Гражданское общество и правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 13:10, контрольная работа

Описание работы

В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности.

Содержание

Введение 3
1 Понятие и признаки правового государства 4
1.1 Понятие правового государства 4
1.2 Признаки правового государства 6
2 Гражданское общество 8
2.1 Характерные черты гражданского общества 8
2.2 Основы гражданского общества 10
2.3 Функции гражданского общества 11
2.4 Предпосылки и условия развития гражданского
общества в РФ 11
Заключение 15
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контр политология.docx

— 43.19 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки

 

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический  университет» в г. Выборге

 

Кафедра общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

Дисциплина:  Политология

 

Тема: Гражданское общество и правовое государство

 

 

 

 

 

Студент: Виноградова С.А.

Форма обучения:  заочная

Срок обучения:  2 года

Специальность:  финансы и кредит

Группа:   2/5111

Номер зачетной книжки: Вб3216/11

 

Проверил: доцент Артюхин А.С.

 

 

 

 

 

 

Выборг

2012

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                   3

  1 Понятие и признаки правового государства                                                    4

     1.1 Понятие правового государства                                                                  4

     1.2 Признаки  правового государства                                                                6

  2  Гражданское общество                                                                                      8

     2.1 Характерные черты гражданского общества                                             8

     2.2 Основы гражданского  общества                                                               10

     2.3 Функции гражданского общества                                                             11

     2.4 Предпосылки и условия развития гражданского

      общества в РФ                                                                                                  11

Заключение                                                                                                             15

Список литературы                                                                                                16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В течение долгих десятилетий  в нашей стране действовала однопартийная  система, которая исключала возможность  создания и функционирования легальных  оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся  марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень  политической и правовой культуры в  обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который  особенно отчетливо проявился в  последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата.

В связи со всем вышесказанным, крайне необходимо развивать идею правового  государства и гражданского общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие правового государства

 

Термин правовое государство  состоит из 2-х частей:

  • Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
  • Право – это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.

Это очень общее понятие  права. Э. Кант писал: «Для юриста ответить, что такое право, так же сложно, как Логике, что такое Истина».

Всякое государство связано  с правом. Без издания законов  и других НПА государство не могло  бы управлять поведением граждан, деятельностью  предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение  к тем, кто его нарушает. Право  закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.

Идея о возможности  построения правового государства  возникла во времена античности. Философ  Платон различал два типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались  правители, а во втором – законы. И нужно стремиться к этому. Государство  будет процветать, «если закон  владыка над правителями, а они  его рабы».

Другой античный философ  Аристотель полагал, что в правильно  устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они  могут быть подвержены страстям, закон  же «уравновешенный разум».

Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Дж. Локка. Он писал, что до появления государства  люди пребывали в естественном состоянии, что поражало у них чувство  неуверенности. При образовании  государства, люди отдали ему часть  своих прав, чтобы государство, установив  законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию «разделения властей».

В основе современных концепций  правового государства лежали идеи французского правоведа Монтескье  и немецкого философа Канта. Кант выдвинул «категорический императив», согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта « право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке».

Он выделяет при этом три  ветви власти как идеальную организацию  государства.

Сейчас государственные  деятели и правоведы говорят  о построение правового государства, как о цели, к которой надо стремиться. Наиболее экономически развитые страны как США, Франция, Англия ближе всех к построению правового государства. Но и там не решены многие проблемы: существуют нарушения прав личности, дискриминация отдельных социальных групп. В этих странах разный принцип  государственного устройства, своя модель разделения властей. Поэтому, правовое государство – это только идея, концепция, стимул, к которому нужно  стремиться.

 

 

 

1.2 Признаки правового  государства

 

В социально-политической жизни идея правового государства означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий признак (принцип) всякого правового  государства.

Верховенство права (закона) в обществе как главный признак правового  государства предопределяет прочие eго признаки и предполагает подчинение закону caмoго гоcyдарства, eго opгaнoв, должностных лиц, других Организаций, граждан. Например, В ФРГ в обычном порядке было возбуждено Уголовное дело за неуплату налогоВ против министра экономики, в США - против втopoго лица в гоcyдарстве - вице-президента.

Правовое государство отличается от неправового качеством законов: они должны быть гуманными, справедливыми, закреплять неотъемлемые права каждого  человека - право на жизнь, на достойное  существование и др. Наивно думать, что эти права дарует гражданину государство. Он обладает ими от природы, в них выражена его свобода, т. е. возможность осуществлять деятельность в различных сферах общества: экономической, политической, социальной, культурной, личной (частной). Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя униженно, неуверенно, теряет способность к творчеству, ограничивая, таким образом, собственное развитие и развитие общества.

Вместе с тем свобода, выраженная в правах, не может быть абсолютной, а предполагает ограничения, т. е. имеет  определенную меру. При этом мера должна быть равной для всех. Например, человек, имеющий право на жизнь, должен поступать  так, чтобы не подвергать опасности  жизнь другого человека, и тем  более не покушаться на нее. То же самое  и с правом на отдых, иначе право  одного человека становится произволом, бесправием для другого, превращается в одностороннюю привилегию.

Правовое государство признает и конституционно закрепляет свободу  людей, их равенство в правах как  прирожденные качества каждого человека. Тем самым гоcyдарство признает автономию личности по отношению к ceбе, исключает возможность превращения гражданина в cвoeго верноподданного и рассматривает eго как paвноправного партнера. Оно защищает, охраняет от произвола права человека, которые становятся ядром всей правовой системы. Поэтому незыблемость прав человека, их охрана и гарантированность составляют еще один признак правовoго государства.

Разрабатывая законы, принимая на их основе другие политические решения  и претворяя их в жизнь, государство  берет на себя конкретные обязательства  перед личностью. В свою очередь, личность обязана подчиняться общим  установлениям государства, выполнять  свои конституционные обязанности. Следовательно, для правового государства  характерен признак взаимной ответственности  государства и личности.

Правовое государство предполагает также наличие определенной системы  взаимоотношений между различными ветвями государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Сущность этой системы выражается в  принципе разделения властей. Данный принцип  означает, что ни одному из государственных  opгaнoв не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого opгaнa. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений.

Вместе с тем если ни одна из трех ветвей государственной власти не выйдет на первое место, то государственный  механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое  верховенство и превратится в  силу не движения, развития, а торможения.

Какая же из ветвей занимает верховное положение в правовом государстве? Таковой является законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает eго верховенство в обществе.

Итак, мы выяснили, что ведущими принципами (признаками) правового государства  являются: верховенство права (правового  закона) в обществе, незыблемость прав человека, взаимная ответственность  государства и личности, разделение государственных властей.

 

2 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

2.1 Характерные черты  гражданского общества

 
          На основе прав, прежде всего гражданских (личных), люди реализуют свои частные интересы: в материальном благополучии, семейной жизни, общении с друзьями, духовно-нравственном самосовершенствовании, учебе, творчестве, информации и пр.

Удовлетворение частных интересов  приводит к возникновению связей и взаимодействий между индивидами и социальными группами, порождает  определенные институты, скажем семью, творческие союзы, благотворительные  фонды, потребительские организации  и пр. Так складывается и развивается  гражданское общество - совокупность негосударственных общественных отношений  и институтов, выражающих разнообразные  частные (индивидуальные и коллективные) интересы и потребности свободных  граждан в различных сферах жизни. 3десь, в отличие от гоcyдарственных структур, преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи и отношения между людьми, которые взаимодействуют как свободные и ответственные друг перед другом, обществом и государством, равноправные партнеры.

В гражданском обществе прослеживается несколько слоев связей и отношений. Фундамент eго составляют pыночное хозяйство, взаимодействие людей в процессе производства. Они основаны на праве частной собственности, Cвободе труда и предпринимательства. Именно наличие свободных собственников в сфере хозяйственной деятельности, их возможность вступать в честную конкуренцию с себе подобными порождает разнообразные, создаваемые по собственной инициативе негосударственные объединения граждан.

Второй слой - это социокультурные  отношения. Они обусловлены удовлетворением  потребностей граждан в ceмейно-родственных связях, воспитании детей, образовании, духовном совершенствовании, вере, здоровье, творчестве, общении, информации. Реализация этих потребностей осуществляется в рамках таких негосударственных институтов, как семья, церковь, образовательные, воспитательные, научные, культурные учреждения и пр.

Наконец, третий слой отношений внутри гражданского общества составляют взаимодействия объединений по интересам. К таким  объединениям относятся: союзы предпринимателей, финансистов, экологов; профессиональные союзы; церковные, женские, молодежные организации; клубы по интересам; муниципальные  коммуны (местное самоуправление) и  др. Они отражают стремление различных  групп граждан добиться решения  не только индивидуальных и групповых, но и общезначимых целей. Включаясь  в политику и оказывая давление на государственную власть, заинтересованные группы, так же как и политические партии, перекидывают мостик, связывающий  гражданское общество и гоcyдарство, порождают социально-политические отношения.

Информация о работе Гражданское общество и правовое государство