. Функции гражданского общества…………………………………..………………5

1.3 Отличительные черты гражданского общества……………………………………6

1.4 Формирование правового государства……………………………………………...7

1.5 Соотношение между правовым государством и гражданским обществом………7

1.6 Правовое государство и его признаки. Социальное государство…....…………....8

2. Политика и общество…………………………………………………………………….9

2.1. Политическая система общества: структура и функции………………………...10

2.2. Элементы структуры политической системы…………………………………….11

2.3. Основные функции политической системы……………………………………....12

2.4. Понятие и типы политических процессов………………………………………...12

2.5. Типология политического процесса………………………………………………13

2.6. Политический процесс……………………………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………………………16

Список используемой литературы………………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

реферат - Kopie.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

    Политическая  система является открытой системой, потому что в процессе её функционирования происходит также обмен информации с окружающей средой.  

    Политическая  система включает в себя: 

    1) парламент; 

    2) правительство; 

    3) органы  местного самоуправления; 

    4) политические  партии; 

    5) общественные  организации.  

    Политическая  система существует в политическом пространстве, имеющем территориальное  измерение (границы страны) и функциональное измерение (в конституции, в законах).  

                                                                                                                                                10

     2.2. Элементы структуры политической системы 

    1) институциональный,  состоящий из различных социально-политических  институтов и учреждений   

    (государство  и его учреждения, политические  партии, общественные движения, организации,  органы демократии); 

    2) функциональный, складывающийся из совокупности  тех функций, которые осуществляются  социально-политическими институтами  и их группами 

    (формы  и направления политической деятельности, способы и методы осуществления  власти, средства воздействия на  общественную жизнь); 

    3) регулятивный, выступающий как совокупность  политико-правовых норм и других  культурных средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (обычаи, традиции, политические принципы, взгляды); 

    4) коммуникативный,  представляющий собой совокупность  разнообразных отношений между  субъектами политической системы 

    (т.е.  отношения по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики); 

    5) идеологический, включающий в себя совокупность  политических идей и теорий 

    (политическое  сознание, политическая и правовая  культура, политическая социализация). 

    Политическая  система – это ценностная, упорядоченная  совокупность политических институтов, отношений, процессов, принципов политической организации общества, базирующихся на определённых политических и правовых нормах, ценностях и традициях политической культуры. 

    Будучи  чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию явлениями, политические системы  могут классифицироваться по различным  основаниям. Так, в зависимость от типа общества они делятся на традиционные, модернизированные демократии и тоталитарные, по характеру взаимодействия со средой – на открытые и закрытые, по политическим культурам и их выражениям в формах организации власти – на англо-американскую, континентально-европейскую, доиндустриальную и частично индустриальную, а также тоталитарную.  

    Существует  множество и других, в том числе  более сложных типологий политических систем. Самой распространенной классификацией является деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические, т.е. по

                                                                                                                                             

                                                                                                                                                11

     характерно типу политического режима. Для тоталитарной политической системы

    полное  подчинение общества и личности власти, контроль за гражданами со стороны  государства. Авторитарная политическая система отличается неограниченной властью одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах. Демократическая характеризуется контролем общества (большинства) над властью.

       

    2.3. Основные функции  политической системы 

    1.      Интеграционная – объединение  всех элементов социальной структуры  на базе ценностей, идеалов. 

    2.      Целеполагающая – определение  целей и задач развития общества. 

    3.      Организаторская – мобилизация людских, материальных и духовных ресурсов для выполнения целей и задач общества. 

    4.      Регулятивная – обеспечение общественного  признания политики и власти. 

    5.      Контролирующая – контроль конфликтов  между социальными группами; контроль  социальной целостности общества. 
     
     

2.4. Понятие и типы политических процессов 

Одной из самых распространённых категорий  политологии является политический процесс. В публицистике и в массовом сознании под политическим процессом подразумевают политическую жизнь общества в целом. Но политология, как наука, стремиться конкретизировать это понятие, показать его чёткое содержание. 

В российской политологии политический процесс  рассматривается как особый вид  социально-исторических процессов. Его  основная черта – достижение политическими субъектами общих целей при помощи использования власти и существующих норм. Механизм политического процесса составляет взаимодействие общественных институтов и социальных групп с их сознанием и психологией. Характер и содержание политического процесса определяется особенностями данной политической системы и существующего политического режима. 

В американской политологии широкое распространение  получило социологическое истолкование политического процесса. Это взаимодействия между социальными субъектами и носителями политической власти на основе выполнения ими политических ролей и функций.  Американский политолог Пай в основу политического взаимодействия положил ценностные отношения. С его точки зрения,  

                                                                                                                                                 12

содержание  и характер политического взаимодействия задаётся системой культуры

социального субъекта и носителей власти. 

Ценностное  отношение лежит в основе цивилизационного подхода к классификации различных обществ. Т.е. все общества делят на два основных типа: западное и восточное. 

В политическом процессе взаимодействуют разнообразные  факторы, в результате чего происходят изменения и преобразования в политической сфере. Регулируется  политический процесс как нормами права (прежде всего, конституционного), так и неправовыми нормами (уставами партий, обычаями, традициями), а иногда не регулируются и протекает спонтанно. 

Участниками политического процесса выступают граждане, политические и общественные организации, социально-классовые, этнические и др. общности людей. 

У каждого  участника политического процесса, т.е. его субъекта, имеются свои цели и задачи, которые определяют формы, содержание, методы деятельности политических сил, характер взаимоотношений между ними. Но всё сводится к вопросу о политической власти и, прежде всего, её государственной форме. 

Для одних  участников политического процесса цель сводится к овладенью властью, для других к её удержанию и использованию. В зависимости от этого складываются и взаимоотношения между субъектами политического процесса. Они могут носить характер сотрудничества, соперничества, борьбы, конфликта. 

Политический  процесс представляет собой последовательно  сменяющие друг друга взаимосвязанные явления и события, происходящие в политической жизни общества. 

В зависимости  от ряда признаков существуют различные  типы и разновидности политического  процесса. 

2.5. Типология политического процесса 

1.       Внутриполитический и внешнеполитический. Т.е. подразделяется в зависимости от объекта проявления политической воли.  

2.       Неангажированный (добровольный) и  ангажированный (спонтанный). Т.е. рассматривается  с точки зрения характера политического  участия. 

Неангажированные политические процессы предполагают свободное политическое участие граждан в отношениях с государством и другими институтами власти. 

При ангажированных политических процессах преобладают навязанные гражданам формы политических отношений и жёстко централизованные методы принятия  

                                                                                                                                                 13

управленческих  решений (например, авторитарные лидеры и монархи; военная элита; или единственная в стране партия). 

3.       Открытый и скрытый (теневой). Т.е. можно выделить с точки  зрения публичности осуществления  участниками политического процесса  своих функций и полномочий. 

Открытый  политический процесс характеризуется  доступностью для общественности этапов принятия политических решений, корректировке программ. 

Скрытый процесс базируется на публично неоформленных  политических  институтах и центрах  власти, в роли которых могут выступать  запрещённые, нелегализованные и непризнанные обществом структуры.  

4.       Революционные и эволюционные. Т.е., подразделяются политические процессы  по характеру и методам преобразования  власти.  

Революционный политический процесс – это относительно быстрое изменение власти, которое  может осуществляться как мирными, так и насильственными средствами. 

Эволюционный  – где изменение властно-политических структур происходит путём постепенных  преобразований и реформ. 

5.       Стабильные и нестабильные. Т.е., можно выделить с точки зрения  устойчивости взаимоотношений институтов политической системы 

Стабильный  – характеризуется устойчивыми  формами политического поведения  граждан. 

Нестабильный  – возникает в условиях кризиса, как проявление необходимости изменения  политического курса. 

Политический процесс, таким образом, не есть что-то иное по сравнению с политикой или политической жизнью, а их специфическая динамическая характеристика, отражающая различные аспекты воспроизводства и изменения политики.  
 
 

2.6. Политический процесс 

Политический  процесс является неотъемлемой частью политической реальности и раскрывает специфические черты и грани этой области общественной жизни. При этом политический процесс характеризует ту плоскость политики, где исполняются роли и функции основных субъектов и носителей политической власти. Он отражает содержание реально существующих факторов и явлений, деятельность всех участников политической жизни общества.

                                                                                                                                                 14

Политическим  режимом обусловливается присущий тому или иному периоду жизни  страны порядок политических отношений, степень политической свободы, образ  правления. Однако нередко именно политический режим выступает как причина фиктивности соответствующих правоположений, содержание которых выхолащивается практикой осуществления государственной власти, или которые этой практикой нарушаются.   

Информация о работе Гражданское общество и правовое государство