Избирательные системы и избирательные технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:17, контрольная работа

Описание работы

Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что из­бран­ным считается кандидат (или список кандидатов), набравший преду­смот­ренное законом большинство голосов. Мажоритарная система может быть раз­личных видов в зависимости от того, какого большинства требу­ет закон для из­брания депутатов - относительного, абсолютного или ква­лифицированного.

Содержание

1 Избирательные системы 3
2 Избирательная система в Российской Федерации 7
3 Избирательная кампания: основные этапы, цели.
Роль СМИ в избирательной кампании. 15
4 Заключение 24
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

политология контр.doc

— 153.50 Кб (Скачать)


Содержание

1 Избирательные системы                                                       3

2 Избирательная система в Российской Федерации             7

3 Избирательная кампания: основные этапы, цели.

Роль СМИ в избирательной кампании.                             15

4 Заключение                                                                            24

   Список использованной литературы
1. Избирательные системы

Типы избирательных систем:

                 мажорная

                 пропорциональная

                 смешанная

Избирательная система – это совокупность правил, приемов и процес­сов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление пред­стави­тельных государственных органов политической власти. В развитии по­литической сис­темы общества избирательная система играет исключи­тельно важ­ную роль. Она является каналом, по которому осуществляется процесс формирования всей системы представительной власти – от мест­ных органов до президента страны. Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В ито­ге почти трехвекового развития представительная демократия выбрала две ос­новные формы участия граждан в формировании органов государ­ствен­ной вла­сти – мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их ос­нове в современных условиях применяются и смешан­ные формы. При­ме­нение каждой из них к одним и тем же итогам может дать различной ре­зультат.

Мажоритарная избирательная система характеризуется тем, что из­бран­ным считается кандидат (или список кандидатов), набравший преду­смот­ренное законом большинство голосов. Мажоритарная система может быть раз­личных видов в зависимости от того, какого большинства требу­ет закон для из­брания депутатов - относительного, абсолютного или ква­лифицированного.

Мажоритарная система относительного большинства

 

При мажоритарной системе, как правило, существуют непосредствен­ные связи между кандидатом и избирателями. На выборах побе­ждают пред­стави­тели более сильного политического течения в стране, что спо­соб­ствует вытесне­нию из парламента и других органов власти представи­телей мелких и средних партий. Мажоритарная система способствует воз­никновению и укреп­ле­нию в странах, где она используется, двух - или трех партийных сис­тем. Соз­данные на этой основе органы власти являют­ся устойчивыми, форми­руется ак­тивно работающее и стабильное правительство. Однако мажоритарная система имеет и существенные недостатки. Они свя­заны с тем, что значительное число голосов избирателей (примерно около половины) не учитываются при распределении мандатов. Кроме того, ис­ка­жа­ется картина реального соотношения политических сил в стране: партия, полу­чившая наименьшее число голосов избирателей, мо­жет получить боль­шинство депутатских мест. Потенциальная неспра­ведливость, заложенная в  данную из­бирательную систему, еще более ярко проявляется в совокупно­сти с особыми способами нарезки избира­тельных округов, получивших на­звание «избира­тельная геометрия» и «избирательная география». Сущность «избирательной геометрии» в том, что избирательные ок­руга формируются таким образом, что при сохранении формального равенства в них заранее обеспечивается преимущество сторонников одной из пар­тий, а макси­мальное их число концентрируется в 1-2 округах.

Пропорциональная избирательная система – при ее использовании в ор­ганах власти бывает представлена более реальная картина политиче­ской жизни общества и расстановки политических сил. Этому способ­ствует то, что ман­даты в избирательных округах распределяются между партиями в соответ­ствии с числом голосов, собранных каждой из них. Каждая партия, участвую­щая в выборах, получает количество депутат­ских мест, пропорционально числу полу­ченных голосов избирателей. Пропорциональная система обеспечивает пред­ставительство даже для от­носительно мелких партий и в максимальной степени учитывает голоса избирателей. Именно в этом состоит преимущество пропор­циональной избирательной системы по сравнению с мажоритарной. Хотя  все пропор­циональные системы имеют своей целью достижение пропор­циональ­ного представительства, реализуется эта цель разной мере. В соответ­ствии с данным критерием выделяется три  типа:

 

Так как пропорциональная избирательная система действует во многих мандатных округах, партии выдвигают не отдельных кандидатов, а це­лые спи­ски, которые включают столько кандидатов, сколько мандатов выде­лено на ок­руг. Голосуя за список в целом, избиратели не выказыва­ют отноше­ние к от­дельным депутатам. Выигранные списком мандаты, отдаются кандида­там в со­ответствии с очередностью их расположения в списке.

Однако у пропорциональной системы также имеются свои недостатки:

  1. Возникают сложности в формировании правительства, так, как много­партийные коалиции включают в себя партии с разными целями и зада­чами, Им достаточно трудно выра­ботать единую, четкую и твердую программу. Правитель­ства, созданные на такой основе, отличаются нестабильно­стью.

2.                 Пропорциональная система приводит к тому, что предста­вительство в органах государственной власти получают политические силы, пользующиеся поддержкой далеко не во всей стране.

3.                 При пропорциональной системе, вследствие того, что го­лосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и из­бирате­лями слабая.

4.                 Поскольку при данной системе голосования идет за поли­тические партии, депутаты зависимы от своего партийного руководства, что может отри­цательно сказаться на обсу­ждении и принятии важных документов.

Недостатки пропорциональной и мажоритарной систем очевидны и суще­ственны. Поэтому попыткой устранить их стало формирование смешан­ной из­бирательной системы.

Смешанная избирательная система. Ее суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами ма­жори­тарной системы, что способствует формированию устойчивого правитель­ства, а другая часть – в соответствии с принципами пропорцио­нальной сис­темы, что способствует более полному учету голосов избира­телей и точнее от­ражает ре­альную картину политической ситуации в стране.

Таким образом, смешанная избирательная система, построенная на еди­ном принципе — сочетании элементов мажоритарной и пропорциональ­ной сис­тем, имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степе­нью демократизма, приспосабливаем ости к конкретным условиям каждой страны. Их основные положения таковы:

  • пропорциональная избирательная система-возникновение многопар­тий­ной системы, характеризующейся автономностью партий и их же­сткой струк­турой;
  • абсолютная мажоритарная система порождает двухпартийную сис­тему.

Эта взаимосвязь обуславливает воздействие избирательной системы не только на форму демократии, но и на ее судьбу.

Таким образом, избирательные системы являются чувствительными ин­дикаторами реальных политических процессов, поэтому избирательное законо­дательство каждой страны совершенствуется и развивается.

 

2. Избирательная система в Российской Федерации.

Конституция РФ гласит: "Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти  и органы мест­ного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Россий­ской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей."

Избирательное право, являясь совокупностью конституционно-правовых норм, образует важную составную часть конституционного права Рос­сийской Федерации, один из наиболее значимых его институтов, и регулирует такие общест­венные отношения, которые складываются, при выборах Президента Российской Федера­ции, депутатов законодательных (представительных) орга­нов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления. Однако термин "избира­тельное право" используется не только для обо­значения одного из конституци­онно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав  российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право  избирать, т.е. право граждан Российской Федерации участвовать в вы­борах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное  право избираться, т.е. право граждан Российской Фе­дерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные ор­ганы местного само­управления. Избирательное  право Российской Федерации имеет свои источники. Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения  выбо­ров. К числу таких источников относятся:

1.                 Конституция Российской Федерации, конституции республик в со­ставе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

2.                 Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. №2-ФКЗ "О референдуме Российской Феде­рации";

3.                 Федеральные  законы, а также законы субъектов Российской Федера­ции, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и органы  местного самоуправления:

    • Федеральный закон Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в ре­ферендуме граждан Российской Федерации";
    • Федеральный закон Российской  Федерации от 26 ноября 1996г. №138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Феде­рации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления";
    • Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 1999г. №228-ФЗ "О выборах президента Российской Федерации";
    •         Федеральный закон Россий­ской Федерации от 21 июня 1995 г. №90-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
    • другие законы, указы и рас­поряжения Президента Российской Феде­рации, акты глав администраций и других руководите­лей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведе­ния выборов.

Некоторые вопросы избирательного процесса регулируются по­становле­ниями Государственной Думы и Центральной избирательной комиссии.

Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные ор­ганы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выраже­нием принадлежащей народу власти. Госу­дарство гарантирует свободные волеизъявление гра­ждан на выборах путем за­щиты демократических принципов и норм избирательного права. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе все­общего равного  и прямого избирательного права при тайном голосовании. Уча­стие гражданина

  Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее преде­лами, обладает всей полнотой из­бирательных прав. Дипломатические и кон­сульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установ­ленных законом. Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать,  а по достижении возраста, установленного Конституцией Россий­ской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законо­дательных (представительных) органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации,  - быть  избранным в органы го­сударственной власти в выборные органы местного само­управления.    

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избран­ным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущест­венного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, при­надлежности к общественным объединениям. Не имеют права избирать и быть избранными гра­ждане, признанные  судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лише­ния свободы по приговору суда. За­конами и иными нормативными правовыми актами зако­нодательных (предста­вительных) органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с дости­жением им опреде­ленного возраста или со сроком его проживания на опреде­ленной территории Российской Федерации (соответственно уровню проводи­мых выборов). Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при выборах главы ис­полнительного органа  государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах  главы местного самоуправления; сроки обязательного проживания на указанной территории  не могут превы­шать одного года.

Ограничения, связанные со ста­тусом депутата, в том числе с невозможно­стью находиться на государственной службе, заниматься  другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации,  феде­ральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами за­конодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации.

Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных ос­нованиях. Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации "за" или "против" кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Голосование на выбо­рах в Российской Федерации является тайным, то есть исключающим воз­можность ка­кого-либо контроля за волеизъявлением избирателя.

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается поря­док выборов  Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания  Российской Федерации, иные федеральные го­сударственные органы, предусмотренные  Конституцией Российской Федера­ции и избираемые непосредственно гражданами Российской  Федерации в со­ответствии с федеральными законами, порядок, исполь­зуемый при выборах  в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах  в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с фе­де­ральными законами,  законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных)  органов государственной власти субъек­тов Федерации. Этот по­рядок определяется конституционно-правовыми нор­мами, которые в своей совокупности образуют избирательное  право. Следова­тельно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между  собой, хотя отождествлять их нельзя. Избирательная система и избирательное  право Российской Федерации базируются на основных гарантиях изби­ратель­ных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное воле­изъяв­ление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы про­ведения выборов в Рос­сийской Федерации.

Информация о работе Избирательные системы и избирательные технологии