Изберательнный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:55, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ избирательной системы в Российской Федерации.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
· раскрыть механизмы избирательного процесса ;
· описать основные виды избирательных систем;
· рассмотреть избирательного процесса в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Механизм изберательного процесса…………………………………………5

Типы изберательных систем………………………………………………….9

Российская изберательная система…………………………………………14

Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 48.24 Кб (Скачать)
 

 Содержание 
 

     Введение…………………………………………………………………………..3 

   
  1. Механизм  изберательного процесса…………………………………………5
 
  1. Типы изберательных  систем………………………………………………….9
 
  1. Российская  изберательная система…………………………………………14
 

     Заключение………………………………………………………………………19 

     Список литературы……………………………………………………………….20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

    В то же время используемые на выборах технологии самым непосредственным образом зависят от порядка проведения выборов и способа подсчета голосов в каждой стране, действующих в государстве и регламентирующих данный процесс правовых норм, правил и традиций. В правовых нормах формулируются основные требования к кандидатам в представительные органы власти и на выборные государственные должности; регулируется деятельность органов власти, осуществляющих проведение выборов; определяется статус избирателей и избирательных объединений; устанавливаются процедуры предвыборной агитации и голосования, порядок определения результатов голосования и способы обжалования их.

Совокупность  этих норм задает определенную логику действиям всех участников предвыборной борьбы, побуждает их действовать  в рамках единого электорального порядка. Несмотря на то что в каждой стране избирательные нормы имеют  свою специфику, обусловленную историческими, культурными, политическими, социальными особенностями развития этих стран, существуют некоторые общие принципы, позволяющие говорить о типах избирательных систем.

Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и  государства.

В России выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан  избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 32 Конституции  Российской Федерации). Выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре  органов государственной власти.

    Актуальность  данной работы заключается в том , что выборы являются неотъемлемой составной частью политического процесса в современных демократических обществах. Они предоставляют человеку, идущему в большую политику, возможность стать депутатом парламента, губернатором или даже президентом страны. Вместе с тем во время выборов в активную политическую жизнь вовлекаются простые граждане, они начинают ощущать свою значимость, возможность оказывать влияние на персональный состав высших государственных органов. 

Целью данной работы является анализ  избирательной системы в Российской Федерации.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие  задачи:

·  раскрыть механизмы избирательного процесса ;

·  описать основные виды избирательных систем;

·  рассмотреть избирательного процесса в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Механизм изберательного процесса 

      Избирательный процесс – это деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий, направленных на избрание депутатов и выборных должностных лиц.

    Избирательный процесс представляет собой цепь последовательно проводимых этапов: назначение выборов; формирование избирательных округов и участков; назначение избирательных органов; регистрация избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; проведение агитационной кампании; голосование; подсчет голосов и объявление результатов выборов.

  • Назначение выборов. Выборы проводятся в сроки, устанавливаемые конституциями, либо обычным законодательством. В обычных условиях выборы проводятся по истечении срока полномочий представительного органа - очередные выборы. В случае досрочного прерывания полномочий выборного органа (лица) проводятся внеочередные выборы.

Кроме основных выборов часть должностей (например, в США) на всех уровнях, кроме президентского, замещается на так называемых промежуточных выборах, которые проводятся с разной периодичностью. В случае отзыва (отстранения), отставки или смерти депутата и открывшейся вакансии в парламенте проводятся дополнительные выборы.

  • Формирование избирательных округов и участков. Выборы производятся по избирательным округам, учрежденным на основании закона. Если от округа избирается один депутат, такой округ называется одномандатным (одноименным), если же от округа избирается несколько депутатов, такой округ называется многомандатным (многоименным). Законодательство предписывает необходимость образования равных округов, чтобы равное число депутатов избиралось от равного числа избирателей. Обычно размер округа зависит от уровня выборов. Для проведения местных выборов создаются небольшие округа на базе городского района, поселка, а для проведения выборов областного или федерального уровня несколько таких округов объединяются в один большой. Во многих странах устанавливается минимум населения, от которого избирается определенное число депутатов.

Избирательный округ подразделяется на избирательные участки - минимальные территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом голосования. На избирательных участках проводится голосование и подсчет голосов избирателей.

  • Назначение избирательных органов. Объем работ, связанный с регистрацией избирателей, составлением и уточнением списка, регистрацией кандидатов на выборные должности, проведением голосования, подсчетом голосов и определением его результатов возлагается в каждой стране на свою систему органов по проведению выборов (избирательные комиссии, суды, муниципалитеты). Органы по проведению выборов имеют иерархию и включают в себя: центральные (общенациональные), окружные и участковые избирательные органы.
  • Регистрация избирателей. Важнейшим этапом выборов является регистрация избирателей и составление избирательных списков. Избирательный список определяет круг участников голосования, которые в установленный момент выразят свое отношение к кандидатам. При системе необязательной регистрации многие избиратели не регистрируются, но они и не учитываются в итогах голосования.
  • Выдвижение и регистрация кандидатов. После образования избирательных округов (а в случае, если выборы проводятся по одному избирательному округу - со дня опубликования решения о назначении выборов) начинается выдвижение кандидатов (списков кандидатов), образование ими избирательных фондов, сбор подписей в их поддержку.

   Выдвижение  кандидатов может осуществляться тремя основными способами:

    • выдвижение избирателями, самовыдвижение или самовыдвижение с поддержкой избирателей;
    • выдвижение политическими партиями;
    • выдвижение кандидатов путем особой процедуры

(праймериз). Стадия выдвижения заканчивается регистрацией, определяющей круг участников процесса, которые будут бороться за получение распределяемых на выборах мандатов и которые в случае,

если  не откажутся от участия в выборах, будут находиться в избирательном  бюллетене. После регистрации кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки вправе приступать к предвыборной агитации, в ходе которой в различных формах осуществляется воздействие на избирателей с целью побудить их к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов).

  • Проведение агитационной компании. Как правило, процесс проведения агитационной кампании регламентируется законодательными нормами, основанными на следующих важнейших принципах:
  • создание равенства возможностей для всех участвующих в выборах кандидатов (всем предоставляется равный максимальный лимит расходов на проведение выборов, ограничиваются суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды избирательных кампаний, государство берет на себя финансирование предвыборной кампании, всем партиям и кандидатам предоставляется равное время на радио и телевидении);
  • лояльное поведение по отношению к своим противникам, недопущение оскорблений противника и т.д.;
  • сохранение нейтралитета государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы.
  • Голосование. Подача голосов является завершающим этапом избирательной кампании. Голосование за выдвинутых кандидатов обычно осуществляется лично (законодательства отдельных стран допускают голосование по почте, по доверенности (для отсутствующих избирателей), а также голосование представителей за неграмотных и больных). О времени и месте голосования участковые избирательные органы обязаны оповестить избирателей заранее до дня его проведения (через средства массовой информации, наглядную агитацию, лично, в ходе обхода мест жительства и т.д.). Массовое уклонение избирателей от участия в выборах называется абсентизмом. Для привлечения избирателей к голосованию в законодательстве предусматривается несколько мер:
  • во-первых, это проведение государственными органами разъяснительной работы о необходимости участия граждан в голосовании;
  • во-вторых, законодательное установление сравнительно низкого процента участия граждан в голосовании для признания выборов состоявшимися (однако на президентских выборах это всегда не менее 50% плюс 1 голос);
  • в-третьих, законодательное установление обязательности голосования не только как морального долга, но и как юридической обязанности граждан

(Австрия,  Бельгия, Дания, Турция). В качестве  наказания применяется общественное  порицание, лишение на время  избирательных прав, штраф. В единичных странах мерой преодоления абсентизма избрано не наказание, а поощрение для явившихся (в Андорре, например, выдается стакан вина или одна песета).

  • Подсчет голосов и объявление результатов выборов. Сразу же после завершения голосования избирательные органы начинают подсчет его результатов. Между голосованием и подсчетом голосов не должно быть перерыва или задержки, поскольку это может быть использовано для различного рода фальсификаций. Для того, чтобы предотвратить подобные фальсификации и обеспечить доверие граждан к результатам выборов, применяется контроль за голосованием и подведением его итогов (независимые, в том числе международные наблюдатели; независимое параллельное подведение итогов голосования и т.д.).

Таким образом, организация выборов –  явление чрезвычайно сложное и динамичное. Их конкретное содержание различно в каждой стране, и в рамках одной страны содержание этого процесса также со временем под влиянием многочисленных обстоятельств изменяется.

2. Типы  избирательных систем

      Избирательная система, являясь одной из важнейший  категорий науки государственного права, характеризует степень демократического развития любого конституционного государства.1

      В науке конституционного права словосочетание «избирательная система» употребляется  в двух значениях: широком и узком. Под избирательной системой в  широком смысле понимается совокупность общественных отношений, возникающих  в процессе выборов органов государственной  власти и местного самоуправления. 2

      Широкий подход дает более масштабное представление  об избирательной системе как  о порядке формирования выборных органов и системе распределения  мест после установления результатов  голосования.3

      Под избирательно системой в узком смысле понимается лишь способ определения  результатов выборов, т.е. заключительная стадия выборов. Конечно, применение той  или иной избирательной системы  оказывает влияние на всю организацию  выборов, но главная суть избирательной  системы – определение результатов  выборов.4

      В понятие избирательно системы входят также действия граждан, избирательных  комиссий, избирательных объединений, органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию  и подведении его итогов и другие избирательные действия.

Информация о работе Изберательнный процесс