Институциональные основы антимонопольной политики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:28, доклад

Описание работы

Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.
Ради достижения общественно значимых результатов государство создаёт и использует специальную систему правил и мер, гарантирующих само наличие и функционирование конкуренции, и её качество.

Работа содержит 1 файл

антимонопольная политика.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Институциональные основы антимонопольной политики России

Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское  законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

Ради достижения общественно значимых результатов государство создаёт и использует специальную систему правил и мер, гарантирующих само наличие и функционирование конкуренции, и её качество. Деятельность такого рода является ключевым элементом государственного регулирования рыночных отношений в нашей стране и нуждается в основательном правовом оформлении. Законодательство должно быть специально сконструировано для охраны и развития конкуренции.

Антимонопольное законодательство –  правовая форма государственного антимонопольного регулирования рыночных отношений, представляющих собой совокупность нормативных актов, целями, реализации которых являются воспроизводство и поддержка добросовестной конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Особое место в ряду конституционных начал антимонопольного регулирования, и законодательства Российской Федерации занимает принцип поддержки конкуренции, согласно которому государство гарантирует сохранение и упрочение конкурентных основ рынка как ключевого регулирующего механизма, ограничение и пресечение монополизма в любых его противоправных проявлениях, обеспечение регулирующего воздействия на сферы естественной и государственной монополии, а также принятие и реализацию такого законодательства, которое бы эффективно содействовало увеличению количества поставщиков, покупателей и других хозяйствующих субъектов на рынках России.

Поддерживаемая государством конкуренция  объективно создаёт предпосылки  для развития монополий, поэтому  государству необходимо не только поддерживать добросовестную конкуренцию, но и пресекать экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. С этой целью сформулирован ещё один конституционный принцип антимонопольного законодательства Российской Федерации – принцип недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Провозглашение и реализация указанного принципа предполагает применение законодательно оформленных мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Развитие рыночных реформ в стране предполагает создание такого механизма  правового воздействия, который  бы в полной мере соответствовал данным принципам. Антимонопольное регулирование не является в этом смысле исключением.

Конституционные принципы антимонопольного регулирования развиваются  в различных законодательных  актах Российской Федерации. Помимо Конституции России антимонопольное законодательство Российской Федерации включает в себя большую группу нормативных правовых актов, среди которых центральное место занимает «Закон о защите конкуренции».

«Закон о защите конкуренции» (антимонопольный  закон) является инструментом государственного регулирования рыночных отношений  и применяется с целью:

1) Охраны и поощрения конкуренции;

2) Осуществления контроля за хозяйствующими субъектами, обладающими существенной властью на товарном рынке;

3) Регулирования процессов концентрации на товарных рынках и контроля за структурой рынка;

4) Защиты прав и интересов потребителей;

5) Содействия малому предпринимательству.

Государство сформировало федеральную систему антимонопольных  органов в целях осуществления  определенного вида государственной  деятельности – проведения политики по содействию формированию рыночных отношений и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей.

Система регулирования  естественных и государственных монополий

Развитие и поддержка конкуренции стали сегодня одним из ключевых направлений экономической политики. Однако, известно, что в экономике существуют отрасли, где конкуренция по объективным причинам невозможна или неэффективна (сферы естественной монополии). Естественной монополией признаётся такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Такая эффективность выражается в существенном понижении издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства. Причем товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Исключительный характер режима естественной монополии требует  наличия специального регулирующего воздействия. Это воздействие имеет место в рамках системы государственного регулирования, которая включает:

1) целевые (программные), организационные, стимулирующие,  учётные и контрольные мероприятия; 

2) определение правового  статуса регулирующих государственных органов, порядок осуществления их правомочий;

3) установление сфер (границ) действия  режима естественных монополий,  а также правового статуса  хозяйствующих субъектов, функционирующих  в сферах естественной монополии; 

4) установление перечня и правовых форм реализации методов воздействия на деятельность субъектов естественных монополий;

5) реализацию мер государственного  принуждения за нарушение положений  законодательства о естественных  монополиях и иных нормативных  правовых актов.

В зависимости от предмета воздействия  можно выделить два основных метода регулирования: ценовой и неценовой.

Ценовой метод регулирования предполагает установление фиксированной цены (тарифа) или их предельного уровня.

Неценовой метод, основанный на принципе удовлетворения потребностей позволяет:

1) определить потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;

2) установить минимальный уровень обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии.

Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа .

В настоящее время режим государственной  монополии продолжает применяться, хотя и претерпел существенные изменения, связанные с экономическими реформами  в России. Они заключаются в  том, что в связи с провозглашением конституционного принципа свободы экономической деятельности подобный режим носит (как и в случае с естественными монополиями) исключительный характер и является инструментом государственного регулирования экономики.


Информация о работе Институциональные основы антимонопольной политики России