Идеологическая политика в молодёжной среде в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 12:09, реферат

Описание работы

Цель данной работы - исследовать идеологическую политику в молодёжной среде в Республике Беларусь.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть молодежь в качестве объекта социальной защиты общества,
- показать, как происходит политическая социализация молодежи;
- исследовать организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики в Республике Беларусь;
- изучить основные направления молодежной политики в Республике Беларусь на современном этапе.

Содержание

Введение
1. Молодёжь как объект социальной защиты общества,
политическая социализация молодежи
2. Организационно-правовые и концептуальные основы
государственной молодежной политики
3. Основные направления молодежной политики на
современном этапе
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 58.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

Полоцкий  государственный университет

РЕФЕРАТ

по  предмету:

«Основы идеологии белорусского государства»

на  тему

Идеологическая  политика в молодёжной среде

в Республике Беларусь

Выполнила:

студентка 1 курса

группы 10ПР-1

Юридического  факультета

Борсукова М.В.

                                                            Новополоцк 2011 
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Молодёжь как объект  социальной защиты  общества,

политическая  социализация молодежи

2. Организационно-правовые  и концептуальные  основы

государственной молодежной политики

3. Основные направления  молодежной политики  на

современном этапе

Заключение

Список  использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

В любой стране молодёжь является будущим  общества, его потенциалом и силой, способной оказывать существенное влияние на деятельность политических, экономических и социальных структур. Это обуславливает актуальность данной темы.

В то же время положение  молодёжи является одной  из острейших проблем  любого государства, ибо она нуждается в соответствующих гарантиях со стороны общества и государства для приобретения знаний, трудовых и профессиональных навыков, возможностей вхождения в самостоятельную жизнь.

Цель  данной работы - исследовать  идеологическую политику в молодёжной среде в Республике Беларусь.

Для достижения цели необходимо решить следующие  задачи:

- рассмотреть молодежь  в качестве объекта  социальной защиты  общества,

- показать, как происходит  политическая социализация  молодежи;

- исследовать организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики в Республике Беларусь;

- изучить основные  направления молодежной  политики в Республике  Беларусь на современном  этапе.

1. Молодёжь как объект  социальной защиты  общества, политическая социализация молодежи.

Модернизационные  процессы в Республике Беларусь внесли немало социальных проблем  в молодёжную среду, потребовали существенных перемен в системе  её социальной защиты.

Молодёжь - это особая социально-демографическая  группа населения, характеризующаяся специфической ролью в экономической, социальной и политической жизни общества, переживающая период становления социальной зрелости, получения знаний, трудового и нравственного опыта, умения унаследовать лучшие традиции предыдущих поколений и пополнить их собственным творчеством. Молодёжь представляет собой наиболее грамотную часть общества; по своим психологическим и возрастным характеристикам она больше предрасположена решать задачи не только текущего дня, но и будущего. Это наиболее подвижная и динамичная социальная группа населения, способная активно реагировать на перемены в обществе, выступать индикатором его социальной напряжённости или социального комфорта [8, c. 97].

С другой стороны, молодёжь в силу специфики  переходного периода развития общества и его экономических сложностей оказывается экономически незащищённой, ощущающей на себе самые различные виды неблагополучия, негативных перемен современного общества. К сожалению, в современных условиях среди социальных проблем молодёжи особо тревожными являются: падение престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодых людей, начинающих трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющих желания продолжать его, приобретать профессию. Практически все слои молодёжи ощущают на себе падение материальной обеспеченности, снижение количества и качества потребляемых продуктов питания, часто ограничение в целом питания до пределов, угрожающих здоровью и работоспособности людей. Так, 32,1% студентов считают себя бедными, 4,6% - нищими, 49,5% - со средним достатком. Острой остаётся жилищная проблема: каждый пятый молодой человек живёт в общежитии и лишь 1/5 часть молодёжи имеет собственное жильё [2, c. 254-255].

Усугубляет  молодёжные проблемы безработица в молодёжной среде. Удельный вес молодёжи в общем числе безработных продолжает расти: в 1992 году он был равен 25,8%, в 1998 - 48,8%, а на конец 2000 года он составил 53,9%, хотя общая численность безработных на учёте в государственной службе занятости Республики Беларусь сократилась с 182,5 тысяч человек в начале 1997 года до 95,8 тысяч человек в конце 2000 года, а уровень безработицы уменьшился с 3,3% до 1,7% к численности трудоспособного населения [4, c. 106-107]. Безработными оказываются сотни выпускников ПТУ, техникумов, вузов. Молодежь на рынке труда менее конкурентоспособна из-за недостатка у нее профессиональных знаний и навыков, необходимости предоставления ей ряда льгот, связанных с учебой, охраной труда, что требует от работодателей дополнительных затрат. К тому же среди молодежи развивается интерес и попытки зарабатывать «легкие» деньги путем незаконных махинаций, что увеличивает молодежную преступность.

Существенно снизились социально-политические, культурные, досуговые  интересы молодёжи, уровень ее общей культуры. Часть молодежи самоизолируется, уходит «в себя», в социальный вакуум, а это ограничивает ее способность активно включаться в новые общественные отношения, искать различные формы самозащиты и т.д. А главное - социальная бездеятельность рождает социальную безответственность. В качестве негативного примера можно сослаться на такое явление, как внебрачная рождаемость среди несовершеннолетних, доля которых в общем объёме внебрачных рождений в стране весьма велика [3, c. 18].

Количество  юных мам, возраст которых составляет 15 лет и меньше, весьма велик. Такие мамы и папы не только не имеют материальных средств для воспитания детей, но и сами нуждаются в помощи и поддержке. В результате внебрачной рождаемости от новорожденных отказываются около 500 матерей в год [7, c. 114].

В обществе обостряются  традиционные и порождаются  новые формы и  факторы социального  риска для подростков и молодёжи, растут правонарушения и  преступность. Помочь молодежи разрешить  эти проблемы может  государственная  система социальной, правовой, психологической защиты и адаптации подростков и молодежи, создание условий, гарантирующих развитие и реализацию их жизненного потенциала. Наряду с разнообразными мерами по социальной защите молодёжи (стипендии, выплаты, льготы и т.д.) необходимо осуществить переход к инновационному подходу, к развёрнутой социальной политике государства.

Политическая  социализация молодёжи. Политическая социализация - это процесс, с  помощью которого политическая культура передаётся, приобретается  и изменяется. Это также и совокупность процессов становления политического сознания и поведения личности, принятия и исполнения политических ролей, проявления политической активности. Иными словами, под социализацией понимается процесс обучения человека нормам, отношениям и поведению, предпочтительным для существующей политической системы [9, c. 110-111].

Политическая  социализация - это  вступление личности в политику: формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков  политического участия, врастание в определённую политическую культуру.

2. Организационно-правовые  и концептуальные  основы государственной  молодежной политики.

Разноплановость и острота молодёжных проблем в условиях модернизации общества потребовала существенной корректировки государственной молодёжной политики, которая разрабатывается и осуществляется на основе Закона Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодёжной политики в Республике Беларусь» и предусматривает деятельность государства по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, наиболее полной реализации творческого потенциала молодёжи в интересах всего общества. Государственная молодёжная политика охватывает разнообразные проблемы жизнедеятельности молодёжи, а прежде всего - формирование высокой социально-нравственной зрелости, гражданственности; разработку механизма правовой защиты молодёжи (трудовые права, защита от безработицы, обеспечение условий профориентации и трудоустройства и др.); обеспечение социальной защиты молодёжи в области жилищно-бытового обеспечения; создание условий для образования молодых семей; развития всех видов творчества (технического, экономического, предпринимательства и т.д.).

На  государственном  уровне разработан правовой механизм социальной защищённости молодёжи, который предполагает разработку и осуществление  трудовых прав молодёжи на государственных  предприятиях, в кооперативных, арендных, акционерных  организациях, совместных предприятиях, принятие мер по защите молодёжи от безработицы и потери заработков в связи с негативным воздействием рынка труда и создание эффективной системы гарантий по защите прав и свобод молодёжи в области труда.

Нормативно-правовой механизм социальной защищённости молодёжи представлен в  республике соответствующими законами, указами  Президента Республики Беларусь, постановлениями  Правительства. В  него входят:

- Закон «Об общих  началах государственной  молодёжной политики в Республике Беларусь»;

- Указ Президента  Республики Беларусь  «О первоочерёдных  мерах по реализации  государственной  молодёжной политики  в Республике Беларусь;

- Указ Президента  Республики Беларусь  «О Государственной  поддержке Белорусского  патриотического союза молодёжи»;

- Указ Президента  Республики Беларусь  «О концепции детского  движения в Республике  Беларусь»;

- Указ Президента  Республики Беларусь  «Об улучшении  жилищных условий  молодёжи»;

- Указ Президента  Республики Беларусь  «О гарантии предоставления первого рабочего места выпускникам высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, а также военнослужащим, уволенным из Вооружённых Сил Республики Беларусь»;

- Постановления Совета  Министров Республики  Беларусь: «О мерах  по обеспечению трудовой занятости студенческой и учащейся молодёжи в свободное от учёбы время», «О дополнительных мерах по реализации государственной молодёжной политики в Республике Беларусь», «О мерах по содействию в трудоустройстве студентов и учащихся в свободное от учёбы время», «О дополнительных мерах по улучшению организации работы с детьми и подростками по месту жительства» и др.

Основной  программой, направленной на решение молодёжных проблем в республике, является республиканская  комплексная программа «Молодёжь Беларуси», которая одобрена Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь № 234 от 4 апреля 1994 года. Программа является основным документом в реализации государственной молодёжной политики на всех уровнях, которая охватывает различные сферы жизни молодёжи, связывает их воедино, создаёт социальное пространство для проявления самодеятельности, самоуправления и самореализации [1, c. 723-724].

В 1997 году создана республиканская  служба занятости  молодёжи (РСЗМ), целью  которой является подготовка учащейся и студенческой молодёжи к самостоятельному выходу на рынок труда и улучшение её материального положения; разрабатываются и реализуются республиканские программы по созданию рабочих мест для молодёжи, по переобучению безработных и предоставлению им вакантных мест [8, c. 100].

В республике зарегистрировано и действует более 70 молодёжных и детских  общественных объединений, организаций, фондов по различным направлениям деятельности (спортивные, экологические, туристские, занятости молодёжи, студенческие и др.). Наиболее массовые из них:

- Белорусский республиканский  союз молодёжи (БРСМ), образовавшийся в  результате слияния  в октябре 2002 года  двух крупнейших  по численности  молодёжных организаций  - Белорусского патриотического  союза молодёжи  и Белорусского союза молодёжи, и ориентированный на нравственно-патриотическое трудовое воспитание молодёжи, решение вопросов трудоустройства молодёжи, возобновление деятельности стройотрядов, проведение спортивных акций, создание клубов по интересам;

- Белорусская республиканская пионерская организация;

- Белорусская ассоциация  международных молодёжных  обменов и туризма;

- Союз скаутов;

- Ассоциация белорусских  гайдов;

- Ленинский коммунистический  союз молодёжи;

- Лига добровольного  труда;

- Фонд социальной  защиты детей и подростков «Мы - детям»;

- Ассоциация студентов  вузов и др.

Многие  из проводимых ими  мероприятий направлены не только на организацию  содержательного  отдыха, но и сопровождаются конкретными полезными  акциями.

3. Основные направления  молодежной политики на современном этапе.

Главная цель молодёжной политики Республики Беларусь - это создание в  условиях перехода к  рынку социально-экономических, политико-правовых, духовно-культурных предпосылок, условий  и гарантий для  становления личности молодого человека; это социализация молодого поколения, реализация его творческого потенциала в интересах развития личности и общества в целом, возрождения и развития Беларуси.

Приоритетными в реализации программы  “Молодёжь Беларуси”  определены следующие  направления молодёжной политики Республики Беларусь на современном этапе:

Информация о работе Идеологическая политика в молодёжной среде в Республике Беларусь