Гражданское общество и пути формирования его в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:46, контрольная работа

Описание работы

Феномен гражданского общества волнует человечество достаточно давно. Еще Аристотель определял государство «как совокупность граждан, как гражданское общество». Долгое время понятия «государство» и «общество» считались тождественными и не отделялись друг от друга. Но преодолеть это заблуждение удалось Гегелю.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….....3
1 Понятие гражданского общества………………………………………..5
2 Формирование гражданского общества………………………………...7
3 Проблемы формирования гражданского общество……………….......15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………....20
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

реферат полит+.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Сибирский государственный  аэрокосмический  университет 

имени академика М.Ф. Решетнева

Факультет заочного и дополнительного  обучения 
 
 

Кафедра философии

и социальных наук 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине: «Политология»

на  тему: «Гражданское общество и пути формирования его в России» 
 
 
 
 

                    Выполнил:

                    студент  
                     
                     

                    Проверил  преподаватель:

                    доцент  кафедры философии  и социальных наук

                    Сидоров И.Т. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

г.Зеленогорск 

2010

СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….....3

  1. Понятие гражданского общества………………………………………..5
  2. Формирование гражданского общества………………………………...7
  3. Проблемы формирования гражданского общество……………….......15

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…..……………………………………………………....20

     ЛИТЕРАТУРА………………………………...........................................22

 

ВВЕДЕНИЕ

     Феномен гражданского общества волнует человечество достаточно давно. Еще Аристотель определял  государство «как совокупность граждан, как гражданское общество». Долгое время понятия «государство» и «общество» считались тождественными и не отделялись друг от друга. Но преодолеть это заблуждение удалось Гегелю.

     По  Гегелю содержанием гражданского общества является, во-первых, определение потребностей индивида и их удовлетворения посредством труда этого индивида, а также удовлетворение потребностей других членов общества той же трудовой деятельностью. Во-вторых, сохранение свободы в обществе, защита собственности посредством правосудия. В-третьих, предотвращение остающихся в обществе «случайностей», внимание к личности, к ее интересам как к интересам общества с помощью полиции и корпораций.

     Гражданское общество как общество свободных  индивидов, обладающих неотъемлемыми правами, появляется только с принятием конституции, реально ограничивающих произвол правителей и устанавливающих гарантии прав и свобод всех граждан. Другими важными условиями гражданского общества являются следующие:

     - разрушение свободной иерархии и сословных привилегий;

     - возрастание значения личности, личной свободы;

     - обретение каждым гражданином возможности экономической самостоятельности на основе частной собственности.

     Гражданское общество способствует самодеятельности граждан, реализации творческого потенциала личности, потому что только свободный человек может созидать, экспериментировать, создавать новое.

     Гражданское общество внутренне противоречиво. Оно не может существовать без  государства, которое должно создавать  правовое поле, гарантирующее единые правила игры для всех членов гражданского общества, и осуществлять контроль над соблюдением нормативного порядка. Гражданское общество требует определённой культуры, утверждающей ценности прав и свобод граждан, равенства всех перед законом, толерантности, демократии. Культура гражданского общества должна одновременно помогать формированию у каждого человека активной жизненной позиции и высокой гражданской ответственности.

     Целью данной работы является изучение гражданского общества и пути формирования его в России. 

 

  1. Понятие гражанского общества

     Гражданским обществом обычно называют наивысшую  форму общности, состоящую из частных  лиц, классов, групп и институтов, прямо не зависящих от политического  государства. Существенными признаками гражданского общества является то, что  оно может контролировать государство и противостоять ему. В истории человечества гражданское общество не однажды побеждало государство (Великобритания, США). Или помогало государству, когда оно испытывало трудности. На Востоке, напротив, гражданское общество находилось в аморфном состоянии, а государство было всем.

     В России государство обычно одерживало победу над гражданским обществом, подчиняло его и “вытаптывало”. И чудовищный эксперимент над  ним, проводимый тоталитарным государством в течение 70 лет, привел к тупику исторического развития. Поэтому и возродился интерес к гражданскому обществу как политическому идеалу.

     Гражданское общество можно также рассматривать  как общество, в котором существуют развитые экономические, культурные, правовые, политические отношения между составляющими его индивидами, и эти связи не опосредованы государством. В такой ситуации активно действуют массовые движения, партии, группировки по интересам, убеждениям, а также иным признакам (передача власти органам самоуправления, безопасность личности от насилия и злоупотреблений государственной власти; люди – субъекты права, их защищает гражданское общество, которое озабочено общим благом, а государство – малозаметно) [1].

     Если  в статике гражданское общество – совокупность его структур (институтов, организаций, групп), то в динамике – это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов. Гегель считал, что для независимости людей основополагающее значение имеют частная собственность, равноправие, свобода выбора (экономического, политического и др.), наличие альтернативных источников получения средств к существованию. С.Франк дополнял этот перечень разделением собственности и власти. Если экономическая власть находится не в тех же руках, что и политическая, она может послужить ограничивающим противовесом политической власти.

     Э. Геллер определяет гражданское общество как плюралистическое. Он пишет: “Простейшая  формула гражданского общества – это, с одной стороны, полная централизация, обеспеченная механизмами отчетности и сменяемости, предусматривающая сравнительно небольшие оклады для чиновников, а с другой, экономический плюрализм”. Он определяет гражданское общество как систему уравновешивающих государство плюралистических ассоциаций и экономических институтов, которые, однако, не закрепощают человека. Не случайно, гражданское общество считается синонимом буржуазного общества, ибо оно складывается лишь с созданием современного буржуазного общества. Только таким образом открывается пространство для индивида, его самостоятельности и инициативы [3, c 101].

     Однако  вплоть до средних веков государство  и гражданское общество понимались как синонимы. Аристотель определял  государство как совокупность граждан, гражданское общество. И только позже Гегель, а затем К. Маркс и Ф. Энгельс написали о самостоятельном существовании гражданского общества наряду с государством и вне его в результате сужения роли последнего. Такое различение государства и гражданского общества произошло в силу высвобождения частной собственности, породившего, в свою очередь, идеи о свободе личности, гражданина. Отмирание государства объявлялось светлой перспективой человечества, на самом деле все это послужило оправданию невнимательного отношения к человеку. Так “прикрыли” поглощение общества тоталитарным государством. Крах марксизма и коммунистической системы вновь возродил интерес к гражданскому обществу.

 

  1. Формирование гражданского общества

     Если  брать более ранее формировние  гражданского общества, то в России так и не были созданы основы гражданского общества. Его становление означало формирование такой общности людей, в которой достигается оптимальное соотношение политического и неполитического начал, обеспечивается взаимное равенство прав, свобод и обязанностей гражданина, общества и государства. В этом смысле Россия демонстрировала альтернативный западным образцам вариант развития. Основой дореволюционного российского общества была жёсткая властная иерархия, всячески ограничивающая развитие индивидуальной частной собственности на землю, ресурсы и средства производства.

     К началу царствования Петра I в российском обществе появились предпосылки для плавной индустриализации: сложился всероссийский рынок, возросло число городов, ставших центрами ремёсел, активную роль играло купечество, сосредоточившее в своих руках необходимые капиталы. Однако возникавшие слои свободного сельского и городского населения, которые потенциально могли бы стать социальной базой для новых классов – буржуазии и рабочих, были лишены Петром I юридической свободы и записаны в государственные крестьяне. Модернизация России происходила за счёт использования крепостного труда и концентрации власти в руках монарха.

     Реформы 1860-х гг. открыли возможность формирования гражданского общества. Начало этому положила отмена крепостного права в 1861 г. С ликвидацией крепостной зависимости была создана первая предпосылка гражданского общества – все жители России обрели личную свободу. Активизировался процесс становления среднего класса – социальной базы гражданского общества.

     Октябрьская революция 1917 г. Не затронула принципов  организации общества. Произошедшая смена власти не только ускорила процесс  формирования гражданского общества, а напротив, повернула его вспять. Вместо сословно-кастовой структуры была введена статусная. Общество, как и прежде, основывалось на отношениях власти. Правящий класс составила партийная номенклатура, ставшая однавременно собственником средств производства. Остальное население превратилось в государственно-зависимых работников. В силу незрелости гражданского общества государство оказалось единственной силой, способной решить проблемы форсированной индустриализации, культурной революции, сохранить целостность и независимость страны. Отсутствие гражданского общества в России обусловило установление тоталитарного режима в стране.

     По  мере того, как советское общество становилось всё более открытым, нарастал кризис прежних форм легитимности власти. Попытки интегрировать идею "социалистического правового государства", соединив тем самым буржуазный конституционализм и советское право, принцип "свободной личности" и общества трудящихся, в существовавшую конституцию власти лишь снижали её интегративные возможности, поскольку были несовместимы с ней.

     Начавшиеся  с 1985 г. преобразования имели целью  формирование предпосылок гражданского общества. Перераспределение собственности  через приватизацию создало возможность для возникновения среднего класса. Вместе с тем собственность хотя и перестала быть государственной, однако осталась в основном в руках новой бюрократии уже как частная [5].

     Формирование  гражданского общества прежде всего  связано с вниманием к правовым механизмам влияния общества на государство  и всю политическую систему России. Развитые отношения государства и гражданского общества требуют юридического признания высокого статуса институтов гражданского общества, экономического, политического, социального плюрализма, обеспечения безопасности граждан, защиты прав и свобод. Российское государство до сих пор не несло никакой ответственности перед обществом. Людьми выплачиваются налоги, чтобы в обществе царил порядок, - его нет, более того, в обществе распространяется уголовная этика, криминальные структуры диктуют государству и обществу свои правила, люди начинают все чаще обеспечивать свое существование с помощью самозащиты или обращения к уголовным авторитетам.

     Народ может противостоять всему этому, он все меньше верит государству, которое, в свою очередь, не ощущает  в полной мере силу гражданского общества и, может быть, поэтому остается безответственным.

     Следовательно, остро необходимы судебная и правовая реформы, законы о налогах, частной  собственности на землю, о политических партиях и др.

     Исторически доказано, что гражданское общество зреет по мере освобождения экономической среды от административных и политических оков. Налоговый и земельный кодексы должны обеспечить нормальное проявление частных и групповых интересов в производстве, обмене, потреблении, распределении благ. Почва для автономии личности создается не только собственными усилиями людей, но и ограничениями государства, развитием рыночных отношений, переходом государства от управления экономическими процессами в обществе к регулированию, государство должно быть способно создать экономические условия оптимального развития гражданского общества.

Информация о работе Гражданское общество и пути формирования его в России