Идеология белорусского государства и учебно-воспитательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 23:33, аттестационная работа

Описание работы

Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из определяющих понятий которого является идеология.
В соответствии с пунктом 1 приложения 2 к президентской программе «Дети Беларуси» на 2006-2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 г. № 318, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 ноября 2006 г. № 1536, Министерство образования Республики Беларусь (постановление № 125 от 14 декабря 2006 г.) утвердило Концепцию непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

контролка.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

                      

Организация идеологической работы    с родительской общественностью

 

        В своем докладе «О состоянии  идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» Президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко сделал акцент на проблеме семейного воспитания: «Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой  общественной ситуации. Увеличивается число проблемных семей, значительная часть подростков отдаляется от родителей. Семье требуется систематическая и квалифицированная  помощь со стороны учреждений образования...» Это определяет особую значимость идеологической работы с семьей. Следует не только организовывать пропагандистскую работу с родительской общественностью по вопросам социальной политики  нашего государства,  направленной  на обеспечение устойчивого развития экономической и социальной сферы, повышение уровня жизни населения, удовлетворение насущных проблем граждан, но и проводить целенаправленную работу созданию социальной поддержки семьи. Для организации идеологической и идейно-воспитательной работы с родителями могут использоваться различные методы и формы работы: анектирование, психолого-педагогическое тестирование, групповая и индивидуальная самооценки, педагогическое наблюдение. Данные методы позволяют педагогам получить объективную информацию о состоянии и результатах семейной воспитательной деятельности и принять необходимые решения.

 

Организация и проведение общественно-массовых мероприятий

 

Важную роль в организации воспитательной работы играют общественно-массовые мероприятия. Каждое из них должно быть продумано с точки зрения востребованности и пользы для участников педагогического процесса. Основными задачами каждого должны быть пропаганда государственной символики, народных традиций.

Система общественно-политических мероприятий должна быть направлена на формирование у гражданина осознания  личной причастности к судьбе страны, высокой культуры, духовности, гражданской ответственности.

Задачи идеологического  актива учебного заведения – принимать участие в подготовке и проведении массовых мероприятий, посвященных государственным праздникам и праздничным датам, отмечаемым в Республике Беларусь (День Победы, День Республики и др.); организация и проведение Церемоний возложения венков и цветов к памятным местам во время государственных праздников.

Вопросы праздничного оформления, благоустройства территории, обеспечения общественного порядка во время проведения мероприятия, пропаганды государственной символики, Родных традиций, освещения праздничных мероприятий в средствах массовой информации – все это является идеологическим обеспечением общественно-массовых мероприятий.

 

Работа со средствами массовой информации,

организация подписки на периодические  издания

 

Работа по информированию и идеологическому просвещению  выступает как специфический  вид деятельности, связанный с  целенаправленным формированием мировоззрения  людей с помощью различной информации. Информационно воспитательное пространство учебного заведения не может существовать изолированно от средств массовой информации, которые в первую очередь являются проводниками государственных идей.

Идеологический  актив совершенствует систему проведения подписной кампании: разрабатывает планы проведения, налаживает тесную связь почтовых отделений с учебным заведением, стимулирует лучших организаторов подписной кампании.

 

Информационное наполнение сайта  учебного заведения 

по вопросам идеологического обеспечения

 

По эффективности  воздействия на сознание граждан  лидирующее положение занимают электронные  средства массовой информации.

       Официальный сайт учебного заведения  должен содержать информацию, обеспечивающую работу с разными субъектами образовательного процесса: учителями, учащимися, родителями. На нем следует своевременно размещать нормативные документы, касающиеся деятельности учебного заведения. Учащиеся и родители могут через сайт ознакомиться с Уставом учебного заведения,  стратегической программой развития школы. Информационно-методический центр учебного заведения пополняет сайт новинками в области идеологически работы, используя информацию региональных центров местных администрациях. Такие формы взаимодействия, как «Гостевая книга» форумы сайта, дают возможность участникам образовательного процесса высказать свое мнение по любым вопросам, замечаниям или просьбу об оказании помощи. Задача идеологического актива состоит в том, чтобы оперативно реагировать и давать ответы посетителям.

Необходимо  расширять возможности организации  интересных форм работы с учащимися, активно внедрять интерактивные формы, например Интернет-марафоны, Интернет-конференции и Интернет-форумы. Важным преимуществом информационного сайта по вопросам идеологического обеспечения перед другими СМИ является его доступность: имеется возможность подключения к первоисточникам информации, получения материалов по запросу, оперативного обмена опытом, идеями, технологиями. Поэтому целесообразно, чтобы учащиеся, имеющие доступ в Интернет, активно использовали эту возможность при подготовке к информационному часу.

 

Работа с обществом «Знание»

 

Для активизации  идеологической работы учебное заведение может в свои программы приглашать лекторов республиканской организации общественного объединения «Белорусское общество «Знание». Его основным видом деятельности является пропаганда знаний и участие в идеологическом обеспечении государственных общественно-политических мероприятий. Тесное взаимодействие с ним помогает учебному заведению в решении вопросов, связанных с проведением работы с лекторскими кадрами.

В учебных коллективах  продолжается сотрудничество по использованию  лекторских информационных групп вузов, где лекционной работой в области  идеологического воспитания занимаются доктора и кандидаты наук. В сельских школах и учебных заведениях небольших районных центров эту работу можно организовать через заявки-запросы в общественное объединение «Знание».

Активизация деятельности общества «Знание» способствует решению вопросов воспитания гражданственности, патриотизма. Опыт работы данной организации в советский период говорит о ее активном участии в идеологическом обеспечении важных общественно-политических мероприятий.

Принимая во внимание тот факт, что в настоящее время приоритетным является нравственное воспитание подрастающего поколения, преодоление негативных явлений, бытующих в молодежной среде, необходимо обращаться к вопросам семейного воспитания, духовного и физического здоровья семьи. В связи с этим следует привлекать лекторов общества «Знание»  к выступлениям перед родителями.

Несмотря на обилие средств массовой информации, сегодня по-прежнему особое внимание уделяется живому слову, откровенному диалогу. Деятельность общества «Знание» содействует установлению гражданского согласия в обществе, пониманию государственной политики, снижению напряженности в обществе.

 

Работа органов ученического самоуправления

 

Идеологический  фундамент личности прежде всего  формируется в школе. Одну из главных  ролей в становлении личности школьника играют органы самоуправления, детские и молодежные общественные организации.

В Программе  реализации реформы образовательной  школы в Республике Беларусь поставлен  ряд конкретных практических задач. Одна из них заключается в том, чтобы разработать и внедрить систему воспитания, основой которой является формирование у детей и молодежи чувств гражданственности и патриотизма, толерантности и способностей к сотрудничеству в поликультурной деятельности. Эта задача потребует формирования у наших воспитанников социальной гражданской, правовой и демократической культуры. Средством достижения этих качеств может и должно выступать ученическое самоуправление.

Органы ученического самоуправления, центральной идеей  которых является сплочение ученического коллектива, демократизация стиля отношений учителей и учащихся, играют особую роль в идеологическом обеспечении воспитания. Ученическое самоуправление сегодня охватывает все стороны взаимоотношений «ученик–ученик», «ученик–коллектив», «ученик–учитель» и др.

Самоуправление  нельзя перенести или ввести как  готовую модель в ученический коллектив. Модель самоуправления адекватна содержанию, структуре и стилю управления ученическим коллективом. Поэтому рождение самоуправления возможно только снизу, непосредственно в коллективе. Система ученического самоуправления позволяет учащимся ощутить себя организаторами, развивает партнерство, укрепляет содружество. Ученическое самоуправление – это способ организации жизнедеятельности ученического коллектива, который предполагает активное участие в нем всех школьников на основе самодеятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Идеологическое  обеспечение воспитания определяет новые ориентиры в системе  ученического самоуправления:

•  превращение  органов самоуправления в истинно  общественные самодеятельные органы;

•  устранение формализма и утверждение творческих начал в деятельности ученического самоуправления;

•  предоставление органам самоуправления самостоятельности взамен всесторонней зависимости;

•  воспитание активного гражданина (формирование способности быть коммуникабельным, умения отстаивать собственную позицию, умения развивать организаторские  и управленческие способности, привитие жизнеутверждающих и оптимистических взглядов, готовности принимать собственные или коллективные решения и т. д.).

Следует отдельно остановиться и на роли общественных организаций в идеологической и  воспитательной работе учебного заведения.

Деятельность  детских и молодежных организаций стала частью государственной молодежной политики, о чем свидетельствует ряд принятых законодательных актов в их поддержку. Молодежным объединениям отводится особая роль, обусловленная статусом данной социально-демографической группы. Стратегия деятельности объединений заключена в развитии идеологической воспитательной работы с детьми и молодежью. Поэтому одной из задач учебного заведения является совершенствование идеологической работы через усиление роли общественных организаций учащихся.

Деятельность детских и молодежных объединений направлена на формирование у каждого ребенка идеалов, ценностей, потребностей, мотивов, побуждающих его действовать в интересах общества. Идеологическая работа в данных объединениях требует всесторонне и объективно отражать жизнь, опираясь на имеющийся позитивный опыт.

Реализуя свои программы и проекты, детские  и молодежные объединения решают вопросы формирования гражданской  позиции молодого поколения, заботливого  и ответственного отношения к  социальному окружению через продуцирование в социум собственных идей и намерений.

Самым крупным  молодежным объединением страны, соисполнителем республиканских программ в области осуществления государственной молодежной политики является БРСМ. Это объединение строит свою работу исходя из основных направлений программы «Молодежь Беларуси».

В целях развития молодежного движения в Республике Беларусь, оказания содействия БРСМ издан  Указ Президента Республики Беларусь от 13.01.2003г. № 16 «О государственной поддержке общественного объединения "Белорусский республиканский союз молодежи"».

Сегодня БРСМ занял  прочные позиции во всех регионах республики. В школах созданы и  действуют его первичные организации.

Отдельно следует  остановиться и на работе общественного  объединения БРПО. Пионерская организация защищает интересы и права своих членов, помогает каждому ребенку стать Гражданином, своими делами и поступками приносить пользу себе и другим  людям.

Во всех общественных организациях ребята приобретают социальные навыки, учатся избирать и быть избранными, брать на себя ответственность и проявлять себя в различных делах. Этим и объясняется наличие и работа в учебных заведениях таких общественных организаций, как БРСМ, БРПО, первичных организаций ДОСААФ, БМООСП, ОСВОД.

Привлечение школьников к участию в общественных организациях повышает эффективность идеологической и воспитательной работы, формирует активную жизненную позицию, гражданственность, положительные социальные ценности я идеалы учащихся.

 

Роль школьного музея

 

Необходимость воспитания здорового поколения неравнодушных людей на примерах героической истории Беларуси становится очевидной на современном  этапе  развития  общества. Идеологическая работа в этом направлении требует решения важной задачи – заинтересовать школьников, развить уважительное и бережное отношение к историческому наследию, предоставив им возможность почувствовать себя частицей истории своей страны, своего учебного заведения. В Республике Беларусь патриотизм правомерно отнесен к важной духовно-нравственной ценности, которая формирует у молодежи  готовность  к исполнению гражданского долга во всех сферах общественной и государственной деятельности. Все вышеперечисленное актуализирует значимость музея учебного заведения в идеологическом воспитании. Опыт истории образования показывает, что музейная работа воспитывает не только патриотизм и гражданственность, но и уважение к прошлому.

Информация о работе Идеология белорусского государства и учебно-воспитательный процесс