Идеологические основы молодежной политики белорусского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:07, реферат

Описание работы

Молодежная проблема включает в себя множество граней, аспектов. Проблемы молодежной социализации, политической, экономической, культурной, проблемы установления нормальных отношений с иными социальными группами, проблемы молодой семьи, образования, досуга, здоровья, проблемы формирования профессионально-квалификационной структуры молодежи, адекватной потребностям национальной экономики, – это далеко не полный перечень тех проблем, которые объединяются в единую молодежную проблематику любого общества. Очень большой проблемой для общества является рост проявлений отклоняющегося поведения и молодежной преступности, конфликтов между поколениями.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Молодежь как социальная группа общества……………………………..4
Принципы молодежной политики…………………………………………7
Направления молодежной политики на современном этапе…………….10
Заключение………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………….14

Работа содержит 1 файл

Реферат по ОИБГ.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь

УО «Полоцкий  государственный университет» 

                                                        

                            Кафедра социально-

гуманитарных  дисциплин 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по  предмету

«Основы идеологии белорусского государства»

на  тему: «Идеологические основы молодежной политики белорусского государства» 
 
 

Выполнила:    студентка гр. 09-ФК

                        Евсюкова М.С.

                                                                     

Проверила:                                               преподаватель

                                                                  Римко О.Г. 
 

Новополоцк 2009

Содержание:

Введение……………………………………………………………………3

Молодежь как  социальная группа общества……………………………..4

Принципы молодежной политики…………………………………………7

Направления молодежной политики на современном этапе…………….10

Заключение………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Особую  актуальность для каждого государства  в современных условиях приобретает проблема формирования молодежной политики, ведь молодое поколение воспроизводит общество не только биологически, но и социально. Молодежь является такой группой общества, которая вовлечена во все без исключения социальные процессы либо непосредственно, либо через свою семью. Духовные ценности молодежи, ее взгляды, нравственный облик оказывают все более заметное влияние на общество, на политические и общественные программы, на экономические процессы. Молодежь составляет почти четверть населения республики это существенная часть избирательного корпуса, значительная часть трудового потенциала страны. Молодежные проблемы существуют в любом обществе, они имеют под собой два очень важных основания. С одной стороны, они являются отражением всех тех процессов, которые происходят в обществе. С другой – молодежные проблемы в значительной степени обусловлены особенностями молодежи как социально-демографической группы общества.

     Молодежная  проблема включает в себя множество  граней, аспектов. Проблемы молодежной социализации, политической, экономической, культурной, проблемы установления нормальных отношений с иными социальными группами, проблемы молодой семьи, образования, досуга, здоровья, проблемы формирования профессионально-квалификационной структуры молодежи, адекватной потребностям национальной экономики, – это далеко не полный перечень тех проблем, которые объединяются в единую молодежную проблематику любого общества. Очень большой проблемой для общества является рост проявлений отклоняющегося поведения и молодежной преступности, конфликтов между поколениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Молодежь  как социальная группа общества, политическая социализация молодежи

     Молодежь  – это главный ресурс общества, это его будущее. Но свое предназначение она выполнить не сможет, если ей не будут предоставлены определенные гарантии со стороны общества. Прежде всего, она нуждается в гарантиях приобретения знаний, соответствующих общественным потребностям, профессиональной подготовки, возможностей для вхождения в самостоятельную жизнь, создания условий для образования семьи.

     Молодежь  как социальная группа отличается тем, что она испытывает серьезные  трудности на этапе жизненного старта, в первую очередь, с трудоустройством, у молодежи острее стоят жилищные и материальные проблемы. На современном этапе усложнились проблемы психологической адаптации молодежи, затруднены механизмы вовлечения молодежи в систему социальных взаимосвязей. Молодежь является наиболее подвижной частью общества, группой, наиболее восприимчивой к новым явлениям действительности, к новым знаниям, новым представлениям о мире. Но молодежи присущи черты маргинальности. Она легче поддается манипулированию, в ней не сформированы устойчивые представления и убеждения, еще затруднена политическая и социальная ориентация. В политической культуре молодежи значительную роль играют элементы «субкультуры», «контркультуры», или «культуры протеста».

     Молодежь  как социально-демографическая группа включает в себя людей в возрасте от 16 лет до 30–31 года. Именно на эти  годы приходятся главные «социодемографические» события в жизни человека: получение среднего и высшего образования; выбор и получение профессии; начало трудовой деятельности; вступление в брак, рождение детей.

     Молодежьэто специфическая социально-демографическая общественная группа, имеющая общие социально-психологические особенности и ориентации, обусловленные характером социальных отношений на данном этапе развития общества. Но в то же время молодежь – это такая социально-демографическая группа, которая является внутренне дифференцированной. Внутри нее есть группы с характерными для них возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обусловлены определенным уровнем социально-экономического, политического и культурного развития общества, особенностями социализации молодежи.

     Социально-психологические  особенности молодежи, ее социальные и политические ценности обусловливаются  не только уровнем социально-экономического, культурного развития, но и уровнем  политического развития общества. Все политические институты государства влияют на политическое поведение граждан, стремятся контролировать его с помощью специальных механизмов. Политические и государственные структуры стремятся к воспроизводству типа поведения, лояльного к данной политической системе, к данным политическим ценностям и нормам. И ученые, и политики-практики утверждают, что политическая социализация неизбежно связана с усвоением личностью социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, групповых ценностях, политических и правовых нормах, нормах политического поведения.

     Политическая  социализация – это совокупность процессов становления политического  сознания и поведения, принятия и  исполнения политических ролей. В современном обществе процесс политической социализации начинается достаточно рано. Дети трех-четырех лет уже различают символы своего государства, тех или иных политических деятелей. Детский сад, школа, родители, телевидение очень рано вовлекают детей в экономическую и политическую жизнь, хотя, конечно, главным образом со школы начинается накопление знаний о политике, формируется определенное отношение к ней. Процесс политической социализации продолжается в течение всей жизни, он не заканчивается с получением паспорта или какого-либо диплома. Происходит постоянное накопление опыта, так как человек участвует в течение своей жизни во многих политических событиях, организациях, движениях. Он может не только обретать, но и утрачивать определенные представления, взгляды, ценности.

     Результатом политической социализации является определенная структура личности, в которой политические ценности и цели становятся устойчивыми и работающими элементами. В процессе политической социализации нельзя не учитывать влияние стихийных факторов, таких событий, как войны, революции, политические и экономические кризисы. В таких условиях происходят нарушения и серьезные сбои в процессе политической социализации. Складываются деформированные представления об обществе и общественных отношениях, которые могут приобрести устойчивый характер. Это видно на примере тех стран, которые долго существуют и развиваются в условиях конфликта или переживают серьезный системный кризис.

     На  современном этапе развития белорусского общества существуют серьезные проблемы в молодежной среде, обусловленные многими причинами, в том числе становлением новых для нашей республики социально-экономических и политических отношений: рынка и демократии. Особенности современного этапа в развитии нашего государства осложняют процессы социализации молодежи, в молодежной среде идут процессы не только социализации, но и ресоциализации. В настоящее время наша страна не располагает достаточными материальными и финансовыми ресурсами, чтобы решить все существующие в обществе экономические и социальные проблемы в здравоохранении, образовании и культуре – в тех сферах, где решается вопрос духовного, нравственного и физического формирования молодого поколения.

     В сложном положении находится  молодая семья, которая испытывает не только материальные, социально-бытовые, но и социокультурные, психофизические проблемы. Наблюдается рост социального сиротства. Имеет место такие проблемы, как рост безнадзорности, бродяжничества, суицидов, жестокости и насилия. «Приспособление к выживанию» нельзя считать полноценной социализацией молодого поколения, и его относительно высокая, по сравнению со старшими возрастными группами, адаптивность не может расцениваться как повод для социального оптимизма. Имеет место процесс десоциализации, маргинализации и люмпенизации молодежи. Происходит «омолаживание» преступности, растет потребление наркотиков в молодежной среде. Серьезную проблему для общества представляет молодежная безработица. Все это ведет к сокращению участвующих в экономической и социально-политической жизни, росту социальной пассивности части молодежи.

     Организационно-правовые и концептуальные основы государственной  молодежной политики. Принципы молодежной политики

     Многие  страны еще с начала 60-х годов  начали проводить целенаправленную социальную, экономическую, культурную политику в отношении подрастающего поколения. В начале 60-х годов западное общество проявило серьезную озабоченность по поводу нарастания проявлений антисоциального поведения молодежи. Причинами этого, по мнению ученых и политиков, стали модернизация современного общества, усложнение его структуры под воздействием научно-технического прогресса, «ломка» таких традиционных социальных институтов, как семья, школа, церковь, игравших важную роль в процессе социализации юношей и девушек. Изменилось отношение и самого подрастающего поколения к религиозной и семейной морали. Выделение молодежной политики в самостоятельное направление деятельности государства и общественных организаций в промышленно развитых странах отражало одну из объективных закономерностей современного этапа мирового развития. Государство, ранее традиционно устранявшееся от целенаправленного решения молодежных проблем, начинает активно «вмешиваться» в жизнь молодых людей, молодежная политика становится важнейшей частью единой политики государства.

     В это же время молодежная политика стала предметом дискуссий и  обсуждений для многих международных  организаций, для всего международного сообщества. Забота о подрастающем поколении была провозглашена одной  из важных задач ООН, ФАО, МОТ и ВОЗ с самого начала их деятельности. После принятия в 1965 году Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» социальные проблемы молодежи стали особым направлением в ее деятельности. Под эгидой ЮНЕСКО с 1985 году действует Всемирный конгресс по вопросам молодежи, «Круглый стол» по теме: «Молодежь. Образование. Труд». К изучению молодежных проблем и их разрешению подключились Международная организация труда, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

     В нашей республике проблема формирования новой политики в отношении молодежи стала особенно актуальной в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. В новых условиях важнейшей задачей  молодежной политики стала адаптация молодого поколения белорусов к новым экономическим и социальным реалиям.

     После обретения нашей республикой  независимости был принят целый  ряд документов, подтверждающих, что  молодежная политика белорусского государства  признается важнейшим направлением его деятельности, важнейшей частью концепции демографического развития республики, важнейшим направлением социальной политики. Были приняты такие документы, как: Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики»(1992), целый ряд указов Президента, касающихся молодежной политики, ряд постановлений Совета Министров республики. Целый ряд документов был принят различными Министерствами и ведомствами: министерствами образования, спорта и туризма, культуры, Комитетом по делам молодежи, Министерством труда.

     Государственная молодежная политика реализуется целым  рядом государственных и негосударственных  организаций (институтов), которые взаимодействуют  между собой в процессе формирования и реализации основных направлений  молодежной политики. Каждый из этих институтов осуществляет свою деятельность в пределах своих полномочий и компетенции. Важнейшими субъектами государственной молодежной политики являются: Президент Республики Беларусь, Совет Министров республики, который каждые три года принимает специальную программу «Молодежь Беларуси», Парламент. Вопросы формирования и реализации государственной молодежной политики постоянно обсуждаются на заседаниях Национального Собрания республики, в его комиссиях и комитетах. Значительную роль в формировании и реализации молодежной политики играют такие органы, как: Совет Министров,  Министерство образования республики Беларусь, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономики, Министерство культуры, Департамент по делам молодежи Министерства образования РБ, Белорусский Республиканский Союз молодежи. В настоящее время в республике действует более 130 молодежных и детских общественных организаций.

     На  современном этапе молодежная политика уже имеет возможность опереться на серьезную нормативно-правовую базу, которая создана более чем за 10 лет существования в условиях суверенного государства. За это время были сформулированы и определены основные концептуальные основы государственной молодежной политики. В ее основе лежат принципы и положения, сформулированные в Конституции Республики Беларусь.

Информация о работе Идеологические основы молодежной политики белорусского государства