Имидж политических институтов в структуре политического имиджа государства для внешних аудиторий

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 22:13, реферат

Описание работы

Политическая составляющая внешнего имиджа страны – это, на наш взгляд, наиболее важная и изменчивая составная часть субъективного имиджа – имиджа, который может меняться в реальном времени в результате текущей деятельности социальных субъектов. От того, как представлена политическая система страны, как описываются протекающие в ней политические, этнополитические процессы, какова отражаемая в коммуникативных потоках степень демократичности - недемократичности политического режима, во многом, зависит интенсивность, направленность и стабильность (или нестабильность) экономических и культурных связей. Очевидно, что отсутствие политических противоречий является фактором укрепления социальных связей на международном уровне (правда, при условии наличия взаимного интереса между национально-государственными образованиями).

Работа содержит 1 файл

политология конф.docx

— 53.84 Кб (Скачать)

Одна  из характеристик – это харизма лидера. То есть качество неотразимости личности в глазах других, позволяющее оказывать загадочное влияние, особенно при непосредственном контакте с массами - например, на митингах. Харизму пытались и пытаются понять и объяснить целые поколения ученых. Например, на имидж Ленина работали многие талантливые мастера - от В. Маяковского ("Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!") до Л. Ошанина и С. Туликова ("Он сказал, что на земле мы построим людям счастье")... Ильич, кстати, прекрасно знал цену имиджу: достаточно всмотреться в кинохронику тех лет и станет заметно, скажем, что он великолепно чувствовал кинокамеру.

Интересен и пример И. Сталина. Троцкий утверждал, что псевдоним Иосифа Джугашвили происходит от слова "сталь". Трудно возразить, если учесть, что металл - необходимый элемент имиджа тоталитарных структур. Достаточно вспомнить роман "Как закалялась сталь" Н. Островского, выражения "железная дисциплина", "железная воля вождя" и т. д.

Сталин, безусловно, в высшей степени владел искусством создания и управления собственным  имиджем. Причем - во внутренней и внешней  политических сферах. Что касается внешней, в частности, он умел очаровывать  далеко не простаков, но - ни много, ни мало - западную литературную интеллигенцию (А. Барбюс, Л. Фейхтвангер и др.).

О внимании, с которым Сталин относился к  собственному имиджу, свидетельствует  множество фактов. Напомним лишь известную  историю смены его кинематографических  прототипов в фильмах М. Ромма "Ленин  в Октябре" и "Ленин в 1918 году". Визуальными доминантами имиджа Сталина были, конечно же, френч, сапоги, усы и трубка. У Н. С. Хрущева - коктейль из лысины, ботинка на трибуне  ООН, выражений "коммунизм" и "кузькина мать". Л. И. Брежнев в контексте  стилистической оценки имиджа обладал  внешностью оперного певца. Многочисленные ордена и густые брови дополняли  артистическую атрибутику. У М. С. Горбачева доминировали округлость во внешности, поведении и речи. Конечно  же, родимое пятно на голове. И  знаменитые ударения типа "углубить".

Существенны для имиджа лидера и социальные характеристики. Связаны они с текущей политической ситуацией, которой лидер обязан соответствовать. Положительный имидж  лидера возникает в том случае, когда он ориентирован на определенные социальные группы, а по наиболее общим  позициям поддерживается большинством граждан страны. Такие позиции  отражают требования социального и  демографического плана, политические интересы, идеологические предпочтения, ситуацию, сложившуюся в стране, и т.д. Соответствие им может быть реальным или мнимым, выстроенным  командой имиджмейкеров для стимулирования желаемых ассоциаций общественности, которую стремятся убедить в  том, что политический лидер осуществит мечты и надежды граждан, обеспечит  их потребности... Социальные характеристики - достаточно подвижная часть имиджа лидера, тесно связанная с параметрами  реальности.

Символические характеристики, напротив, являют собой  устойчивый и неизменный компонент. Они связаны с идеологиями, которые  не меняются в течение десятилетий  или даже столетий, а также с  еще более постоянными культурными  архетипами. Иначе говоря, существует некий определенный набор черт и  качеств, который обязательно должен демонстрировать политик, чтобы  общество признало в нем лидера. Только тот, кто способен подогнать  под себя существующий идеальный  тип, становится реальным лидером нации.

Многочисленные  примеры построения имиджа свидетельствуют, что черты и качества личности руководителя государства, которые  формируют его имидж и, следовательно, имидж страны, должны быть однозначны, четко определены, ярко выражены и довольно постоянны. Неоднократно предпринимались попытки выявить набор черт, которыми обязательно должен обладать лидер в глазах сограждан. Так, Н. Макиавелли писал: "Презрение государи возбуждают непостоянством, легкомыслием, изнеженностью, малодушием и нерешительностью. Этих качеств надо остерегаться как огня, стараясь, напротив, в каждом действии являть великодушие, бесстрашие, основательность и твердость. Решение государя касательно частных дел подданных должно быть бесповоротным, и мнение о нем должно быть таковым, чтобы никому не могло прийти в голову, что можно обмануть или перехитрить государя"

Конечно, и современные авторы не обошли вниманием  столь волнующую тему. Прежде всего, большинство из них отмечает, что  лидер страны должен позиционироваться  как лицо деятельное, активное. В. Анатольев, анализируя графики президентской  популярности, писал: "Любое резкое падение в популярности - вероятно, следствие бездействия президента перед лицом важных событий. Бездействие  вредит ему более, чем что-либо еще". Образ деятельного руководителя страны может конструироваться в глазах общественности как действиями и инициативами, так и с помощью слов и речей. Однако, как считают аналитики, предложения и инициативы, высказываемые руководителем государства публично, зачастую больше способствуют его положительному имиджу, чем постепенные и малозаметные действия по реальному разрешению важных государственных проблем.

Иллюстрацией  вышеизложенного может служить  категоричность действий Б.Ельцина  во время событий 1991 года, обеспечившая ему безусловную поддержку россиян 19 августа. Объявив любые решения  и сам ГКЧП неконституционными, он тем самым сделался лидером в  глазах миллионов людей. Слова дали ему такую власть, против которой  оказались бессильны все войска, имевшиеся в распоряжении ГКЧП.

Трудно  в этой связи не заметить, что  великие события истории всегда особенно рельефно обозначали положительные  и отрицательные стороны имиджа лидера. Ведь именно когда стране и  народу грозят опасности или враги, появляется возможность продемонстрировать лучшие свои качества. Тогда вроде  бы очевидные для всех действия поражают воображение, а политик, решившийся на них, становится в глазах народа героем и выдающимся деятелем своего времени.

С другой стороны, для формирования мнимого  положительного имиджа политика чрезвычайные события и критические ситуации, отсутствующие в действительности, могут быть созданы с помощью  вербальных средств. Причем от требуемых  имиджевых характеристик лидера зависит, придадут имиджмейкеры той  или иной ситуации статус неблагополучной, назовут ли ее проблемной, а также  серьезность оценок положения. В  принципе, никто не мешает лидеру объявить, что ситуация складывается сложная  или вообще критическая, что наступает  решительный или переломный момент... Поскольку большая часть населения  лишена достоверной и полной информации о действительном состоянии вещей  в стране и мире, то проверить  его утверждения довольно трудно. Этим приемом, кстати, успешно и охотно пользовались все советские руководители; реальность показывает, что незаменим он и в практике постсоветских вождей.

Итак, действенность  является важнейшим качеством имиджа лидера. Однако многие авторы специально подчеркивают, что центральный момент здесь - не просто действие, но демонстрация того, что лидер видит проблемы, хочет с ними справиться и принимает  на себя ответственность за положение  дел в стране и правительстве. Декларации о личной ответственности  лидера государства имеют для  общественности важный психологический  смысл: публика как бы заверяется в том, что мир управляем и  жизнь будет постоянно улучшаться.

Оценка  действий лидера занимает важнейшее  место в создании его имиджа. Дело это крайне сложное. Во-первых, потому что различные социальные группы могут иметь противоположные  политические интересы, и то, что  воспринимается благом одними кажется  злом для других. Во-вторых, любое  политическое событие зависит не только и не столько от самого лидера, сколько от множества администраторов  и исполнителей более низкого  уровня. Принятие лидером ответственности  на себя, тем не менее, предполагает наличие оценки именно его действий.

Еще одной  существенной имиджевой характеристикой  лидера, непосредственно оказывающей  влияние на образ страны в глазах общественности, является способность  добиваться успеха. Кроме того, на престиж  лидера может оказывать косвенное  влияние авторитет его команды  или союзников. Так, лидер оценивается  как более успешный и авторитетный, если его поддерживают выдающиеся и  уважаемые сторонники.

Обобщая многочисленные исследования, можно  выделить и другие черты политического  лидера - реальные и мнимые - определяющие то, как воспринимается его образ  общественностью. Например, лидер должен выглядеть благожелательным и справедливым по отношению к простым гражданам, быть образцом справедливости и мудрости, олицетворением нравственной чистоты. В отношении же врагов государства  он обязан демонстрировать чувства  агрессии, соперничества. Внешность, пол  и возраст главы государства  также имеют значение. Как правило, лидер представляется в образе солидного  человека приятной внешности, пожилого, и, конечно, это мужчина, а не женщина.

 

  1. Влияние политического имиджа государства на экономический рост

 

Политический  имидж государства (ПИГ) — это  воображаемый образ данного государства  у граждан страны и зарубежья. Имидж государства — это не просто психический образ сознания как отображение действительности. Это специально моделируемое целенаправленное отражение, т.е. отражение уже созданного профессионалами образа на основе некоторой  реальности. Речь идет о виртуальном  образе, включающем четыре компонента, которые можно рассматривать  как уровни имиджа.

Во-первых, это некоторый исходный материал, предварительно прицельно обработанный с целью минимизации негативных черт и максимизации позитивных. Во-вторых, это сама такая модель, наложенная на предварительно подготовленный исходный материал. В-третьих, это неизбежные искажения, вносимые каналами трансляции имиджа (прежде всего, средствами массовой информации) и способами его тиражирования. В-четвертых, это результат активной собственной работы аудитории или  отдельного субъекта восприятия, реконструирующих итоговый целостный имидж в своем  сознании на основе навязываемой модели, но с учетом своих собственных  представлений.

В рамках рекламы, привыкшей иметь дело с  имиджем товаров и услуг, выделяется специальный раздел политической рекламы, где имидж рассматривается как  «уникальное политическое предложение», оформленное для успешной «продажи»  политика или политической группы, партии, организации избирателям. А  политический имидж государства  предлагается еще и зарубежной аудитории.

Каковы  же основные характеристики ПИГ? Политический имидж государства — понятие  многогранное. К тому же это виртуальный  образ, который создается каждым индивидом. Из множества характеристик  ПИГ выделим те, которые, по нашему мнению, наиболее существенно влияют на экономику и ее рост в данной стране:

  • политическая стабильность в государстве;
  • региональная политическая стабильность;
  • налоговая стабильность;
  • защита частной собственности;
  • законопослушание как ведущий принцип организации общества.

Политическая  стабильность в стране важна для  бизнеса, поскольку снижает риск потери капитала. Конечно, международный  бизнес выбирает страны с политической стабильностью, обходя «дальней дорогой» нестабильные государства. Так, макроэкономический процесс свидетельствует о том, что политическая стабильность и  либеральный для иностранных  инвесторов климат привлекают наиболее динамичные прямые иностранные инвестиции (ПИИ), те, что отличаются большим  размером, растущей отдачей от масштаба, лучшей практикой менеджмента, реализуют  наиболее передовые технологии, высокоэффективны.

С другой стороны, ограничительный инвестиционный климат, где используются такие методы, как принудительные совместные предприятия, лицензирование, требование отечественного участия привлекают ПИИ, которые  менее эффективны, используют устаревшую технологию производства или менее  быстрыми темпами внедряют новую  технологию, отстают в использовании  современных систем менеджмента. Либеральный  климат способствует также поощрению  экспортно-ориентированных операций, которые встроены в глобальную/региональную сеть транснациональных корпораций (ТНК). Когда учреждаются такие  экспортно-ориентированные ПИИ, они  имеют тенденцию притягивать  других иностранных инвесторов, включая  конкурентов, на местный рынок. Возникает  так называемый «эффект кучкования». Комбинация передовых технологий, экспорта на конкурентные мировые рынки и  «кучкования» иностранных инвесторов создают внушительные внешние эффекты  через мощные обратные связи с  местными поставщиками. Более дружественный  инвестиционный климат, политическая стабильность снижают дополнительные затраты по ведению бизнеса в  чужой стране, таким образом поддерживая  и горизонтальные (нацеленные на захват рынка), и вертикальные (использующие дешевые факторы производства) ПИИ. Эти затраты включают:

  • административные, бюрократические и юридические препятствия;
  • эмиссию прав собственности;
  • усилия по принуждению к выполнению контрактов;
  • трудовое регулирование;
  • требования обязательных совместных предприятий или минимальной отечественной доли (в капитале, затратах).

Информация о работе Имидж политических институтов в структуре политического имиджа государства для внешних аудиторий